Интервью Александра Синайского в рубрике "содружество" N2-2007
ГЕНЕРАТОР РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
СИНАЙСКИЙ Александр Сергеевич Генерал-лейтенант. Родился 10 июня 1952 г. в г. Фрунзе Киргизской ССР. С 1969 г. - в Вооруженных силах. В 1973 г. окончил Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище, в 1981 г. - общевойсковой факультет Военно-политической академии им. В. И. Ленина, в 1984 г. - адъюнктуру, в 1992 г. - докторантуру (кафедра международных отношений) ВПА. В 1993 г. окончил Королевский колледж оборонных исследований (Великобритания). Служил в должностях заместителя командира роты, батальона 2-й гвардейской Таманской дивизии; преподавал на кафедре международных отношений Военно-политической академии им. В. И. Ленина, был начальником кафедры Военного университета Министерства обороны РФ, заместителем начальника Военного университета по учебной и научной работе. С 1999 г. - секретарь Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств. Доктор исторических наук, профессор. Специализация - международные отношения, геополитика, политология.
Отсчет времени существования Совета министров обороны СНГ ведется с 14 февраля 1992 г. В этот день главы государств Содружества подписали соглашение "О Совете министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств". Сегодня СМО СНГ можно рассматривать как генератор развития многостороннего военного сотрудничества, формирования его идеологии в русле общих проблем политической и экономической интеграции государств Содружества. Анализируя итоги пятнадцатилетия, можно сделать вывод, что для каждого из государств СНГ разумной альтернативы данному сотрудничеству нет. Одно историческое прошлое, объективно существующее общее геополитическое и экономическое пространство, культурные, языковые и многие другие традиционные связи между народами бывшего СССР создают основу для выработки согласованных мер в области военной безопасности. Совет министров обороны государств-участников СНГ практически развивает многостороннее военное сотрудничество, в том числе и через координационные комитеты, созданные на временной основе и действующие по основным направлениям совместной работы. А также - через деятельность координационных совещаний. Особое место в организации и координации принадлежит Секретариату СМО СНГ, который состоит из 20 человек. С 1 января 2006 г. был упразднен Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ, а его правопреемником определен Секретариат СМО СНГ, которому передавались функции упраздненного Штаба КВС СНГ. В настоящее время Совет министров обороны государств-участников СНГ возглавляет заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - министр обороны РФ Сергей Борисович Иванов. Исполнительный орган - Секретариат СМО СНГ - возглавил генерал-лейтенант Александр Сергеевич Синайский. Накануне 15-летия Совета секретарь СМО СНГ ответил на вопросы специального корреспондента нашего журнала.
- Товарищ генерал-лейтенант, Содружество Независимых Государств многими воспринимается как нечто, существующее в теории. Между тем, ряд экспертов все чаще положительно оценивают динамику военного сотрудничества в рамках СНГ. Каково реальное состояние и перспективы соответствующей военной интеграции? - Беспристрастный анализ развития военного сотрудничества государств-участников СНГ показывает, что с самого начала оно развивалось опережающими темпами по отношению к другим сферам интеграции. За истекшие 15 лет проделана колоссальная работа по формированию нормативно-правовых основ военно-интеграционных отношений стран Содружества. Судите сами: около 50% всех рассмотренных вопросов в уставных органах СНГ посвящено проблемам военного сотрудничества. Благодаря этому через временное формирование Объединенных Вооруженных сил СНГ удалось провести цивилизованный раздел Вооруженных сил Советского Союза, сохранить единое оборонное пространство, сопряженность вооружений и военных инфраструктур, атмосферу добрососедства. Переход к координации военного сотрудничества был обусловлен объективными обстоятельствами начального этапа формирования национальных вооруженных сил. Сегодня вновь появились предпосылки для построения отношений на принципах интеграции с учетом гармонизации как региональных, так и двусторонних интересов. За прошедшие полтора десятилетия на постсоветском пространстве сложилась достаточно сложная многовекторная система отношений в военной сфере. Особое место в ней занимают как теоретические разработки в области военной безопасности, так и практическая работа по организации и проведению совместных оперативных мероприятий Вооруженных сил государств СНГ.
- Александр Сергеевич, что лежит в основе деятельности Совета министров обороны государств-участников СНГ? Как строится его практическая работа? - На смену глобальной угрозе мировой ядерной войны пришла целая череда новых вызовов и рисков. Особую опасность для СНГ представляют вооруженные конфликты, возникающие на почве международного терроризма, агрессивного экстремизма и религиозной нетерпимости. Как показало время, усилия независимых государств по разрешению проблем военной безопасности в одиночку не могут принести желаемых результатов. Это является объективной предпосылкой деятельности всех государств Содружества по углублению интеграционных процессов в военной сфере. В соответствии с возложенными функциями и задачами Совет министров обороны рассматривает концептуальные подходы к вопросам военной политики, военного строительства государств-участников СНГ и согласовывает усилия министерств обороны государств СНГ по вопросам реализации соглашений и других документов Совета глав государств в области обороны и военной безопасности. А также осуществляет координацию военного сотрудничества, вырабатывает предложения по вопросам реализации усилий государств Содружества, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на их территориях и внешних границах, подготовку и применение групп военных наблюдателей и коллективных миротворческих сил по поддержанию мира в Содружестве, по сближению нормативно-правовых актов государств СНГ в области военного строительства и социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. СМО СНГ действует на основе Перспективного плана развития военного сотрудничества государств-участников СНГ и охватывает все сферы военного сотрудничества. Основной формой деятельности Совета министров обороны являются заседания, которые проводятся, как правило, не реже одного раза в полгода. Внеочередное заседание Совета министров обороны созывается по решению Совета глав государств СНГ, председателя Совета министров обороны, а также по предложению любого члена СМО СНГ, поддержанному не менее чем одной третью членов Совета. Активно используются такие формы работы, как "круглые столы", конференции, рабочие встречи, консультации, совещания, обмены мнениями по наиболее актуальным вопросам военного сотрудничества. Всего со дня образования СМО СНГ подготовлено и проведено 50 заседаний Совета министров обороны. Их организационно-техническое, информационно-аналитическое и консультативное обеспечение осуществлялось Секретариатом СМО СНГ. За время своей деятельности СМО СНГ подготовил и принял более 650 документов по различным аспектам военного сотрудничества, в том числе по наиболее важным вопросам обороны и военного строительства - свыше 210. В подписании документов, которые принимались на основе консенсуса, участвовали министры обороны - или уполномоченные ими представители - всех государств Содружества. При этом со стороны Азербайджанской Республики было подписано около 39% решений и протокольных решений, со стороны Республики Армения - 97, Республики Беларусь - 91, Грузии - 55, Республики Казахстан - 97, Кыргызской Республики - 100, Республики Молдова - 7, Российской Федерации - 100, Республики Таджикистан - 100, Туркменистана - 7, Республики Узбекистан - 40, со стороны Украины - 26% принятых документов. Из этих цифр видно, что наиболее активны в подписании межгосударственных нормативно-правовых документов в оборонной сфере министры обороны Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В настоящее время несколько снизилось участие в принятии решений Совета министров обороны руководителей военных ведомств Молдавии, Туркмении и особенно - вследствие известных политических причин - Грузии. Как положительный пример можно отметить возросшую активность в работе Совета главы военного ведомства Узбекистана. Из числа наблюдателей в заседаниях Совета министров обороны постоянно принимает участие министр обороны Украины. В соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств СМО СНГ, являясь органом Совета глав государств СНГ по вопросам военной политики и военного строительства, активно взаимодействует с уставными и рабочими органами СНГ. В пределах своей компетенции СМО взаимодействует также с органами военного управления государств, с Межпарламентской ассамблеей СНГ, органами других региональных организаций на пространстве Содружества. Целенаправленная и активная деятельность СМО СНГ позволила существенно расширить формы военного сотрудничества на многонациональной основе, что способствует развитию интеграционных процессов в СНГ в целом.
