30 сентября 2006
3085

Галина Гусарова: Знать, куда деньги идут


Вспомним первые месяцы после запуска национального проекта "Здоровье". Для всех было понятно только одно: повышается заработная плата. На деле это оказалось доплатой только трем категориям врачей и медицинских сестер. Понятно, появилось серьезное недовольство.

Мне повезло, что включили в рабочую группу Комиссии по здравоохранению Общественной палаты, в рабочую группу при президенте. И я раньше других региональных руководителей разобралась в существе дела. Приезжая на территорию, теперь просто собираю коллектив и довожу до сведения суть проекта. Потом можно и спрашивать с людей за его реализацию.

В некоторых выступлениях прозвучала критика в адрес законов No 131 и No 122. Может быть, нам тоже не очень нравятся эти законы, но они приняты. Надо работать в рамках законов. Мы разделили ответственность бюджетов по уровням: федеральный, региональный и муниципальный. Вот и поговорим о федеральной ответственности. Самарская область получает сейчас вакцины, оборудование, доплату к заработной плате на сумму 1,6 миллиарда рублей. Я давно работаю в здравоохранении, но вот уже более 20 или 25 лет не было такого массированного вброса в регион подобных ресурсов.

Если федеральная власть выделяет деньги, то обязательно должно быть софинансирование на национальный проект. У нас в области это составляет 800 миллионов рублей. Но есть еще ответственность муниципальная. Более 50 миллионов вложили наши муниципалитеты в реализацию национального проекта. Можно долго говорить, что у муниципалитетов нет денег, у губернаторов нет денег. Наверное, много зависит от руководителей органов управления здравоохранения. Если идешь к губернатору с принципиальным обоснованием затрат, с персонифицированным учетом, то обязательно получишь деньги. По крайней мере, так происходит в Самарской области.

Едва зашла речь только о первичном звене, даже я возмутилась: почему лишь туда направляются деньги, а не в стационары? Но потом поняла, что участковые врачи, которые ходят по подъездам, где убивают, врачи, которые стаптывают не одну пару обуви, которые знают каждую семью, - именно та категория, которой сегодня нужно помочь. Причем доплатить не просто так, а за дополнительный объем медицинской помощи.

Министерство здравоохранения заставило сделать регистр и ежемесячно его обновлять по врачам, и тогда мы поняли, кем и кто у нас работает. Участки привели к норме. Другое дело, что до сих пор еще сохраняется совместительство. У нас был коэффициент 1,6, а сейчас уже 1,2. То есть растет интерес молодых специалистов идти работать на участок.

Сегодня разговор идет и об обновлении материальной базы "скорой помощи". Понятно, что деньги сюда поступают из федерального бюджета. Но ведь не учли зарплату водителей и санитарок! А коль "скорая помощь" стала расходным обязательством муниципалитетов, значит, они сегодня и доплачивают водителям и санитаркам. Из каких фондов? Хорошо, если есть деньги в бюджете муниципалитета. А если нет? Вот зачем нужен фонд софинансирования. Муниципальный руководитель просто должен доказать главе администрации или губернатору что средства из фонда пойдут на доплату работникам "скорой помощи", на улучшение медицинского обслуживания. Иначе муниципалитет просто не выполнит свою часть национального проекта. Не думаю, что найдется "упертый" губернатор, который не захочет поддержать муниципалитет.

Надо хорошо планировать свои расходы, реально представлять, куда идут деньги. В Самарской области было 16 отделений переливания крови. Я пошла на областную станцию переливания крови и посмотрела, кто ее сдает. Бомжи, синие алкоголики, студенты... Рассказала губернатору, чью кровь мы переливаем нашим девочкам в родильных домах. И послали специалистов в Данию. В течение последних четырех лет мы переливаем нашему населению только карантинизированную кровь. Закрыли все 16 отделений и оставили 3 станции переливания крови. Я знаю, что везде в России кровь забирают и переливают по-старому. Но это уже вопрос безопасности страны. В нашей области принята также программа профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. В 2007 году закладываем на эти цели 182 миллиона рублей.

Недавно прочитала в "Российской газете" такую фразу: "Если власть дала деньги, она должна за них и спросить". С нас спрос один: повышение качества профилактики и лечения, эффективное использование современного оборудования, обеспеченность регионов нужными медикаментами. Появится такая ответственность - появится надежда, что национальный проект заработает.



Галина ГУСАРОВА

Министр здравоохранения

и социального развития

Самарской области





http://www.fondedin.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован