Мы приехали смотреть строительство железнодорожного вокзала утром. Но даже если бы мы приехали ночью, то все равно застали бы строителей на рабочих местах. Работы там ведутся круглосуточно.
Контрольный срок - 15 сентября. До этого времени нужно завершить реконструкцию старого здания вокзала и строительство новых зданий - так называемых вставки и конкорса. Вставка - это великолепная конструкция с прозрачным стеклянным куполом и прозрачным же надземным переходом-галереей от остановки транспорта к залу ожидания на третьем этаже. Конкорс - это здание над путями и платформами.
Главный инженер "Неймаринженеринг" Зоран Маркович рассказывает, что первоначально проект предусматривал симметричное расположение здания вокзала. Вставка должна была быть именно вставкой и располагаться в центре, между двумя одинаковыми корпусами - старым и новым. Но когда дело дошло до финансирования, выяснилось, что денег не хватает. Пришлось пожертвовать новым корпусом. Сейчас строящееся и реконструируемое здания называются "первой очередью", а запланированные третий корпус и четырехэтажная парковка справа от вокзала - "второй очередью". Вторая очередь должна быть построена в ближайшие годы.
Реконструкцию старого здания ведет 21-й трест, финансируется она из бюджета Республики Башкортостан. Вставку и конкорс строит фирма "Неймаринженеринг" из Сербии и Черногории, оплачивает работы ОАО "Российские железные дороги". "Неймаринженеринг" победила в конкурсе проектов и с 2004 года ведет работы в Уфе. Проект разрабатывался специализированными институтами в Москве и Белграде, его автор - Горан Драгичевич.
Сейчас на строительстве вставки и конкорса работают 120 человек. Руководящее звено, специалисты и квалифицированные рабочие приехали из Сербии и Черногории. На подсобные работы принимаются и таджики, и узбеки, но их немного. Когда начнется отделка, примут еще 60 человек. "А пока лишние люди только мешают!" - сказал Маркович. В настоящее время ведутся инженерные работы - тянутся воздуховоды, пожарные системы. Почти готовы все коммуникации.
В главном зале "вставки" предусмотрено три эскалатора и три лифта, которые будут транспортировать пассажиров с первого на второй и на третий этажи, и обратно. Людям, прибывшим к вокзалу на трамвае, не нужно будет напрягаться и тащиться с сумками через привокзальную площадь. Сразу с остановки они войдут в надземный переход, поставят багаж на движущуюся дорожку - травелатор и въедут прямо в зал ожидания, к информационному табло. Точно так же пассажиры смогут проделать и обратный путь - к остановкам автобуса и трамвая. Тем, кто захочет поехать на такси, придется выйти из здания с первого этажа.
Очень внушительно смотрится купол вставки. Вернее, это пока просто каркас, без стекол, но уже красиво. Его высота - 25 метров. Остеклят купол стеклопакетом с солнцезащитной пленкой и утеплителем. Цвет предполагается желтовато-красноватый, как выразился Маркович, "цвет меда". В разное время суток цвет купола будет меняться. Окна главного здания, обращенные к городу, будут в витражах. Остальной фасад - алюминиевый.
Внутри пока помещение совершенно "раздетое", в нем есть только стены, и прокладываются инженерные сети. Поэтому возникают сомнения - успеют ли строители до часа Х воплотить все задуманное в жизнь.
- Это только кажется, что работы много, - уверенно ответил главный инженер, - сейчас начнем штукатурить, полы класть, все быстро пойдет!
Несомненная удача проекта - продолжение главного здания над железнодорожными путями - конкорс. Во-первых, эстетические плюсы. Если пассажиры, входящие в старое невысокое помещение, и не догадывались о близком соседстве реки Белой, то белградские архитекторы сразу разглядели все преимущества ландшафта и использовали их по полной программе. Сейчас с третьего этажа открывается чудесный вид на реку и заречные дали. Ну и чисто прикладные удобства этого решения - на эскалаторе можно будет спуститься прямо на нужную платформу и путь.
Возводить конкорс тяжело - для работы строителям предоставляют специальные "окна" между поездами. Но уже благополучно поставлены опоры, и положен пол строения над четырьмя железнодорожными путями. Осталось еще три проема. Эти работы планируется закончить до 20 августа.
