За последние годы в России заметно улучшилась ситуация со стратегическим планированием развития территорий. В настоящее время практически все субъекты Российской Федерации представили разработки по стратегии своего развития на срок, превышающий 10-12 лет, проекты стратегий регулярно рассматриваются на заседаниях Правительства РФ. Несомненны позитивные сдвиги по сравнению с недавним прошлым, когда адепты либерализма относились к планированию как к атрибуту социалистического способа хозяйствования, категорически противопоказанному отношениям в реформируемой экономике. Утвердилось также и понимание стратегии как официально признанной системы стратегических приоритетов, целей и задач, определяющих направления развития территории на долгосрочный период и её будущее состояние.
В то же время содержание стратегий, представляемых различными регионами, по своей формальной структуре существенно отличаются друг от друга, что затрудняет восприятие и углубленный анализ их качества. Профильные министерства РФ предпринимают определенные шаги по унификации требований к содержанию стратегий развития регионов. Так, в начале 2007 г. Министерством регионального развития РФ был подготовлен приказ N 14 от 27.02.2007 г. "Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской федерации". Своевременность и полезность приказа несомненна. Вместе с тем целесообразно рассмотреть акценты, расставленные в нормативном документе, регламентирующем процесс разработки стратегии региона и её содержание.
В соответствии с приказом, целями разработки Стратегии являются:
- определение приоритетных направлений и целей развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет);
- оценка потенциала социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
- взаимоувязка краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов развития субъекта Российской Федерации;
- обеспечение совместных действий и поиск предметов партнёрства государственных органов исполнительной власти, представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных;
- обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В Стратегии рекомендуется отражать:
1) проблемы и приоритеты развития субъекта РФ, в том числе:
- комплексную оценку ключевых внешних факторов (макроэкономическая ситуация, экономико-географическое положение субъекта РФ, степень включённости в систему глобальных обменов) и внутренних факторов (природно-ресурсный потенциал региона, демографическая ситуация и человеческий потенциал, сложившаяся система расселения, сложившаяся структура экономики, инфраструктурная обеспеченность территории, конкурентоспособность экономики региона);
- два-три наиболее вероятных сценария развития региона;
- риски и ресурсные возможности региона;
- целевой сценарий развития региона и приоритетные направления в рамках этого сценария;
- энергетический баланс региона.
2) приоритетные направления деятельности, цели и задачи органов государственной власти субъекта РФ, в том числе:
- систему приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти субъекта РФ;
- анализ и оценку ограничений, связанных с реализацией поставленных целей и задач и ресурсных возможностей, включая:
а) бюджетные возможности и ограничения;
б) организационные возможности и ограничения;
в) возможности выстраивать взаимодействие с бизнесом и крупными общественными субъектами.
- разработку системы мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач, включая:
а) формирование институтов развития;
б) развитие организационных возможностей;
в) разработку проектов и программ;
г) развитие производственных кластеров;
д) расширение бюджетно-ресурсной базы и повышение эффективности использования бюджетных средств;
е) установление общих параметров бюджетного финансирования для реализации поставленных целей и задач.
3) механизмы реализации Стратегии, в том числе:
- экономическую политику;
- энергетическую политику;
- бюджетную политику;
- механизм частно-государственного партнерства;
- региональные целевые программы;
- систему ФЦП-ФАИП.
4) систему индикативных показателей оценки деятельности органов государственной власти субъекта РФ.
Несмотря на несомненные достоинства данного нормативно-правового акта, с точки зрения методологии в сформулированных в нем требованиях к Стратегии развития региона можно выделить, по меньшей мере, три недостатка.
Во-первых, в рекомендациях не раскрывается стадиальность разработки стратегии, а также содержание стратегической документации по каждой из стадий. Во-вторых, ничего не говорится о содержании интегральных (обобщенных) критериев оценки целенаправленности, пропорциональности, динамичности и эффективности развития регионов. Конкретные меры, направленные на исправление этих методологических недостатков, предлагаются в экономической литературе (1).
Третьим недостатком является отчётливо прослеживаемый в рекомендациях по формированию стратегии развития регионов феноменальный подход. В отношении необходимости использования ноуменального подхода к формированию стратегии развития регионов сделано пока ещё недостаточно. В рамках данной статьи сделана попытка заполнить данный пробел.
По нашему мнению, в рекомендациях по стратегическому планированию территориального развития регионов страны должны быть отражены воззрения С.Н. Булгакова, который убедительно доказал, что хозяйство есть явление духовной жизни, что экономическая деятельность как ноуменальная реальность является источником и движущей силой становления и развития экономики и других социальных институтов.