- Приведите, пожалуйста, примеры практической реализации заявленной интеграции в военной области. - В своей деятельности Совет министров обороны последовательно переносит вектор основных усилий с создания нормативно-правовой базы военного сотрудничества к практической ее реализации. Наиболее зримый пример - успешное совершенствование объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ. Сегодня она защищает воздушное пространство восьми государств Содружества. Так, боевой состав сил и средств ПВО на европейской границе увеличился в два раза, на южной границе СНГ - до полутора раз. Результаты ежегодно проводимых командно-штабных тренировок с органами управления и дежурными силами объединенной системы ПВО с реальным обозначением воздушной обстановки подтверждают эффективность ОС ПВО СНГ по защите государственных границ стран Содружества в воздушном пространстве. С сентября 1996 г. частями ПВО проводятся боевые стрельбы. В сентябре 1998 г. состоялись первые совместные тактические учения войск ПВО и ВВС "Боевое Содружество - 98". Подобные учения стали традиционными и проводятся раз в два года. Последовательно создается совместная система связи Вооруженных сил государств Содружества. На территории девяти стран СНГ функционирует и несет боевое дежурство система государственного опознавания "Пароль". Создана система обмена информацией по безопасности полетов военной авиации государств Содружества. Активно ведется сотрудничество в области топогеодезического и метеорологического обеспечения деятельности Вооруженных сил государств Содружества. В ноябре 2004 г. СМО СНГ одобрил создание объединенной системы выявления радиационной, химической и биологической обстановки. В соответствии с решениями СМО СНГ министерствами обороны государств Центральноазиатского региона и Российской Федерации подготовлены и проведены в рамках противодействия международному терроризму совместные командно-штабные учения "Южный щит Содружества - 99" - на территории Кыргызской Республики, "Южный щит Содружества - 2000" - на территории Республики Таджикистан, "Южный щит Содружества - 2001" и "Южный щит Содружества - 2002" - на территории Российской Федерации. На территории Республики Казахстан проведены комплексное оперативно?тактическое учение "Юг - Антитеррор 2002", учения "Южный щит Содружества - 2003" и "Южный щит Содружества - 2004".
- Полное взаимопонимание невозможно без общей духовной основы. Эффективное военное взаимодействие, видимо, не является исключением из правила. Работаете ли вы в области духовного обеспечения военного сотрудничества? - Совет министров обороны уделяет самое серьезное внимание формированию духовных основ военного сотрудничества. В рамках этой деятельности традиционным стал, к примеру, Московский международный фестиваль армейской песни "Виват, Победа!" Последний состоялся в апреле 2006 г. в Москве. Регулярно проводятся обмены творческими коллективами, музейными экспозициями, выставками. Под девизом "За укрепление дружбы между Вооруженными силами государств Содружества!" проводятся спартакиады. В 2002 и 2003 гг. в них приняло участие более 500 спортсменов, разыграно более 300 медалей. В апреле 2005 г. в Санкт-Петербурге состоялась спартакиада дружественных армий, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В июне 2006 г. в Самаре проведена спартакиада, посвященная 15-летию Содружества Независимых Государств.