На взгляд дилетанта, вроде бы все в относительном порядке, хотя, конечно, берут сомнения насчет сроков окончания работ. А вот специалисты беспокоятся гораздо больше. И не мудрено - они оперируют конкретными цифрами и фактами.
Вчера в Уфу приезжали вице-президент ОАО РЖД Олег Тони, курирующий вопросы капитального строительства, и начальник Куйбышевской железной дороги Анатолий Левченко. Целью их визита было обсуждение с Президентом и Правительством РБ хода строительства.
Когда приезжают большие начальники, собирается много других начальников, владеющих полной информацией по этому вопросу. Этот раз не стал исключением. Поэтому "БАШвестЪ" воспользовался случаем и взял у них интервью.
Вот что рассказал руководитель проекта, заместитель генерального директора компании "Неймаринженеринг" Виктор Мазанов:
- В связи с тем, что нет средств на финансирование нового здания вокзала, были пересмотрены проектные решения. Пришлось откорректировать уже готовые проекты, прошедшие экспертизу. Мы сделали их более экономичными - вместо трех зданий пока будет два. Новые решения сданы в экспертизу, на следующей неделе должно быть заключение. И, соответственно, будет определена сумма дополнительных работ.
- В чем трудности, связанные с недостатком финансирования? - продолжил Мазанов. - Сейчас мы вынуждены зарывать котлован, который выкопали под третий корпус. Меняется стена вставки, которая должна была соприкасаться с третьим корпусом. Мы ее закрыли, будем отделывать под цвет фасада этого здания. Проектное решение немного изменилось и во входной группе - были предусмотрены наклонные крылья, их не будет. И внутреннее содержание теперь будет немного иным - на него пойдут деньги, сэкономленные на третьем, не строящемся корпусе. Это около 300 миллионов рублей. Сейчас по графику мы пытаемся сдать это здание к 15 сентября. Успеем ли - это зависит от погоды, от частоты движения поездов, ведь мы же работаем в перерывах между движением. Скорее всего, мы успеем сделать каркас здания и будем вести к завершению отделочные работы.
Представителям ОАО "РЖД" не нравится то, что работы на вокзале ведут две организации. Заместитель начальника отдела технической политики Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги Григорий Принь выразился образно:
- Может ли быть порядок на кухне, если там две хозяйки? Так и здесь, был бы один подрядчик, с него можно было бы за все спросить. А сейчас поле деятельности четко не разграничено. В свое время руководители не скрепили устную договоренность документом, и возникают спорные вопросы.
Виктор Мазанов высказался конкретнее:
- В старом здании работы ведет 21 трест, у них свой график, который скрыт от наших глаз и не очень понятен. Не ясно, что будет закупаться. И вообще, там сейчас работы ведет какая-то другая проектная организация. Изменяется проект, а мы не в курсе дела. Когда корректировка проекта ведется не генпроектировщиком, а другой организацией, это проблема для ОАО "РЖД". Потому что новый проект должен пройти экспертизу, а как эта новая проектная организация ее будет проходить - непонятно.
В общем, проблем выше крыши, даже выше нового купола вокзала. Общая сметная стоимость строительства - 622 миллиона рублей без НДС. С начала строительства освоено 556 миллионов. В том числе, помимо строительства здания вокзала, 179 миллионов ушло на вынос технической экипировки со станции Уфа на станцию Чишмы - техническое обеспечение ОАО "РЖД" не без основания считает не менее важным, чем новый вокзал. Лимит на 2007 год уже подходит к концу. По словам Мазанова, в этом году планируется добавить для обеспечения дополнительного оборудования еще 108 миллионов рублей. Эти деньги пойдут на наружные инженерные сети и коммуникации.
Ну и на сладкое ложка меда, но уже не белградского, а башкирского. Вчера в ходе визита в Уфу Олег Тони встретился с Президентом РБ Муртазой Рахимовым. Они договорились, что в 2008 году необходимо приступить к строительству объектов второй очереди - нового здания вокзала, многоуровневой автостоянки и к реконструкции подземного тоннеля под железнодорожными путями. Рахимов заверил, что в ближайшее время объекты первой очереди будут завершены. А вице-президент ОАО "Российские железные дороги" заверил главу республики, что в компании положительно решат финансовые вопросы по выделению в следующем году одного миллиарда рублей на завершение реконструкции вокзала.
Евгения Сюткина.