Поскольку стратегия развития относится к исторически развивающимся ноуменально-феноменальным системам, постольку в процессе формирования стратегии целесообразно использовать принципы теории эволюционного консерватизма, разработанной Г.Я. Узилевским. В основу теории эволюционного консерватизма он положил антропо-семиотический синтетический подход "снизу вверх" к исторически развивающимся ноуменально-феноменальным системам (2). В процессе формирования стратегии развития территорий необходимо опираться на такие глубинные принципы эволюционного консерватизма, как:
- опережающее отражение действительности, - раскрытый П.К. Анохиным принцип, обусловливающий эволюцию деятельности как ноуменальной реальности и проявляющийся в деятельности конкретных людей;
- единство в многообразии;
- наименьшие усилия и избыточное обеспечение;
- субсидиарность и солидарность, взаимодействие которых оказывает позитивное воздействие как на эволюцию человеческого рода и родового человека, так и на развитие социума и социальных институтов в филогенезе и онтогенезе.
Исходя из принципов эволюционного консерватизма, учитывая сверхсложную природу человека, а также и природу социальных институтов, таких как экономика, гражданское общество, государство, стратегия развития и других, Г.Я. Узилевский установил, что в их основе лежат:
во-первых, системно и концентрированно представленные высшие нравственные принципы;
во-вторых, диада "единство, целостность и интеграция <--> автономность, дифференциация и специализация".
К сожалению, события, происходящие в настоящее время, со всей очевидностью подтверждают тот факт, что социум и его институты не осознают силу и значимость высших нравственных принципов, которые должны содействовать проявлению первого компонента диады в жизни мирового сообщества, определении приоритетов, целей, задач и направлений его развития. В результате чётко происходит гиперболизация второго компонента диады, что не способствует совершенствованию человеческого рода.
Отсюда мы делаем вывод о том, что в методологическом плане при формировании стратегии развития территории внимание разработчиков должно быть акцентировано на соблюдение высших нравственных принципов, а также на обеспечение единства, целостности и интеграции всех её компонентов.
Согласно принципам эволюционного консерватизма для определения направлений развития изучаемого объекта вначале изучаются ноуменальные реальности, и только потом - конкретные феноменальные объекты. При этом цель социальных институтов состоит в эффективном содействии в единении и взаимопроникновении биологической, символической и физической составляющих родового человека в конкретном индивиде.
Отсюда следует второй вывод о том, что основой стратегии развития территорий должны стать потенциал родового человека и его видов, а также и потенциал человеческого рода и его видов. Таким образом, в процессе разработки стратегии развития территорий необходимо учитывать традиции этносов, народов, конфессиональных и профессиональных групп, городского и сельского населения, а также особенностей их духовной сферы и менталитета.
Концепция эволюционного консерватизма позволяет по-новому подойти к решению проблемы формирования стратегии развития региональных социально-экономических систем. Следование данной теории, с одной стороны, диктует необходимость включения в стратегию развития региональных социально-экономических систем эволюционного начала, с другой - известной доли консерватизма. На первый взгляд, обозначенные требования противоречат друг другу, поскольку эволюция предполагает развитие, а консерватизм - неизменность. Однако именно присутствие в стратегии развития этих диалектических противоположностей обеспечивают её сбалансированность и жизнеспособность. И напротив, доминирование одного из указанных положений в практике стратегического планирования, равно как и отрицание необходимости их комплексного использования, неизменно ведёт к потерям.
Общепринятые рекомендации по формированию стратегий развития территорий основываются на дискретном подходе. Иными словами, стратегия разрабатывается на определённый период времени, по истечению которого её исполнители подводят итоги и принимают новую стратегию на следующий период времени. Дискретный подход подчеркивается и в самом названии любой стратегии территориального развития, неотъемлемой частью которого является указание, на какой срок рассчитана данная стратегия.
Казалось, что в таком подходе нет ничего противоестественного: в стратегических планах развитии территорий должны быть ориентиры, в том числе и временные. Данные ориентиры (или вехи) представляют собой систему целевых показателей, которые должны быть достигнуты к определённому сроку. Они также служат для контроля за ходом реализации стратегии, для распределения усилий участников процесса реализации и т.д.
Вместе с тем следует обратить внимание на имеющий место недостаток такого подхода: он искусственно делит временной континуум на определённые отрезки, вольно или невольно, но неотвратимо, разрывает эволюционный процесс трансформации объекта управления. В результате между отрезками времени, обозначенными как завершение предыдущей и начало новой стратегии, образуется своеобразный вакуум. Иными словами, в этот период для объекта управления характерно, по меньшей мере, нарушение ритма развития. В более запущенных случаях подобная "турбулентность" может привести к нарушению самого развития, а её крайняя степень характеризуется резкими изменениями направления развития.