- Александр Сергеевич, вы сказали, что СМО СНГ строит работу на основе Перспективного плана развития военного сотрудничества государств-участников СНГ, который охватывает все сферы военного взаимодействия стран Содружества. Что именно подразумевается под всеми сферами? - Востребованным перспективным направлением деятельности рабочих органов государств-участников СНГ в военной сфере, которое может быть реализовано только через Совет министров обороны, является содействие развитию многостороннего военного сотрудничества в формате Содружества Независимых Государств в военно-политической, собственно военной, в области военно-технического, военно-научного сотрудничества, социально-правовой и гуманитарной областях. Содружество объективно заинтересовано в том, чтобы успешно развивались все эти направления. Сотрудничество в военно-политической области предусматривает согласование военно-политических целей и оборонных задач, развитие контактов высшего военно-политического руководства стран Содружества и разработку системы мер для поддержания и обеспечения военной безопасности государств. В настоящее время - это наиболее активно развивающееся направление, в котором участвуют все страны СНГ. Сотрудничество в военно-технической области направлено на согласование военно-технической политики государств, выработку общих принципов оснащения Вооруженных сил, разработку совместных программ развития оружия и военной техники, а также - на совершенствование их военно-промышленной базы. Сотрудничество в военной области нацелено на координацию совместной или согласованной деятельности министерств обороны государств-участников СНГ в решении вопросов строительства и развития национальных вооруженных сил, повышения их боеспособности, боевой и мобилизационной готовности. К несомненному достижению в области собственно военного сотрудничества следует отнести разработку рабочими органами СМО СНГ методологии миротворческой деятельности, которая нашла свое практическое воплощение в ходе операций по поддержанию мира в Таджикистане и Абхазии. Мы имеем исторический пример успешного проведения миротворческой операции в Таджикистане, где благодаря усилиям Вооруженных сил Содружества достигнут положительный результат, аналогов которому не так уж много в современной международной практике. Сегодня под флагом СНГ проводится миротворческая операция по поддержанию мира в зоне конфликта в Абхазии. Сотрудничество в военно-научной области направлено на согласование и реализацию военно-научной политики в министерствах обороны, организацию научной работы в военных научно-исследовательских организациях, высших учебных заведениях, на полигонах. Эта область взаимодействия включает совместные эксперименты и испытания. Сотрудничество в социально-правовой и гуманитарной областях нацелено на взаимодействие министерств обороны государств-участников СНГ по вопросам социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей, выработку согласованных предложений, подготовку проектов модельных нормативных документов в целях сближения нормативно-правовых актов государств-участников СНГ, регламентирующих социально-правовую защищенность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В последнее время в военных ведомствах государств Содружества нашли положительный отклик проводимые Советом министров обороны мероприятия, направленные на организацию взаимодействия между министерствами обороны в информационно-пропагандистском обеспечении военного строительства в государствах-участниках СНГ. Активно сотрудничают культурно-досуговые учреждения министерств обороны, архивные службы, психологи, социологи, сотрудники воинских мемориалов, учреждений по работе с допризывной молодежью. Особого внимания заслуживает опыт международной деятельности Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО (ДОСААФ) в рамках СНГ.
- Но, как видно даже из приведенной вами статистики подписания документов, которые принимались на основе консенсуса, не все государства готовы исполнять коллективные решения... - Сегодня мы наблюдаем различные уровни развития основных составляющих интеграционных процессов в военной области. Первый уровень, характеризуемый как самый высокий этап развития, в котором участвуют члены Организации договора о коллективной безопасности, охватывает в полной мере все сферы военного сотрудничества. Его можно классифицировать как союзнические отношения. Второй уровень - промежуточный. Он приемлем для членов СМО государств-участников СНГ, затрагивает в полном объеме только военно-политическое и частично распространяется на военно-техническое и военное сотрудничество. Его можно определить как партнерские отношения. Наконец, третий уровень - минимальный, устраивающий государства, которые представлены на заседаниях СМО СНГ в качестве наблюдателей. Он подразумевает в основном развитие военно-политического сотрудничества, отчасти способствует совершенствованию отношений государств в военно-технической, социально-правовой и гуманитарной областях и пока не приемлет сотрудничества в чисто военной сфере. Его можно охарактеризовать как начальный уровень отношений. Тем не менее, для каждого из государств СНГ разумной альтернативы многостороннему военному сотрудничеству в рамках всего Содружества пока нет. Региональное объединение подразумевает добрососедскую взаимопомощь. Это осознают и политики, и народы в целом.
Материал подготовил Михаил СЕВАСТЬЯНОВ
http://voin-brat.ru/content/view/85/20/