В средствах массовой информации активно освещаются события, связанные с главой Федерации спортивной борьбы России Михаилом Мамиашвили. В частности, речь идет о том, что когда российская спортсменка Инна Тражукова проиграла польской сопернице схватку за бронзовую медаль в весовой категории до 63 килограммов, Мамиашвили, по словам самой Тражуковой, ударил её два раза по лицу.
«Состоялась схватка за «бронзу», которую я проиграла. По окончании состязаний меня встретил президент федерации Михаил Мамиашвили в нетрезвом состоянии. Он грубо разговаривал, хамил и ударил меня два раза по лицу. Все это происходило при свидетелях. По прилете в Россию я планирую написать заявление в прокуратуру, а также сообщить о данном инциденте министру спорта России. Я же не в рабстве, чтобы из-за проигранной схватки так со мной поступать! Меня унижали прилюдно. Я хочу это прекратить, чтобы в дальнейшем от него не страдали спортсменки», — сказала Тражукова журналистам.
Мамиашвили заявил, что готов к тому, что Тражукова подаст на него заявление в прокуратуру. «Я готов к этому, пусть суд присудит мне более корректно вести себя в такой ситуации, и что дальше? Никто, никакой суд меня не убедит в том, что безвольному и равнодушному человеку я не имею права высказать», — заявил глава ФСБР.
Хотелось бы напомнить, что Михаил Мамиашвили является олимпийским чемпином (Сеул, 1988 год), поэтому его эмоции в ситуации, когда борцы проявляют, по его мнению, безволие, понятны. Как понятно и возмущение Инны Тражуковой, которая, как она утверждает, подверглась рукоприкладству со стороны Михаила Мамиашвили. Что же дальше?! Судя по-всему, стороны настроены весьма решительно, однако, как нам кажется, не осознают в полной мере того, чем все может закончиться. Итак, по порядку.
Инна Тражукова планирует подать заявление в прокуратуру. Похоже, в заявлении речь пойдет о привлечении виновного лица к уголовной ответственности по ст. 116 УК РФ (“Побои”). Что же, имеет право! Заметим только, что при этом она будет предупреждена об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ. (Представляется, что это имеет значение, поскольку Михаил Мамиашвили факт рукоприкладства, как мы понимаем, отрицает.) Готова она к этому? Допустим, готова. Далее. В настоящее время к уголовной ответственности за нанесение побоев можно привлечь, в частности, лишь виновное близкое потерпевшему лицо, каковым г-н Мамиашвили для г-жи Тражуковой не является. Однако виновное лицо может и не являться потерпевшему близким, но, тем не менее, подлежать привлечению к уголовной ответственности за нанесение побоев. Имеются в виду случаи, когда лицо действует, к примеру, из хулиганских побуждений. Как устанавливается наличие хулиганских побуждений на практике? Если возникает конфликт на почве, предположим, личных неприязненных отношений, то, понятное дело, хулиганские побуждения отсутствуют. В то же время, разрешение конфликта путем причинения побоев в присутствии свидетелей означает, что виновное лицо нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу, то есть действует из хулиганских побуждений. В нашем случае Инна Тражукова как раз и заявляет, что ее ударили два раза при свидетелях. Подтвердят ли это свидетели? Не знаем. Но если подтвердят, то Михаилу Мамиашвили грозит уголовная ответственность. В этой связи, как нам кажется, сам г-н Мамиашвили недооценивает степень грозящей ему угрозы, когда говорит о том, что “пусть суд присудит мне более корректно вести себя в такой ситуации…”.
В-общем, г-жа Тражукова явно не понимает, что подача ею заявления в прокуратуру отнюдь не будет “легкой прогулкой”. Как она представляет себе судебную тяжбу с олимпийским чемпионом? Как спортсмены отнесутся к ее инициативе о привлечении к уголовной ответственности прославленного спортсмена? Наверное, со временем она остынет и, возможно, будет жалеть о проявленной инициативе. При этом ей надо иметь в виду, что если даже она заявит в какой-то момент о примирении, то это вовсе не будет означать автоматического прекращения уголовного дела. За примирением сторон в обязательном порядке прекращаются только дела частного обвинения. А в настоящее время уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 116 УК РФ, не относятся к делам частного обвинения и поэтому не подлежат обязательному прекращению в связи с примирением сторон. Вопрос о прекращении дела в связи с примирением сторон по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 116 УК РФ, разрешается следствием или судом. Следствие или суд вполне могут и не согласиться с примирением сторон…
В свою очередь, Михаил Мамиашвили по изложенным выше соображениям должен понимать, что необходимо принятие мер, исключающих подачу г-жой Тражуковой заявления в правоохранительные органы. Примирение с последней до подачи ею заявления видится нам лучшим выходом из ситуации. Удачи!
А. Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук, профессор МГПУ (специально для Виперсон. ру)