Прогнозы и горизонты планирования имеет исключительно важное значение для стратегий и СП государств[1].
Федеральный закон № 172-ФЗ определяет три горизонта планирования (ст. 3):
– долгосрочный – более 6 лет, но обычно 20–30 лет;
– среднесрочный – 3–6 лет;
– краткосрочный – 1–3 года.
Таким образом, стратегическое планирование включает три горизонта планирования, при этом является непрерывным процессом, что предполагает периодическую корректировку соответствующих документов в процессе их реализации. Учитывая степень возросшей цивилизационной угрозы России, важнейшее значение для национальной безопасности приобретает долгосрочное (от 10 до 30 лет) планирование[2].
Кроме того, Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации (ст. 34) в целях обеспечения принципа преемственности и непрерывности стратегического планирования установили цикл стратегического планирования, который определяется сроком полномочий Президента Российской Федерации (6 лет). Этот цикл является единым для всех участников СП и предусматривает следующие этапы (ст. 35):
– прогнозирование, в ходе которого осуществляется разработка научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности, уточняются прогнозные оценки социально-экономического развития и состояния национальной безопасности на долгосрочный период;
– целеполагание, в ходе которого с учетом результатов прогнозирования разрабатываются и (или) корректируются документы стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, разрабатываемые в рамках этого этапа;
– планирование и программирование, в ходе которого органы государственной власти в соответствии со своими полномочиями разрабатывают в установленном порядке программно-плановые документы в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности на шесть лет[3];
Эта область (долгосрочное стратегическое планирование России) остается наиболее уязвимой областью в силу многих обстоятельств, что нередко непосредственно и крайне болезненно сказывается на развитии и безопасности России. Достаточно сказать о проблеме электронной базы, программного обеспечения, создания материалов, или фундаментальной науки. Эти проблемы, как правило, решаются не усилиями федеральных органов, а отдельными коллективами и предприятиями, которые понимают важность таких задач. В частности, в 2022 году специалистами Обуховского завода (входит в Концерн ВКО «Алмаз – Антей») началось освоение сплава Super Duplex 25Cr в рамках стратегического развития литейного производства.
Материал Super Duplex 25Cr – это высокопрочная коррозионностойкая супердуплексная сталь ферритоаустенитного класса. Ключевой особенностью Super Duplex 25Cr является повышенная устойчивость к коррозии в условиях низких температур, что дает возможность изготовления нагруженных деталей и узлов для работы в сложных климатических условиях. Данный материал имеет более высокую прочность по сравнению с аустенитными сталями (предел текучести 550 МПа против 200 МПа), лучшее сопротивление к коррозионному растрескиванию, стойкость к точечной и щелевой коррозии, высокую устойчивость к кислотным средам.
На Обуховском заводе был осуществлен ряд опытных плавок с получением готовой продукции надлежащего качества. На базе полученных заготовок из материала Super Duplex 25Cr на участке газовой атомизации было произведено распыление с целью получения металлического порошка для ГИП (горячее изостатическое прессование). Работы проводились на базе отечественного атомайзера, внедренного в производство на предприятии в 2022 году. Анализ полученного порошка подтвердил его соответствие требуемым параметрам эксплуатируемой среды, как по физико-химическим, так и по гранулометрическим показателям.
Результаты этой работы будут применяться в том числе при производстве новых видов отечественной высокотехнологичной продукции в сфере изготовления оборудования для глубоководной добычи углеводородов. При этом достигнутые результаты не являются окончательным этапом в рамках освоения производства супердуплексных сталей.
На заводе производят металлические заготовки из порошка, полученного методом ГИП, в качестве промежуточных изделий. В дальнейшем проводят анализ и внедрение в технологический процесс для изготовления готовых деталей. Параллельно ведется отработка технологии выплавки материала, а также технологии распыления для повышения качественных и количественных показателей.
В 2017 году на территории Обуховского завода был построен и введен в эксплуатацию новый цех стального фасонного литья, предназначенный для производства широкой номенклатуры отливок различного назначения весом от 8 кг до 2,5 тонн. Металлургическое производство Обуховского завода продолжает развиваться, осваивая новые виды продукции, разрабатывая и совершенствуя новые материалы[4].
Реализация, мониторинг и контроль документов СП
Реализация документов стратегического планирования, мониторинг и контроль степени достижения предусмотренных в них целей, выработка мер по достижению целевых значений показателей, ресурсное обеспечение и корректировка документов стратегического планирования, разработанных на шесть лет[5].
Таким образом, система стратегического планирования представляет собой совокупность объединенных единым замыслом подсистем стратегического анализа, стратегического прогноза, стратегического целеполагания, стратегического контроля, мониторинга и оценки состояния национальной безопасности, деятельность которых направлена на решение задачи «проектирования будущего» и выработку практических шагов по его достижению. Она является составной частью и первым этапом в цикле стратегического управления, обеспечивающего на основе последовательных действий снижение угроз и рисков, рациональное достижение стратегических национальных приоритетов и целей развития[6].
Система СП включает в себя несколько составных частей: стратегический анализ, стратегический прогноз, стратегическое целеполагание, планирование и программирование, мониторинг и оценка выполнения принятых документов. Но в России система СП в приоритетном порядке всегда зависела от руководителя страны. Такой она сохранилась и при В.В. Путине[7].
_______________________________________
[1] Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2022 г. №763 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, военных формирований и органов» / https://rg.ru/documents/2022/10/24/document-koordinacionnyjsovet.html
[2] Средства защиты российской идентичности: монография / О.В. Боброва, А.И. Подберезкин.- Подольск: ПФОП, 2022. 416 с.
[3] Путин В.В. Стенограмма выступления Путина на пленарном заседании Восточного экономического форума. Президент России, 07.09.2022 / http://prezident.org/ tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-plenarnom-zasedanii-vostochnogo-ekonomicheskogo-foruma-07-09-2022.htm
[4] Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Пресс-релиз, 3 августа 2022 г.
[5] Указ Президента Российской Федерации от 8.11.2021 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
[6] Средства защиты российской идентичности: монография / О.В. Боброва, А.И. Подберезкин.- Подольск: ПФОП, 2022. 416 с.
[7] Встреча Президента России с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса./ ВПК, 23.09.2022 // https://vpk.name/news/633534_vstrecha_prezidenta_rossii_s_rukovoditelyami_predpriyatii_oboronno-promyshlennogo_kompleksa.html