По его мнению, острова Курильской гряды нужно разделить поровну.
Высказывания министра иностранных дел Японии Таро Асо (Taro Aso) по поводу спорных островов не отражают позицию правительства страны, заявляет МИД Японии. В среду на заседании внешнеполитического комитета в нижней палате (представителей) парламента Асо заявил, что решить существующую в российско-японских отношениях проблему можно, "разделив поровну" площадь спорных островов Курильского архипелага. По его словам, при определении половины общей площади четырех островов получается, что государственная граница между Японией и Россией может пройти по острову Итуруп, 75% которого и составляют ровно половину, поэтому "Японии будут возвращены именно четыре острова". "Политические позиции российского президента Путина очень сильны, а сам он выражает решимость решить территориальную проблему. Необходимо приложить все усилия, чтобы проблема сдвинулась с мертвой точки в период его нахождения в должности", - заявил министр.
При этом в МИД Японии подчеркивают, что министр излагал личную точку зрения и политика правительства по этому вопросу не меняется.
Напомним - на официальном уровне Токио требует возврата всех четырех островов, называя их своими "северными территориями".
Территориальная проблема - главная причина, по которой Россия и Япония до сих пор не заключили мирный договор - формально наши страны все еще в состоянии войны.
Все началось в 1945. СССР согласился объявить войну с Японией, если в случае победы к нему отойдут Курилы и Южный Сахалин. Об этом, собственно, и договорились на Ялтинской конференции в феврале 45го Сталин, Черчилль и Рузвельт. Войну мы, как известно, выиграли и острова формально отошли к Советскому союзу. На мирной конференции в Сан-Франциско в сентябре 1951 года Япония была вынуждена подписать мирный договор. В соответствии с этим документом она отказывалась от всех территорий, которые получила еще после победы в русско-японской войне 1904 - 1905 годов. Речь шла в первую очередь о Курилах. Но Советская делегация отказалась подписать договор из-за того, что он, по ее мнению, был составлен очень двусмысленно, и в нем не указывалось, кому именно должны отойти острова. Некоторые историки называют это дипломатической ошибкой, потому что с тех пор японская сторона получила возможность аргументировать свой отказ признать право России на Южные Курилы именно тем, что Советский Союз не подписал договор. Попытки заключить мир с Японией продолжались во второй половине двадцатого века. В конце 1956 года дипломатические отношения между странами были восстановлены и была подписана советско-японская Совместная декларация. В ней Москва выразила готовность в знак доброй воли передать соседу меньшую часть южных Курил, но только после подписания мирного договора. Условия и форма передачи этих территорий в документе не оговаривались. Япония не согласилась. В дальнейшем вплоть до прихода к власти Михаила Горбачева тема Курил советскими лидерами не затрагивалась. Ее якобы не существовало. И вопрос о заключении мирного договора, можно сказать, просто повис в воздухе. Михаил Горбачев, Борис Ельцин пытались наладить сотрудничество и решить территориальный спор. Были подписаны двусторонние заявления, декларация, но вопрос по-прежнему остается открытым.
В России на новости из Токио первыми отреагировали в госдуме. Так называемый "курильский вопрос" для России сейчас не актуален, - заявил вице-спикер от фракции Единая Россия Олег Морозов.
Позиция России по территориальному вопросу в отношениях с Японией пересмотру не подлежит, - заявил сегодня ИТАР-ТАСС и высокопоставленный дипломатический источник в Москве.
Последние заявления министра иностранных дел Японии о возможном разделе Южно-Курильских островов не стоит воспринимать всерьез - считает ведущий сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Кунадзе.
Он считает "не очень серьезным арифметический подход к сложнейшей политической проблеме". По мнению Г.Кунадзе, "пока речь идет о разговорах между разными представителями японской власти", и это заявление следует "интерпретировать, в первую очередь, как внутреннее дело Японии". "Нормальная практика состоит в том, что предложение сначала обсуждается между сторонами на конфиденциальном уровне, а потом объявляется во всеуслышание, - отметил собеседник "Эха Москвы". - Если порядок нарушается, стало быть это предложение скорее для пропагандистских целей использовано, но никак не для целей переговоров с Россией".
В свою очередь, другой эксперт, руководитель Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов, считает, что у этого предложения есть определенные перспективы, и оно может служить основой для дальнейших переговоров.
Россия вряд ли пойдет на передачу островов Японии - более того, в Министерстве обороны есть специальная программа, которая касается курил - заявил "Эхо Москвы" военный обозреватель "Ежедневного журнала" Александр Гольц. Впрочем, он отметил, что никакой работы по реализации этих проектов не ведется.
14.12.2006
echo.msk.ru