29 апреля 2008
1516

ГИБДД - Это моя жизнь

В эти весенние дни у начальника областного управления ГИБДД Николая Латышева сразу две "круглые" даты: 50-летний юбилей и 30 лет работы в Госавтоинспекции, двадцать из которых связаны с дорожно-патрульной службой. "Я не представляю себя без этой работы", -говорит Николай Александрович. Накануне юбилея мы встретились с Николаем Латышевым, и он, смущенный от повышенного внимания прессы (зачем, мол, о себе рассказывать, когда в личном деле все есть), вспоминал свою жизнь от детских лет до сегодняшних дней...

...Село Кубенское в 30 километрах от Вологды. Красивые места. Центральная усадьба колхоза, имеющая хорошее транспортное сообщение с областным центром, так что многие сельчане ездят на работу в город. Под Кубенским родился и рос наш прославленный земляк, Герой Советского Союза военный летчик Александр Клубов. Те места - и родина Николая Латышева.

Он воспитывался в обыкновенной крестьянской семье, где, кроме него, было еще двое сыновей. Родители работали в колхозе. "Отец был всегда авторитетом для меня, во всем поддерживал", - вспоминает Николай Александрович. Еще учась в Ку-бенской средней школе, он получил права тракториста. В работе на тракторе добился заметных успехов: например, на районном конкурсе юных трактористов, который проходил тогда в поселке Огарково, занял первое место. Окончив десятилетку, остался работать в родном колхозе, хотя ему, как спортсмену (а он активно занимался спортом в школьные годы), предлагали преподавать физкультуру в Несвойской сельской школе. Он уже тогда подумывал о том, чтобы после армии попробовать себя на службе в ГАИ. В Госавтоинспекции служили некоторые его земляки. Они и советовали: это интересная, живая работа.

В воинскую часть (а служить Николай попал в воздушно-десантные войска, в литовский город Каунас, был командиром боевой машины десанта, старшиной роты) приезжали "агитаторы" из Москвы и других городов, звали на службу в милицию. Николай отказался: хотелось домой, кроме того, он уже твердо знал, куда пойдет работать после армии.

Отставной десантник не позволил себе долго отдыхать: вскоре по возвращении в Кубен-ское направился вместе с приятелем устраиваться в ГАИ. Определили старшину Латышева в первый (городской) взвод отдельного дивизиона дорожного надзора (так тогда называлась дорожно-патрульная служба). Стал новоиспеченный сотрудник наблюдать за дорожным движением на улицах областного центра. За годы работы в ДПС довелось нести службу практически на всех основных транспортных магистралях Вологды. Так что будущего главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Вологодской области в те годы можно было увидеть на перекрестке Октябрьской - Мира, на улицах Герцена, Чернышевского, Ленинградской, на проспекте Победы и других. Работал Николай Латышев и во взводе, занимающемся сопровождением охраняемых лиц и привлекаемом для помощи коллегам в других районах Вологодчины. В общем, прошел все служебные ступеньки инспектора ДПС и поэтому знает эту работу, как говорится, до мелочей. Были и угрозы от задержанных (угрожают, как правило, пьяные водители, отстраненные от управления), и действительно "живая", но непростая и изматывающая работа на линии...

Однажды на Окружном шоссе был сбит пешеход, машина с места происшествия скрылась. Очевидцы назвали ее цвет и марку - "ВАЗ-2101". Наряды ДПС были ориентированы на поиски нарушителя. Через два часа поступила информация, что похожий по приметам автомобиль обнаружен в одном из дворов в микрорайоне ПЗ. Наряд Николая Латышева выехал туда. Определили и место жительства владельца. На звонок в дверь никто не открывал, хотя было очевидно, что в квартире находятся люди. Сотрудники ГАИ вызвали участкового инспектора, было принято решение вскрывать двери силой. Так и сделали. В помещении были два подвыпивших молодых человека и девушка... В другой раз на трассе Вологда - Новая Ладога произошло ДТП с пострадавшим. Трактор скрылся. Хорошо, что пешеход остался жив. Всю ночь инспектор Латышев с напарником потратили на его поиски, объезжая деревню за деревней. Много населенных пунктов тогда объехали, пока уже под самое утро не обнаружили в одной из деревень у поселка Кипелово то, что искали.

Рядовые, в общем-то, случаи из жизни инспекторов дорожно-патрульной службы еще раз наглядно показывают, какими непростыми и насыщенными событиями могут быть инспекторские будни.

В 1980 году Николаю Латышеву выпала первая памятная служебная командировка - в Москву. Как раз незадолго до этого ему присвоили звание младшего лейтенанта и назначили старшим инспектором ДПС. В составе сводного отряда милиционеров Вологодчины молодому офицеру предстояло на полтора месяца отправиться в столицу обеспечивать безопасность до-

рожного движения во время проведения Олимпийских игр. Зоной ответственности вологжан стал Кунцевский район, улицы, прилегающие к стадиону в Крылатском. Москва поразила огромным количеством автотранспорта. Удивляло, что для мотоциклистов там в тот период было в порядке вещей ездить без шлемов, а для водителей - сесть за руль после принятия горячительного.

Через пять лет в жизни Николая Александровича произошла еще одна памятная командировка - снова в первопрестольную, на Московский фестиваль молодежи и студентов. В этот раз он отправился уже в должности командира взвода ДПС. Именно после этой командировки старший инспектор дорожно-пат-рульной службы Латышев был награжден медалью "За отличную службу по охране общественного порядка".

...А в 1991 году в биографии Николая Латышева "появилась" Чечня, это произошло еще задолго до кровавых событий в многострадальной кавказской республике. В Вологду поступила телефонограмма: необходимо направить двух сотрудников ГАИ для оказания помощи чечен-

ским милиционерам. Указано, что командированные должны быть вооружены табельным и автоматическим оружием и обеспечены полной защитной амуницией, вплоть до касок-сфер. Николая Латышева с напарником определили в Заводской район Грозного. Любопытно, но чеченцы по внешнему виду принимали его за своего. Хотя к русским в то время относились с большой осторожностью.

Вторая поездка в Чечню случилась через девять лет, в декабре 2000 года. Это была совсем другая республика, израненная, истерзанная войной. Николай Латышев, тогда уже заместитель начальника областного управления ГИБДД, сопровождал 20 сотрудников вологодской Госавтоинспекции, убывающих в трехмесячную командировку в чеченскую столицу - город Грозный.

...В 1995 году Николай Латышев окончил юридический институт МВД РФ, был заместителем командира, командиром отдельного батальона ДПС, а когда в 1998 году его назначили заместителем начальника УГИБДД области, он стал курировать деятельность дорожно-патрульной службы, а также службы розыска и подразделения по исполнению административного законодательства. В августе 2004 года Николай Александрович был назначен начальником управления ГИБДД.

А еще на его счету участие в сопровождении официальных лиц, прибывавших на Вологод-чину с визитом. Дважды сопровождал Бориса Ельцина (один раз тот приезжал в ранге министра, другой - будучи президентом), дважды - Владимира Путина (в 2001 и 2008 годах).

Рассказывая о Н.А.Латышеве, нельзя не сказать о его семье. Примечательно, что все его близкие люди связали свои судьбы с органами внутренних дел. Супруга Марина Владимировна в прошлом - прапорщик милиции. Сын Сергей после окончания ВИПЭ служит в отделе служебно-боевой подготовки областного УВД. Дочь Анастасия учится на пятом курсе ВИПЭ по специальности "юриспруденция" и тоже собирается пойти по стопам родителей.

Кстати, то, что Марина Владимировна работала в одной системе с мужем, способствовало миру в доме. "С ее стороны всегда было понимание", - тепло отзывается Николай Александрович о своей половине...

На традиционный вопрос, стал бы он в судьбе что-то менять, если бы вернуть все назад, Николай Латышев отвечает отрицательно. И добавляет, что ни о чем не жалеет. А о планах на будущее юбиляр говорит так: "Если позволят, буду служить дальше. Служба - моя жизнь"...

Игорь МИТИН
krassever.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован