География – одна из древнейших научных дисциплин, развивающаяся в течение тысячелетий в связи с практическими потребностями социума, и этот процесс не останавливается. Объект изучения современной академической географии включает не только комплекс дисциплин о географической оболочке Земли (землеописание). В процессе развития общественного сознания сформировался ряд специальных научных дисциплин. Сложность дифференциации географической науки обусловлена широтой предметного разнообразия и глубиной взаимосвязи её отраслей. Как известно, география является комплексом из целого ряда наук, таких как:
1. Астрономическая и математическая география
2. Геофизика и физика земного шара
3. Физическая география (орография, океанография, климатология)
4. Биологическая география
5. Антропогеография
6. Частная география или страноведение
7. История географии.
Основные научные направления географического цикла современной географии – это
биогеография, климатология, метеорология, геоморфология, гидрология, океанология, гляциология, криолитология, география почв, палеогеография, история географии, а также иные, и связанные с ними науки о Земле и обществе, в том числе социально-экономическая география, которая изучает территориальную организацию общества.
К социально-экономической географии относятся несколько дисциплин, а именно: экономическая география, география сельского хозяйства, социальная география, политическая география, культурная география, историческая география, страноведение и геоурбанистика —всесторонне описывающие отдельные территории в связи с проблемами их развития.
В рамках геоурбанистики, а правильнее было бы сказать, в структуре социально-экономической географии, - поскольку здесь прослеживаются глубокие взаимосвязи, - определилось ещё одно направление или научная дисциплина – география упразднённых поселений. Предметом данной дисциплины является изучение политических и социально-экономических условий в связи с утратой пространственно-освоенческой функции народонаселения, а также восстановление географического распределения упразднённых населённых пунктов (географических координат), что важно и для краеведения. Явление, характерное для СССР и современной России, но более всего характерное для Забайкалья и Дальнего Востока в указанный период. Не удивительно, что именно в экспедициях и путешествиях автора по дальневосточной территории России им было впервые определено данное направление исследования в публикациях 90-х – начала 2000 годов.
В этой связи следует отметить интерес к социально-экономическому положению населения известных исследователей и путешественников XIX – начала XX веков Пржевальского, Венюкова, Арсеньева и наблюдения, опубликованные ими в дневниках экспедиций. Следует также отметить, что в феодальной самодержавной России с развивающимися сельским хозяйством и промышленностью на границе веков ещё не существовало такого предмета исследований. Наоборот, остро стоял вопрос об освоении и заселении территорий, но угрозы от командного администрирования уже сказывались на перспективах роста народонаселения, что было отмечено путешественниками. Также ещё не была осознана важность геополитической составляющей топонимики. Предпосылки возникли гораздо позже в связи с геополитическими угрозами и сеператистскими вызовами (А. Мурашев. Историческая несправедливость (попытка преодоления). Портал Viperson, 23.04.2019 г. Электронный ресурс. http://viperson.ru/articles/istoricheskaya-nespravedlivost-popytka-preodoleniya; А. Мурашев. Забытое сословие. Портал Viperson, 06.10.2019. Электронный ресурс. http://viperson.ru/articles/zabytoe-soslovie).
Одна из главных стратегических функций поселений, в особенности на окраинах страны, в Сибири и на Дальнем Востоке – пространственно-освоенческая. Вмешательство в сложившуюся исторически традиционную, можно сказать первобытную систему расселения приводит к серьёзному демографическому урону. (А. Мурашев. Вопросы вторичного заселения окраин. Портал Viperson, 18.08.2015. Электронный ресурс.http://viperson.ru/articles/voprosy-vtorichnogo-zaseleniya, а также: В. Крюков, А. Мурашев. По следам первопроходцев. К задаче развития туристической отрасли в Приамурье. – Хабаровск, 2021. – С. 261.)
При отсутствии административных барьеров и наличии свободных, не освоенных земель пространственное распределение поселений определяется многими факторами, как субъективными, так и объективными, среди которых важнейший – это положительная демография, рост народонаселения. Снижение плотности населения включает процессы деградации поселений. Впрочем, это сложные взаимообусловленные социально-экономические и политические процессы, влияние которых на географию поселений и составляет предмет исследований, объясняющих вариативность географии поселений. Исследование географии упразднённых поселений позволяет понять и критически оценить роль администрирования и вообще роль государственной социальной политики, которая может быть скрыта потребностями экономической целесообразности.
В России, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, как известно, география населенных пунктов складывалась в связи с экономической и политической целесообразностью. Освоение дальневосточных территорий в XIX веке требовало от Правительства России взвешенных решений. И действительно, «политика, проводимая государством, позволяла увеличить приток русского населения на новые земли» (В. Крюков. А. Мурашев. - Указ. соч. - Очерк истории Нижнего Приамурья. – С. 23), а следовательно, обеспечить пространственно-освоенческую функцию поселений. В научных кругах прогрессивные учёные также поддерживали правительственные меры и предрекали большое будущее Приамурью. В предисловии к своему труду русский натуралист, исследователь Ричард Маак писал: «Утвердив русское владычество в странах, по которым протекает Амур, граф Муравьёв-Амурский открыл для отечественной промышленности и торговли новое, обширное поле плодотворной деятельности. …можно быть уверенным, что новоприобретённые пространства земли, теперь совершенно пустые, скоро оживятся густым, промышленным русским населением и сделаются житницей всех соседних частей России. …Для науки приобретение Амурского края столько же обещает выгод, как для торговли и промышленности». (Р.Маак. Путешествие на Амур в 1855 году. – С-Пб, 1959. – Ротопринт. В.В. Крюков. Библиотека дальневосточного казачества).
Основополагающим пособием для изучения географии упразднённых поселений можно по праву считать монографию В. Крюкова «Образование населённых пунктов по рр. Амуру и Уссури», изданную в 2016 году в рамках авторского проекта «Библиотека дальневосточного казачества». В этом труде представлены перечень, географическое положение, описание и краткая историческая справка по населённым пунктам Приамурья, но также представлен и картографический материал XVII – XIX веков и начала ХХ века до 1917 года.
Количество селений и стойбищ по Амуру и Уссури с их притоками, основанных до заключения Айгунского договора 1858 г., было соответственно 173 и 49. Список населённых пунктов по Амуру и его притокам, образованных до 1917 года, составляет 814 поселений, а образованных на данной территории после 1917 года – 208. Таким образом, в монографии отмечено 1244 поселения, которые могли бы стать точками роста народонаселения.
Сравнивая это количество с тем, что осталось к 2020 году, можно представить, сколько населённых пунктов исчезло с топографической карты, пополнив список упразднённых поселений, а сколько деградируют с начала 90-х годов ХХ века, утрачивая жизнеобеспечивающие функции.
Наряду с задачами военного доминирования в окружении исторических врагов, перед руководством страны первой половины ХХ века стояли задачи социалистических преобразований в сельском хозяйстве и промышленности. В соответствии с идеологией коммунизма, доведённой до абсурда теоретиками-ортодоксами, в этот период произошли наиболее судьбоносные ошибки командного подхода к планированию социально-экономического развития, отрицательно сказавшиеся не только на географии поселений. (В. Крюков, А. Мурашев. - Указ. соч. - Экскурс в историю «ручного управления» и современное прожектёрство. - С278 -287.) Учреждение коллективных форм хозяйствования, выгодных экономически, в какой-то мере послужило основой для внедрения механизированного труда и предметом для социальных экспериментов по укрупнению поселений для «индустриализации села». Причём на первоначальном этапе индустриализации многочисленные сельские поселения являлись и обособленными коллективными хозяйствами. (В. Крюков, А. Мурашев. – Указ. соч. – Очерк истории Нижнего Приамурья. - С.25-34).
Преследуя глобалистские цели в политике, руководство страной в период плановой экономики неоднократно прибегало к упразднению «нерентабельных» поселений вопреки интересам населения. Однако наибольшее обеднение география населённых пунктов понесла в связи с переходом государственной власти к капиталистическим преобразованиям. Судьбоносное значение этого периода ещё ждёт своих исследований в связи с процессами, повлёкшими упразднение сети поселений.
Вместе с тем было бы ошибочно связывать разрастание сети упразднённых поселений в данный период новейшей истории исключительно с государственной идеологией и политикой администрирования. Одновременно на бытовую сферу оказывали влияние изменения в общественном сознании, повышение культурного и образовательного уровня населения, в том числе коренного населения дальневосточных окраин – палеоазиатов, иных КМНС. Некоторые из них полностью утратили свою национальную идентичность в сфере культуры и организации быта. (А. Мурашев. Гражданское состояние коренного населения Нижнего Амура (по монографии С.П. Быстрицкого: Традиционное природопользование на Нижнем Амуре. – Хабаровск: ПГО, 2001). Портал Viperson, 06.05.2016. Электронный ресурс. http://viperson.ru/articles/grazhdanskoe-sostoyanie-korennogo-naseleniya-nizhnego-amura.)
Упразднение экономически нерентабельных населенных пунктов – закономерное явление в социалистической плановой экономике, ориентированной на конечный результат, и не более того. Неуправляемое капиталистическое общество, подверженное коррумпированности, коммерцилизации и монополизации всех сфер деятельности, с несоизмеримым размахом приступило к ограблению трудящегося населения. Критерием экономической целесообразности здесь является получение максимальной прибыли. Утрачивая производственную основу и социообразующую инфраструктуру, поселения деградируют, жизнь в них замирает. Уходит в небытие и географическая карта распределения поселений в районе, и вся картина жизни на этой территории с её магистральными и второстепенными связями. Эта сторона социально-экономического процесса может свидетельствовать также о приоритетах в стратегии управления. Постепенно население мигрирует в более развитые районы, а на местах прежних домовладений воцаряется тайга. Большая удача для археолога найти материальные свидетельства минувших эпох. Но не менее интересны в этой связи материальные свидетельства близких современникам событий, относящихся к новой или новейшей истории. (А. Мурашев. Дороги России и проблемы заселения восточных территорий. Портал Viperson, 02.11.2021. Электронный ресурс. http://viperson.ru/articles/dorogi-rossii-i-problemy-zaseleniya-vostochnyh-territoriy).
В данной статье автором освещена область некоторых задач социально-экономической географии, возникающих в связи с исследованием географии упразднённых поселений. Возникшая на рубеже ХХ и XXI веков географическая дисциплина – география упразднённых поселений, по мнению автора, займёт достойное место в сложно-дифференцированном пространстве современной академической географии.
(В статье использован материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Отряд школьников краеведческого клуба г. Вяземского, исследующих территорию упразднённого в конце 60-х годов ХХ века поселения с целью пополнения экспозиции краеведческого музея.