Редкоземельные металлы и технологии их глубокой переработки лежат в основе экономики нового уклада — на них зиждется электродвижение, производство систем накопления энергии, робототехника, микроэлектроника и другие передовые отрасли. Обладание ими напрямую определяют конкурентоспособность государств на мировом рынке, уровень их национальной безопасности и положение в системе геополитики.
При таких ставках не удивительно, что президент США Дональд Трамп недавно объявил о запуске проекта Project Vault — стратегического резерва критически важных минералов для американской промышленности. Инициатива призвана сократить зависимость США от Китая в поставках редкоземельных металлов.
Проект должен объединить $1,67 млрд частного капитала с кредитом в $10 млрд от Экспортно-импортного банка США для закупки и хранения минералов для автопроизводителей, технологических компаний и других. «Резервирование»значимых ресурсов для суверенных нужд — испытанная практика для американской экономики. В США уже существует стратегический нефтяной резерв и национальный резерв критически важных минералов для нужд оборонно-промышленного комплекса.
Россия идет по иному пути — она намерена развивать на своей территории полные технологические циклы в сфере РМ и РЗМ — от добычи сырья до высоких переделов и конечной высокотехнологичной продукции. По разведанным запасам редкоземельных элементов мы находимся на пятом месте в мире, при этом лишь незначительная часть этого богатства вовлечена в хозяйственный оборот.
«Мировая гонка за редкие и редкоземельные металлы идет уже несколько лет, но практическое применение требует не только ресурсов, а сложных технологий и энергии. Пока мир получает полуфабрикаты в значительной мере от Китая, который опередил всех не только в добыче, но и в переработке. Собственные технологии на базе своих природных ресурсов, своими инженерами, своими промышленными потребителями и жителями страны — это нормальный путь для России. Но он потребует высокой организации, межотраслевой координации и эффективного управления», — говорит профессор Высшей школы экономики Леонид Григорьев.
Работа по созданию кластера глубокой переработки цветных, редких и редкоземельных металлов в Ангаро-Енисейском регионе ведется по поручениюПрезидента России Владимира Путина. По плану, первые объекты кластера планируют запустить в 2027 году.
Масштабное начинание встретило активную поддержку на уровне Госдумы. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен отметил, что обозначенный Президентом России на «Прямой линии»приоритетный проект приобретает реальные очертания. Как отметил парламентарий, в Сибирском федеральном округе в целом, Иркутской области и Красноярском крае в частности, имеется значительный потенциал развития отрасли добычи таких редкоземельных металлов, как тантал, ниобий и литий. Перспективными отраслями применения указанных металлов являются металлургия, химическое и ядерное машиностроение, автомобилестроение, а также медицинская сфера.
«Таким образом, развитие кластера будет способствовать производству продукции верхних переделов (электроники и электротехники) в Восточной Сибири, в том числе в таких крупных центрах как Тайшетская и Братская агломерации с перспективой распространения на Нижнеудинский район. Это будет способствовать ускоренному социально-экономическому росту данных территорий», —резюмировал Сергей Тен.
В 2025 году решением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дениса Мантурова функции проектного офиса по созданию Кластера глубокой переработки цветных, редких и редкоземельных металлов в Ангаро-Енисейском регионе возложены на Фонд развития инновационного научно-технологического центра «Долина Менделеева». Эта структура стала ключевым операционным инструментом по реализации жизненного цикла кластера —от проектирования и строительства инфраструктуры до привлечения резидентов и обеспечения их эффективной работы в едином правовом, технологическом и экономическом поле. Фонд в рамках своих задач обеспечивает господдержку привлекает частные инвестиции и направляет их на создание производственных мощностей и научно-исследовательского ядра.
Участие в проекте принимают «Росатом», «Ростех», «Русал», ГК «Базовый элемент», «Норильский никель», «Росхим», «Ареал» (бывший «Хайленд Голд»), «Красцветмет», «Химмед», Сибирское отделение РАН, Российский химико-технологический университет имениД.И. Менделеева и Сибирский федеральный университет. Работой по созданию кластера руководит Правительство РФсовместно с профильными министерствами — Минпромторгом, Минэкономразвития и др. Функции куратора и координатор выполняет Совбез РФ.
Первоочередные проекты кластера — переработка рудного концентрата Тастыгского месторождения с получением гидроксида лития (срок реализации — 2030 год), строительство многоассортиментного завода малотоннажной химии для высокочистых продуктов (запуск производства — в 2028 году), а также создание вычислительного центра искусственного интеллекта (запуск — в 2032 году).
Ключевой задачей текущего этапа проекта является привлечение инвесторов.
«Нам предстоит сформировать качественный проектныйпортфель, создать понятные и конкурентные условия входа для инвесторов, а также прозрачную логику кооперации и экономики по этапам, чтобы инвестиции приходили во все сферы — в технологии, в производство, в инфраструктуру. Такой подход позволит обеспечить реальное движение — от научной идеи к ее промышленному применению, к экономическому эффекту и к устойчивому развитию территории, где людям хочется жить и строить будущее», — поделилась генеральный директор Фонда развития инновационного научно-технологического центра «Долина Менделеева» Ксения Шойгу.