Стратегия развития региона является сложной динамической системой, эффективность которой зависит как от внутренних механизмов формирования и реализации стратегии, так и от способов её взаимодействия с внешней средой на разных стадиях жизненного цикла. Стратегия развития региона представляет собой не что иное, как программу реализации комплекса стратегических приоритетов, каждый из которых развивается по своим законам. Нами выделены три группы стратегических приоритетов развития региона (и соответствующие группы стратегий): новаторские, ключевые и стабильности функционирования, - которые можно рассматривать как укрупненные этапы жизненного цикла стратегии развития (3)
Они лежат в основе формирования стратегии развития региона, а также управления процессом её реализации в настоящем и будущем. Стратегические приоритеты развития могут быть описаны категориями теории жизненного цикла.
В этой связи необходимо подчеркнуть две особенности, которые оказывают определяющее воздействие на создание системы управления процессами формирования и реализации стратегии развития региона.
С одной стороны, стратегия развития региона последовательно проходит в ходе реализации все известные стадии жизненного цикла: выведение на рынок; экспоненциальную, включающую рост и турбулентность; стационарную, для которой характерны зрелость и насыщение; а также завершающую фазу упадка. В этом случае предполагается, что после завершения жизненного цикла одной стратегии развития региона происходит выведение на рынок новой стратегии.
Практика показывает, что исторически именно так сложился и реализуется процесс стратегического планирования как в стране, так и ее регионах. Здесь мы видим ярко выраженный дискретный подход к процессу управления стратегией развития, который неизбежно будет сопровождаться большими разрывами в темпах развития, повышенными затратами, связанными с формированием новой стратегии, выведением ее на рынок и т.д. Корень многих бед заключается в нарушении преемственности развития объекта управления. В качестве иллюстрации можно привести знаменитые "коренные повороты", происходившие после очередного съезда КПСС в советское время; ожидание тех же поворотов после смены высшего руководства в стране или регионах в наше время.
Вместе с тем стратегия развития - сложная система, отдельные компоненты которой в каждый конкретный момент времени находятся на разных этапах жизненного цикла.
Чтобы методологически выделить эту особенность, целесообразно рассматривать каждую стратегию на любом из уровней регионального управления как комплекс, состоящий из стратегий новаторских, ключевых и стабильности функционирования. Отсюда следует, что в каждый конкретный момент времени региональные органы управления реализуют все указанные разновидности стратегии развития.
Поэтому, с другой стороны, стратегия развития региона может быть представлена в виде постоянно совершенствующейся системы, которая меняется постольку, поскольку во времени развиваются и меняются составляющие её стратегии стабильности функционирования, ключевые и новаторские стратегии.
Используя категории эволюционного консерватизма, можно заметить, что потенциал духовности содержится в первых двух стратегиях (приоритетах развития) - стабильности функционирования и ключевых. Именно здесь заключено всё то, что было достигнуто на данный момент времени, отражается весь накопленный опыт родового человека, этноса, других социальных институтов. На обоснование данных компонент стратегии развития должны быть направлены максимальные усилия, поскольку сохранение всего лучшего, выработанного опытом родового человека на сегодня, -важнейшая задача стратегического планирования и управления.
Что касается второй составляющей теории эволюционного консерватизма, то она в полной мере проявляет себя в процессе разработки стратегии, когда разработчики, учитывая достигнутый родовым человеком опыт, стараются представить будущее, определить направления движения к нему, обозначить стратегические приоритеты, цели и задачи в этом эволюционном движении.
В этой связи можно снова вспомнить положение С. Н. Булгакова о духовности экономики, свойства которой находятся в прошлом и настоящем, а не в будущем, которое ещё предстоит построить. Поэтому консервативное начало должно быть направлено на сохранение достигнутого уровня духовности, в то время как эволюция должна обеспечить её развитие в будущем.
Наглядным примером, показывающим, насколько важно использовать принципы эволюционного консерватизма в процессе разработки стратегии социально-экономического развития территорий, является специфика организации экономической деятельности в разных странах. К примеру, в США в управлении хозяйством активно используется корпоративный подход, в Южной Корее - чеболи, в Китае - государственный капитализм. Именно эти формы хозяйствования присущи проживающим в указанных государствах народам, именно в них отражается и сохраняется опыт родового человека. Любая механическая попытка заимствовать накопленный другими народами опыт обречена либо на неудачу, либо сопровождается ломкой, разрушением того ценного, что лежит в основе этноса, вторжением в ноуменальном уровне. Результатом пренебрежения принципов эволюционного консерватизма являются неизбежные как духовные, так и материальные потери.
