31 января 2006
1669

Главное - организовать процесс защиты информации.

Информационная безопасность - вопрос, важность которого с ростом применения ИТ в работе компании только увеличивается. На втором форуме "IT-Лидер" вопросам обеспечения безопасности в критичных приложениях было посвящено специальное заседание. Об организации процессов защиты информации, борьбе со спамом и аутсорсинге информационной безопасности на нем рассказал Сергей Кирюшин, заместитель генерального директора - директор департамента информационных технологий ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии".

Тема обеспечения информационной безопасности сейчас становится все более актуальной для любой компании. С ростом сложности ИТ-систем и увеличением числа пользователей в Интернете количество угроз тоже сильно увеличивается. Для такой компании, как Аэрофлот, как и для многих других, актуальны вопросы защиты от угрозы хищения критичных данных - ведь, к сожалению, базы данных самых разных компаний сегодня можно найти на пиратских дисках. Кроме этого, для нас важны вопросы обеспечения безопасности наших почтовых систем и защиты от вирусов.

Защита от спама

Масштабы использования электронной почты растут сами по себе, становятся больше и трафик и объем самих почтовых сообщений, а при этом немало проблем создает спам. Интернет все больше и больше превращается в среду, где подавляющее большинство сообщений"неправильные" и ненужные. Мы проводим анализ ситуации со спамом у нас в компании. Спам сейчас составляет примерно 85 % входящего трафика - это то, что заметно сразу. Кроме того, каждый человек, к которому приходит электронная почта, обнаруживает еще спам среди пришедших сообщений. То есть реально больше 90 %, я думаю, в ряде случаев даже до 95 % почтового Интернет-трафика составляет спам. Что очень прискорбно - по сути дела, получается, что мы должны у себя содержать ИТ-инфраструктуру более мощную, чем нам это необходимо для обработки бизнес-задач, и все эти мощности работают практически "впустую", но основное - потери рабочего времени как пользователей, которые вынуждены удалять "просочившийся" через фильтры спам, так и IT-специалистов, администрирующих антиспам и почтовую систему.

Если за 2002-2003 годы в Аэрофлоте объем использованного дискового пространства вырос на 90 %, то за 10 месяцев прошедшего года по отношению к 2004 году объем почты вырос в три раза. Существенную роль в этом играет спам, заставляя нас наращивать дисковую и процессорную емкость, чтобы мы все это обрабатывали. Наверное, такие новости радуют производителей ИТ-оборудования, но с проблемой спама надо что-то делать. И, на мой взгляд, это один из самых актуальных вопросов в области информационной безопасности для любой компании.

Причем эти проблемы приходят к нам с Запада, где люди научились зарабатывать большие деньги на вирусах и спаме. Такое вредительство становится достаточно прибыльной индустрией. Для написания вирусов привлекаются дорогостоящие, квалифицированные специалисты, которые успешно вскрывают любые системы защиты. Подобная деятельность давно превратилась из развлечения отдельных спамеров и вирусописателей в большой бизнес. И это пугает. Я думаю, что бизнес-сообщество должно объединиться и придумать какие-то меры для решения проблемы.

Организация процессов

Все внешние угрозы информационной безопасности компании, безусловно, требуют пристального внимания. Риски потерь от несанкционированного вмешательства -- вирусов, спама - растут, потому что все больший объем бизнеса переходит в электронную сферу. Около года назад мы поставили задачу реально усилить информационную безопасность компании. Был проведен анализ нашей текущей ситуации, подготовлены соответствующие документы, и сейчас мы уже заканчиваем процесс создания полноценной политики информационной безопасности.

В вопросах обеспечения информационной безопасности компании все зависит прежде всего от правильной организации защиты информационных ресурсов организации. Безусловно, должны быть рекомендации и по улучшению каких-то инфраструктурных элементов, закупке программного и аппаратного обеспечения. Но, на мой взгляд, на 80 % обеспечение информационной безопасности зависит от правильного выстраивания работы по определению и обнаружению угроз, борьбы с ними с использованием доступных и недорогих решений.

Поэтому важно, чтобы за информационную безопасность отвечал в компании не один-единственный администратор, особенно если компания большая. Необходимо, чтобы это были выделенные сотрудники во всех функциональных подразделениях. В соответствии с новой политикой информационной безопасности у нас в Аэрофлоте предполагается назначить администраторов информационной безопасности во всех структурных подразделениях, выделить и определить задачи подразделения, являющегося исполнителем различных работ по информационной безопасности, - департамента информационных технологий, а также контролирующего подразделения - департамента производственной безопасности. Мы надеемся, что такая схема позволит лучше контролировать наши риски. Безусловно, фанатизма в этих вопросах тоже быть не должно, нужно всегда смотреть на соотношение угроз, затрат и получаемой эффективности.

Аутсорсинг информационной безопасности

Отдельно стоит сказать, что растущая сложность внешних информационных угроз приводит к тому, что внутри каждой компании уже не всегда достаточно специалистов, которые в состоянии обеспечить защиту информационных ресурсов,. И я считаю аутсорсинг в области информационной безопасности вполне уместным. Есть некоторая боязнь передавать часть функций по поддержке безопасности своей системы в специализированные организации, работающие в области информационной безопасности. Но, мне кажется, в этом случае проблем возникнет существенно меньше, чем при попытках самостоятельно обеспечить информационную безопасность в организации, которая мало или вообще не занимается этими вопросами и не имеет достаточных бюджетных средств для самостоятельного решения этих задач.

Аналогичный подход имеет место и в случае передачи на аутсорсинг каких-либо элементов ИТ-инфраструктуры либо ИТ-функций. Так, если у организации есть незащищенная локальная сеть, за работу которой отвечает системный администратор с зарплатой в 500 долларов, то гораздо выше вероятность, что он продаст все ваши базы и вы их увидите на Горбушке, чем вероятность утечки в случае, когда эти данные размещены в специализированном центре обработки данных в условиях качественного подхода к проблемам информационной безопасности и постоянного мониторинга.

Я думаю, что аутсорсинг - это путь, который имеет смысл рассмотреть организации, не имеющей достаточных ресурсов и возможностей самостоятельно заниматься обеспечением информационной безопасности. Здесь вопрос не в принципиальности подхода, а в возможности качественно решать проблемы компании.

31.01.2006
www.outsourcing.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован