Дисфункции неизбежны в любом обществе и проявляются в том, что социальный институт в той или иной степени перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и целями, ради которых он создавался. Важнейшая функция государства - обеспечение гражданам возможности реализации витальных, социальных, духовных потребностей. Поэтому предложенная к обсуждению тема предполагает ответы на следующие вопросы: 1 - в чем проявляются дисфункции российского государства? 2 - какова динамика и тенденции развития отношений государства и общества? 3 - какова реальная востребованность религии как социального института в данных условиях?
Матрицу взаимоотношений государства и граждан задает законодательство страны. Насколько оно гарантирует соблюдение прав россиян на реализацию базовых потребностей? Степень их удовлетворения и будет свидетельствовать об эффективности государства. Приоритетность этих потребностей закреплена в конституциях, международных пактах. Например, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (16 декабря 1966 г.). В ст. 5 Пакта подчеркивается, что никто не имеет права предпринимать действия, направленные на уничтожение или ограничение любых прав и свобод под предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или признаются в меньшем объеме.
Пакт обязывает государства обеспечить право каждого на свободно выбираемый труд, поскольку только полная производительная занятость является гарантией личных, политических и экономических свобод человека (ст.6). И это принципиально важно, поскольку для подавляющего большинства заработная плата является единственным или основным источником дохода. В той же статье гарантируется профессионально-техническое обучение, а в ст. 7 справедливая зарплата, достаточная для существования работника и его семьи, условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Заметим, что приоритетность международных договоров зафиксирована в конституциях многих стран, в том числе в РФ (ст. 15). Но Конституция РФ (ст. 37) не содержит права каждого на труд и снижает порог заработной платы до "установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда", который не обеспечивает прожиточный минимум. Отказ государства в обеспечении права на труд через предоставление достаточного количества рабочих мест с достойной заработной платой на практике не компенсируется правом "на защиту от безработицы" (ст. 37). В результате статья 19 в Конституции РФ провозглашающая, что "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств", утрачивает объективные условия для своей реализации.
Приведем факты, доказывающие справедливость данного вывода. В начале 2011г в России наиболее нуждающихся было 20,5%, низкообеспеченных - 52,9%, относительно бедных - 22,5%, среднеобеспеченных - 3,1%, высокообеспеченных - 1% . С 1 июня 2011г. минимальный размер оплаты труда вырос на 6,5% и составил 4 тыс. 611 рублей, что ниже прожиточного уровня более чем на 2 тыс. рублей (6473 руб.) и на 1,5 тыс. потребительской корзины (6030руб.). По данным Росстата при средней номинальной зарплате по стране за июнь 2011г. в 24601 руб., численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за первый квартал 2011г. составила 16,1%. Не имели занятия 6,1%, но в качестве безработных была зарегистрирована лишь четверть из них.
Суммарная задолженность по заработной плате (кроме субъектов малого предпринимательства) на 1.07. 2011г. составила 2430 млн. руб. Причем, из общей суммы 25,9% приходится на задолженность, образовавшуюся в 2010г., 27,4% - в 2009г. и ранее. В 2010г. 98% задолженности приходилось на частные компании, 2% - бюджеты разных уровней". Люди выживают за счёт примитивизации потребностей, ведь практически половина россиян не имеет "подушки безопасности": 48% респондентов Левада-центра не имеют банковских счетов и не планируют их открывать.
Сложившаяся ситуация не могла не вызвать отчуждения не только от государства, но и от страны. На вопрос: "Готовы ли Вы уехать из России на постоянное место жительства?" были получены следующие ответы: "Если предложат - не откажусь" - 45,5%, "Да, уже иду к этой цели" - 23,1%, "Однозначно нет. Россия - лучшая страна!" - 24,2%, "Посмотрю на обстановку в стране в ближайшие годы. А там уже решу" - 7,2%.
Итак, дисфункции российского государства налицо. Поскольку оно не в состоянии создать условия для реализации базовых потребностей, значительная часть граждан дистанционируется от него. Исправление ситуации может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего ожидания и потребности граждан. Именно поэтому второй поставленный нами вопрос звучит так: каковы тенденции развития отношений общества и государства, иначе говоря - какого цвета свет в конце туннеля?
Разработчики "Стратегии - 2020" считают, что у России есть два пути, либо "жизнь в долг", либо "научиться жить по средствам, ...в том числе "заново оценить наши социальные обязательства" . На наш взгляд, основным показателем дальнейшего отстранения государства от регулирования социальных, в широком смысле слова, процессов, а, следовательно, выполнения социальных обязательств, является ориентация на тотальную приватизацию государственной собственности. По поручению Д. Медведева будет приватизирована двадцать одна компания, из них 14 полностью, в том числе "Аэрофлот", Ростелеком, Объединенная зерновая компания. В плане приватизации Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Росагролизинг, "Интер РАО ЕЭС", "Зарубежнефть", "Роснефть", "Транснефть", "Русгидро", ВТБ, "Совкомфлот" и т.д. Планируется проводить приватизацию не только "вширь", но и "вглубь", т.е. отказываться от контрольного пакета акций. Она должна дать 6 трлн. рублей . Приветствуется участие в торгах иностранного капитала . Несмотря на это, Минфин планирует увеличивать госдолг России более чем на 2 трлн. рублей в год, что к концу 2014 г. составит 17% ВВП.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ В ПРИЛОЖЕНИИ
Viperson