Многочисленные примеры механического заимствования чужого опыта являет наша страна, начиная с реформ Петра I, и заканчивая реформами последних лет в новейшей истории России.
Разработанная и используемая стратегия не является чем-то застывшим, она пересматривается и корректируется в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды, потребностями пользователя. Теория эволюционного консерватизма позволяет обоснованно ответить на закономерные вопросы: нужно ли пересматривать всю стратегию целиком или же только отдельные ее составляющие, и как это делать.
Здесь важнейший методологический вопрос заключается в том, чтобы своевременно и точно определить, когда в связи с переходом на новую стадию своего развития стратегия меняет свой вид; какое время отводится на каждую стадию; какое количество стратегий в совокупности находится в каждой из стадий. Все это позволяет органам управления уделять соответствующее внимание каждой из стадий, в особенности стратегиям формирования и завершения, рационально распределять усилия и ресурсы.
В такой ситуации можно постоянно вносить изменения в стратегию развития региона, не затрагивая тех её направлений, осуществление которых может быть продолжена, абсолютная величина потенциала которых еще не реализована. Тем самым, по нашему мнению, устраняется "революционный скачок", характерный для школы конфигураций, а органы управления региона имеют возможность строить развитие региона на прочной и преемственной основе, не утрачивая, с одной стороны, его духовности, а с другой - инновационной составляющей.
Отмеченная выше возможность обеспечивает органам управления регионом существенное преимущество. Специалисты отмечают, что нововведения имеют все меньшее отношение к инвестированию огромных сумм в научные исследования и конструкторские разработки, в надежде на новые открытия в технологиях. Если им и удается получить действительно новые результаты, то, скорее, благодаря везению, а не объемам капитальных вложений и планированию. Приоритетными должны стать небольшие постепенные усовершенствования, которые сохраняют актуальность продукта, добавляют к нему ценность и увеличивают доходы субъектов хозяйствования (4).
Как следует из изложенного выше, предложенный механизм управления позволяет не только своевременно реагировать на прорывные достижения в области науки, техники и технологий. Он позволяет также обеспечивать осуществление пусть небольших, но постоянных усовершенствований в рамках стратегии развития региона на любом из уровней её дифференциации.
_________________________________________________________________________________
1. См., к примеру, Любовный В.Я., Садков В.Г., Самостроенко Г.М. О проблемах и перспективах формирования в России целостной федерально-региональной системы стратегического планирования / В.Я. Любовный, В.Г. Садков, Г.М. Самостроенко // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - N 1(94). - С. 2-10;
2. Подробно об этом подходе см. Узилевский, Г.Я. Человеческий род и индивид в XXI веке: метафизические и феноменологические аспекты. - Орёл: ОРАГС, 2007. - С. 23-136.
3. См. Самостроенко, Г.М. Жизненный цикл стратегии развития /Г.М. Самостроенко // Инновации. - 2002. - N 9-10. - С. 70-71;
4. Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика /П.Дойль. - СПб: Питер, 1999. - С. 539.
Литература
1. Виханский, О.С. Стратегическое управление /О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 1999;
2. Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика /П.Дойль. - СПб: Питер, 1999;
3. Любовный В.Я., Садков В.Г., Самостроенко Г.М. О проблемах и перспективах формирования в России целостной федерально-региональной системы стратегического планирования / В.Я. Любовный, В.Г. Садков, Г.М. Самостроенко // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - N 1(94). - С. 2-10;
4. Самостроенко, Г.М. Жизненный цикл стратегии развития /Г.М. Самостроенко // Инновации. - 2002. - N 9-10. - С. 70-71;
5. Узилевский, Г.Я. Целеполагание и стратегическое управление //Социология управления: Учебное пособие для аспирантов /Г.Я. Узилевский. - Орёл: ОРАГС, 2008;
6. Узилевский, Г.Я. Человеческий род и индивид в XXI веке: метафизические и феноменологические аспекты /Г.Я. Узилевский. - Орёл: ОРАГС, 2007;
7. Узилевский, Г.Я. Инновации, воспроизводство и традиции с позиции синтетического подхода и в контексте развития человеческого рода в XXI веке /Г.Я. Узилевский // Инновации и традиции: метафизические и феноменологические аспекты управления. - Орел: ОРАГС, 2005.
Viperson