Как уже сообщал "Челябинский рабочий", приступил к исполнению своих обязанностей новый военный комиссар области генерал-майор Петр Агинов. Сегодня он гость нашей газеты.
О своем переводе на "большую землю" из Дальневосточного военного округа, где Петр Филиппович проходил службу с 1981 года после окончания академии бронетанковых войск и последние девять лет занимал должность военкома Сахалинской области, он знал давно и был готов идти служить "туда, куда направят". "Я - государев человек, - говорит генерал, - и приказы не обсуждаю. Так устроен, так воспитывался". В Министерстве обороны прочили его на должность военного комиссара Дагестана, но в последний момент Генштаб отменил решение, и П. Агинов был направлен в Уральский военный округ, где ему предлагалось стать военкомом Свердловской или Челябинской областей. Он предпочел Челябинск.
- Я вполне представляю себе тот круг задач, которые предстоит мне решать, и ту большую ответственность, которая легла на мои плечи. Но это меня не пугает. Вырос я в многодетной семье (у родителей нас было восемь - я старший), с малых лет привык к повседневному труду. Отец и мать встретили друг друга в Сибири, куда во времена сталинских репрессий переселяли калмыков. После реабилитации наш народ стал возвращаться в родные места. В 1957 году родители вернулись в Ростовскую область, где я и поступил в школу. Отец работал табунщиком, мать воспитывала детей. Она умерла, когда я уже оканчивал академию. Жили тяжело, но все мои братья и сестры получили образование.
После школы я год работал механизатором - и на тракторе, и на комбайне. Но жизнь свою посвятил армии. И никогда, ни разу не пожалел об этом. Ульяновское высшее гвардейское танковое училище окончил с отличием и в 1973 году был направлен для прохождения службы в Группу советских войск в Германии. В те годы я активно занимался спортом, был кандидатом в мастера спорта по вольной борьбе, выступал на ринге. В последнее время немного расслабился. Не курю, но иногда...
Генерал считает себя по складу характера человеком спокойным. Однако признает, что иногда бывает вспыльчив. "Это очень плохая черта, - говорит Петр Филиппович. - Но если вспылил, нагрубил (матом принципиально не ругаюсь), могу просто извиниться и сказать при всем коллективе: да, я был не прав. Если критика в мой адрес несправедлива, пытаюсь объяснить человеку, в чем он ошибается".
Вполне вероятно, что именно эти качества плюс глубоко профессиональное отношение к порученному делу помогали Петру Филипповичу Агинову уверенно подниматься по служебной лестнице. Он прошел все командные должности - от командира взвода до начальника штаба соединения, а затем в 38 лет стал самым молодым военным комиссаром Сахалинской области за всю ее историю. Опять же впервые именно ему среди тех, кто когда-то находился на этой должности, было присвоено генеральское звание. До Агинова военкомы Сахалинской области имели звание не выше полковника.
Более того, в знак признания заслуг в деле возрождения казачества он был награжден почетной грамотой Сахалинского казачьего округа и избран его походным атаманом.
- Да, я один из тех, кто стоял у истоков этого движения на Сахалине. К сожалению, казачество пока не может полностью реализовать свой потенциал. Нет пока единства в его рядах, нет законодательной базы. Но казаки сегодня вполне способны взять на себя и уже берут немалую часть забот по военно-патриотическому воспитанию молодежи, что мне как военкому очень импонирует и чему я всегда готов содействовать.
Такое же отношение у генерала и к религии. Если церковь способна укрепить у молодых ребят любовь к родной земле, готовность постоять "за други своя и Отечество", грех отказываться от такой помощи. Но сам он, того, быть может, не сознавая, в душе буддист, как и его предки. По крайней мере, однажды на вопрос, кто, на его взгляд, виноват в том хаосе, что творится в стране, ответил: "Я никогда никого ни в чем не винил: как жизнь идет, так и есть". Об участии людей в погонах в политике отзывается весьма сдержанно: "Военный человек есть военный, а не чиновник и не правитель государства. Он учился для того, чтобы защищать наши границы, Отечество. Война в Чечне, по моему глубокому убеждению, никому не была нужна - ни армии, ни народу".
Старший сын генерала, судя по всему, с отцом согласен. Окончив суворовское училище, он поступил в Благовещенское танковое. Но после расстрела "Белого дома" в числе других курсантов подал рапорт об уходе и дослуживал срочную службу солдатом. Живет сейчас с родителями жены в Калмыкии. Дочь Петра Филипповича продолжает учебу в педагогическом университете, младший сын - в школе. Теперь уже в Челябинске.
- А с женой мы познакомились, - рассказывает Петр Филиппович, - в городе Городовиковске в Калмыкии. Он назван в честь нашего национального героя гражданской войны, соратника Буденного и Ворошилова по Первой конной армии Оки Ивановича Городовикова. В годы Отечественной войны он в звании генерал-полковника был главным инспектором кавалерии РККА, стал Героем Советского Союза. Так случилось, что еще курсантом я был здесь в отпуске, а Светлана оканчивала факультет хореографии музыкального училища и в Городовиковске проходила практику. По специальности она балетмейстер. Когда я окончил училище, мы поженились...
Но молодой офицерской жене не пришлось в полной мере проявить свои хореографические таланты. Пять лет в Германии на общественных началах вела различные кружки художественной самодеятельности. Всегда с удовольствием работала с детьми, готовила концерты к праздникам. Квалификации старалась не терять. Выступала на сцене, с ансамблем из Потсдама выезжала в другие города, участвовала в конкурсах. А в бытность Петра Филипповича слушателем академии не раз "Молдованкой"и "Цыганочкой" в ее исполнении засматривался отряд космонавтов. Сценические костюмы до сих пор кочуют с семьей Агиновых по всем гарнизонам.
- Моя жена воспитывалась не в дворянской, не в элитной, а в обычной семье, где было семеро детей. Так что она у меня человек привычный к бытовым неурядицам, которые неизбежно возникают при перемене места службы. С ней мы прошли не один таежный гарнизон, где кроме солдатских клубов ничего нет. Даже на общественных началах заниматься по своей специальности не могла. Поэтому в 1981 году пошла служить в армию. Сначала рядовым, сейчас уже прапорщик.
Когда Петр Филиппович узнал о предстоящем переводе с острова на материк, он продал дачу - единственную ощутимую материальную ценность, которой владел. "Жигули" 99-й модели, которой чаще управляет Светлана Александровна, ему подарил президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов.
- Перед тем, как ехать в Челябинск, - рассказывает Петр Филиппович, - мы проводили отпуск в Калмыкии. Кирсан Николаевич, с которым я знаком давно, решил преподнести такой подарок, когда узнал, что мне присвоено звание генерала. При вручении ключей от машины президент сказал, что делает это от всей души и с целью поднять авторитет военной службы среди подрастающего поколения граждан республики. А вообще-то я третий за всю историю Калмыкии генерал. Правда, единственный, кто сегодня находится на военной службе.
11.10.1997
www.chrab.chel.su