15 октября 2004
1625

Геннадий Букаев: Финансовая амнистия? почему бы и нет

На вопросы читателей `Российской газеты` отвечает министр по налогам и сборам Геннадий Букаев
Начнем с неожиданного. Геннадий Иванович, уже через полгода граждане столкнутся с проблемой возврата им подоходного налога за лечение. Мы обзвонили несколько аптек и всем задавали один и тот же вопрос: как оформлять документы на лекарства для налоговой инспекции, чтобы получить вычеты. Ответ, как правило, один: либо `не знаем`, либо `никто по этому поводу пока не обращался`. Так все же: нужен ли рецепт врача, выписка из истории болезни, товарный чек и кассовый чек?

- В прошлом году, когда была принята глава Налогового кодекса о налоге на доходы физических лиц, появилось новое понятие - вычеты. Хотели сделать как можно лучше для людей. Ведь заполнив декларацию, можно будет вернуть часть подоходного налога. Но вот идеологию по вычетам толком не продумали. А ведь Министерство здравоохранения обязано определить, какой должен быть чек для получения вычетов, какой будет рецепт, какие лекарственные препараты и для лечения каких заболеваний входят в список для получения права на социальный налоговый вычет и предоставить эту документацию нам. Но беда заключается в том, что пролетело полгода, а действий со стороны Минздрава пока практически нет никаких. А ведь потом, в январе 2002 года, люди придут не в Минздрав, а в налоговую службу и скажут: `Отдайте наши деньги`. При этом речь идет на самом деле о том, что граждане получат вычет в размере 13-процентного налога от 25 тысяч рублей. И, следовательно, сама сумма вычета, которую можно будет получить на руки, - чуть больше трех тысяч рублей. И это надо четко сказать людям.

В чем смысл вычета? Скажем, годовой доход гражданина составил условно 50 тысяч рублей. С этого дохода высчитывается 25 тысяч, а оставшаяся часть облагается налогом по 13-процентной ставке. То есть реально это - 3 тысячи 250 рублей. Это первое.

И хотя сейчас работа в Минздраве пошла интенсивнее, мы можем сказать одно: люди, собирайте бумаги и храните их. На самом деле для нас лучший вариант с вычетами, который уже практиковался на льготах по строительству жилья. Гражданин собирал документы и приносил их в бухгалтерию по месту работы. На мой взгляд, нам нужно к этому вернуться. Иначе налоговые инспекторы зашьются в силу того, что попросту не хватит кадров.

Когда Минздрав должен подготовить эти документы?

- Вчера! Ведь гражданин-то получает рецепт сегодня.

На прошлой встрече вы сказали, что если уж человеку так не хочется в силу определенных причин получать ИНН, ради бога, пусть он его не получает. Но тогда у него непременно возникнут свои сложности. По этому поводу есть конкретные письма. После вашей встречи с патриархом депутаты Госдумы внесли законопроект, по которому номер будет присваиваться не конкретному лицу, а свидетельству о постановке на учет налогоплательщиков. И наш читатель спрашивает, как к этому относится лично министр Букаев? И второй вопрос: другой наш подписчик из города Миасса В. Курдюкова месяц назад отправила лично вам письмо, в котором недоумевает, почему налоговая инспекция без вашего разрешения не может отменить ИНН для конкретного гражданина. Правильно ли это?

- Это, конечно, абсолютный перекос. Если каждый член Правительства будет по всей России давать личные разрешения, то ни на что другое времени не останется. Система должна работать в автомате. Когда все прозрачно, все ясно.

По ИНН было принято решение о том, что на весенней сессии Госдумы никакие изменения в первую часть Налогового кодекса рассматриваться не будут. Весь упор и был сделан на новые главы второй части Кодекса: по прибыли и добыче полезных ископаемых. Вот на осенней сессии ряд изменений в первую часть Налогового кодекса все же будет вноситься.

А в целом по ИНН разъясню еще кое-что для налоговых инспекций - если человек отказывается от ИНН, он вправе это сделать, и никто не может его принудить. Это положение остается в силе.

Вопреки прогнозам пессимистов единый социальный налог собирается хорошо. Но проблема в том, что уменьшилась доля соцстраха в цене санаторных путевок. А путевки в дома отдыха вообще теперь идут только за полную стоимость. Эта ситуация прогнозировалась?

- Этот вопрос вам следует задать председателю Фонда социального страхования. Ведь раньше ставка по соцналогу была 5,4 процента. Теперь же стала четыре. Сокращение только на 1,4 пункта. А вот объемы поступлений за первое полугодие единого социального налога по сравнению с прошлым годом возросли на 30 процентов. Вычтем и инфляцию 12 процентов. Все равно остается прирост, в том числе и в Фонд социального страхования. Мне кажется, здесь налицо лукавство.

Недавно Госдума переживала схватки из-за налоговых льгот. В какую сторону склоняетесь вы?

- Да, борьба была настолько жесткой, что прошли только половину пути, обсуждая налог на прибыль организаций, а льготы по налогу на прибыль съели половину налогооблагаемой базы. Заодно выстроились и лоббисты, и каждый хотел отхватить льготы себе. Дело дошло до того, что первый замминистра финансов С.Д. Шаталов сказал: `Лучше вернуться к старым законам...` И вот тогда вызрела новая идея, она, кстати, родилась у Александра Жукова, председателя Комитета по бюджету и налогам: а что если нам серьезно снизить ставку налога на прибыль и отказаться от льгот? Минфин России и МНС России внимательно изучили вопрос, и тогда, ко второму чтению, появилась принципиально новая концепция: снизить ставку налога на прибыль, отказавшись от льгот. Правительство пошло на беспрецедентный шаг. И мы приложим все силы, чтобы у нас получилось администрировать данный налог на должном уровне. Надеюсь, что подобное снижение ставок налогов происходит не в последний раз.

В принципе на первый взгляд кажется, что льгота - это добро. А по сути своей она в скором времени, буквально за короткий период, превращается в громадную `дыру` в бюджете.

По НДС льгот в несколько раз больше, чем по налогу на прибыль. Может быть, и здесь нам снизить ставку и отказаться от льгот. На мой взгляд, это было бы правильно. А тем, кто не может конкурировать на равных и кому льготы все же положены - инвалиды, Главное управление исполнения наказаний Минюста РФ и т.д., - этим категориям в расходной части бюджета вместо льгот отдельной строкой надо прописать прямые выплаты.

Правительство предпринимает последний и решительный шаг после шести лет попыток взять недоимки с предприятий. Оно готово дать им еще один шанс. Откуда такая уверенность, что на этот раз должники уж точно раскошелятся?

- Прежде всего в стране изменилась экономическая ситуация, начался постепенный подъем экономики. Бартерные сделки, что было характерно для начала и середины 90-х годов, стали уступать денежным отношениям. При этом сложилась и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Появились деньги за нефть, за газ, за металл...

Попытки провести реструктуризацию долгов предпринимались трижды. Но, во-первых, все они были очень ограниченны и носили как бы выборочный характер. Первая масштабная попытка была предпринята в 2000 году, но и она тоже имела, если так можно сказать, чиновничий налет. Что я имею в виду? Тогда вопрос, дать или не дать отсрочку, решала комиссия, причем без каких-либо, я уж не говорю ясных, а хоть сколько-нибудь понятных правил, в чем, безусловно, есть определенная вина государства. И если мы хотим подвести черту под прошлыми ошибками, то надо устанавливать четкий государственный, подчеркиваю - государственный порядок.

Сегодня Правительство предлагает жить по правилам, давая возможность погасить долги в последний раз.

Каким образом?

- Ни в коем случае не прощать долги. Их можно только реструктурировать, то есть растянуть выплаты во времени. А вот если гасишь долг вовремя, то штрафы и пени (а они, кстати, составляют половину долгов) уже можно списать.

Такая идеология была заложена и в прежних постановлениях. Но что принципиально нового предлагаем мы? Во-первых, от процедуры принятия решения мы устранили чиновника. Теперь, как я сказал, решение принимается автоматически: заплатил текущие долги с начала года и иди на реструктуризацию с первого июля, с первого августа... Во-вторых, в налоговую инспекцию надо представить только несколько документов и график погашения задолженности. Подробный перечень документов, которые нужно представить налогоплательщику, есть в приказе МНС России от 21 июня 2001 года N БГ-3-10/191. Потом в течение шести лет гасится сам долг. И еще четыре года дается на погашение пеней и штрафов. Если же налогоплательщик вовремя гасит долг, то пени и штрафы и вовсе списываются. Вот и вся идеология, простая и ясная.

Многие все же выжидают: может, снова пронесет?

- Тут мы будем неумолимы. Ибо этот так называемый `серый` производитель создает дисбаланс на рынке. Он попросту начинает раздражать нормального налогоплательщика. Ведь тот, кто не рассчитывается с бюджетом, выдает на рынок продукцию по заниженным ценам. Это вопрос государственный, а не только налоговиков. Поэтому перед нами стоит задача `зачистить` рынок. Да-да, я так прямо и говорю - зачистить! И другого варианта просто нет. Зачистить ради и во благо нормальных, добросовестных налогоплательщиков.

Что ждет тех, кто решится в очередной раз перехитрить государство?

- Не советую этого делать. Сегодня у нас сложились хорошие деловые контакты с судебными приставами, с прокуратурой. А 177-я статья УК позволяет нам быстро наложить арест на имущество, дабы не дать возможность `перекачать` активы. Ну а далее - банкротство. Можете так прямо в газете и написать, мы будем делать все, чтобы этим нечистоплотным налогоплательщикам стало несладко. Мы будем делать все, чтобы недобросовестного налогоплательщика убрать с рынка, чтобы он исчез навсегда.

Вопрос из Ставропольского края: сельхозпредприятие вступило в прежнюю реструктуризацию - по 1002-му постановлению Правительства. Но теперь для них гораздо выгоднее новые условия, предусмотренные 458-м постановлением. Местная налоговая инспекция им отказала. Имеет ли она на это право?

- Да, имеет.

Все ли налоги подлежат реструктуризации?

- Все. Но не сами налоги, а долги в федеральный бюджет. Региональные и местные долги вправе реструктурировать местные и региональные власти. И мы надеемся на их поддержку.

Какова цена вопроса?

- Очень даже велика. Долгов накопилось в общей сложности на один триллион рублей.

Вопрос по тем структурным преобразованиям, которые происходят в вашем ведомстве: `Уважаемый министр! Создание единой налоговой инспекции на 300 квадратных километрах - какова цель такого укрупнения?`

- Это новая большая тема. Ее надо рассматривать отдельно, потому что структурная перестройка нашей системы - сложная, я бы даже сказал, гигантская работа. И суть ее, конечно, в одном интервью полностью разъяснить просто невозможно. Поэтому отвечу в нескольких словах. Налоговая система России образовалась в 91-м году. А с 1 января 1992 года она вышла из состава Минфина, став самостоятельной структурой - Государственной налоговой службой Российской Федерации. Служба была построена так, что в каждом районе, в каждом городе независимо от числа налогоплательщиков и налогооблагаемой базы была создана своя инспекция, являвшаяся низовым звеном Госналогслужбы России.

Сегодня у нас действует трехуровневая система - инспекция, управление на уровне субъекта Российской Федерации и министерство. Очень жесткая и довольно-таки централизованная, я вам скажу, система. У нас две с половиной тысячи инспекций по России. Полторы тысячи из них находится в сельских районах, где довольно низкая налогооблагаемая база. И если честно, иметь там налоговую службу очень сложно. Мы пошли по другому пути - по пути создания межрайонных инспекций. Одна инспекция на три района. Это будет, на наш взгляд, правильно.

Вопрос, который всплыл в начале парламентских каникул. Председатель бюджетного комитета Александр Жуков вспомнил забытое понятие `финансовая амнистия` и заявил, что не исключает ее применения у нас. Такой опыт уже есть в Казахстане, и мы знаем, что во время недавней поездки в Астану вы с ним знакомились. Ваше отношение к амнистии капиталов?

- Да, в Астане у своего коллеги З. Какимжанова я интересовался этой проблемой. В Казахстане коллеги приняли закон, в котором было прописано, что все, кто пожелает, могут открыть специальные счета в 15 уполномоченных банках. И зачислить на эти счета деньги как в местной валюте, так и в иностранной, как наличными деньгами, так и переводом. Вначале был установлен срок - 20 дней. Потом его продлили еще на 10 дней. В итоге было легализовано около 80 миллионов долларов. Происхождения этих средств никто не спрашивал, но они становились легальными. Смысл этого шага заключается в том, чтобы подвести черту под прошлым десятилетием `мутной` жизни, когда шло первоначальное накопление капитала.

Кроме того, было принято решение, что по завершении амнистии этими деньгами можно будет воспользоваться. И еще один аспект - у тех граждан, кто перечислил деньги, налоговые органы уничтожили декларации. Это очень интересный подход.

Мы договорились, что, после того как казахские коллеги подведут итоги, мы обменяемся опытом. Думаю, и нам надо искать варианты. Ведь фактически, проводя реструктуризацию, мы даем возможность `амнистии` юридическим лицам. А почему не предоставить такую возможность и физическим лицам? Другое дело - как? Сегодня ставка налога на доходы физических лиц 13 процентов. Зачислил ты на счет миллион - заплати 13 процентов и будь спокоен. Я все больше и больше склоняюсь к этой мысли. Все равно эти деньги находятся в `чулках`. Их владельцы дергаются, дрожат, боясь легализовать. И государство от этого ничего не имеет...

Если мы вас правильно поняли, то вы за то, чтобы в каком-то виде...

-...Я за то, чтобы вернуться к этой проблеме и хорошенько ее осмыслить. Эта проблема обсуждалась еще в 98-м году. Сейчас в Думе лежит подобный законопроект. Думаю, нужно садиться и серьезно все обсуждать, анализировать. Вопросы, конечно, есть. Все же мы не должны быть сами себе врагами.

Недавно московские власти объявили о скором введении 100-процентной оплаты коммунальных услуг, при этом было заявлено, что будут использованы данные налоговиков о доходах граждан. Не получится ли так, что, условно говоря, начальник ДЭЗа передаст конфиденциальную информацию криминальным структурам?

- В настоящее время налоговые органы не передают сведений о доходах физических лиц посторонним организациям, так как эти сведения составляют налоговую тайну. Сведения могут быть предоставлены налоговым органом только самому налогоплательщику по его заявлению. Исключением является передача этих сведений судебным и правоохранительным органам при возбуждении уголовного дела. Для организации передачи налоговыми органами информации о гражданах в ДЭЗы необходимо принятие соответствующего законодательного или нормативного документа, в рамках которого и будет определен порядок передачи информации, исключающий ее утечку.

Беседу подготовили Татьяна КОНИЩЕВА, Владимир СЛУЖАКОВ.


Российская газета, 31.07.2001http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован