23 мая 2006
2104

Госфинконтроль парализован

Госфинконтроль парализован
Банки засыпали борцов с криминалом бесполезной информацией
Масштабы борьбы с отмыванием денег через банковскую систему заметно увеличились. Именно такой вывод следует из признания Дмитрия Скобелкина, действительного государственного советника РФ 3 класса. Дмитрий Скобелкин служит заместителем руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) - грозной организации, созданной специально для того, чтобы банки сообщали туда информацию о всех подозрительных транзакциях в банковской системе.

Вчера Скобелкин признался, что в прошлом году ФСФМ получила от банков более трех миллионов сообщений о "необычных" операциях клиентов. Это превышает показатель 2004 года более чем в два раза. В итоге "база компромата" ФСФМ составляет сейчас семь миллионов сообщений.

Нельзя сказать, что вал банковского компромата сильно радует заместителя главного финансового разведчика страны.

Столкнувшись с проблемой любой разведки - переизбытком первичной информации, в ФСФМ уже заранее начали искать крайних. В их роли, конечно же, оказались банки. Они, по мнению Дмитрия Скобелкина, засоряют каналы ФСФМ ненужной информацией. Скобелкин не исключает и наличие целого заговора. Во всяком случае, он упомянул умышленный характер такого "засорения". Но информационный вал не скрыл от бдительного ока финконтролеров целых двадцать кредитных организаций, которые не представили ни одного сообщения об операциях, подлежащих обязательному

контролю. Видимо, уже скоро мы узнаем названия этих банков как лишенных лицензии. Не в последнюю очередь потому, что крестовый поход ФСФМ активно поддерживает Центральный банк. Вчера директор департамента валютного регулирования Банка России Елена Ищенко

напомнила, что Центробанк отозвал в прошлом году лицензии у 14 банков в основном по обвинению в отмывании денег. Еще сотни банков подверглись санкциям в виде штрафов, предупреждений и запретов. В прошлом году, по информации Ищенко, 797 кредитных организаций и их филиалов сообщили о сомнительных операциях. Если считать эту статистику достоверной, то приходится признать, что около 90% российских банков вовлечены в "сомнительные операции".

У Александра Мурычева, президента Ассоциации региональных банков "Россия", своя версия происходящего, которая интуитивно ближе к реальности. По его мнению, требование предоставлять информацию "даже о небольшой, пусть даже размером в 10 долларов операции загружает ФСФМ избыточными документами и серьезно мешает банкам работать".

А вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ) Андрей Емелин пошел в своих комментариях "дальше и выше". "Это сугубо техническая и не достигающая положительного эффекта работа", - заявил Емелин. У него как минимум удивление вызывает факт сведения борьбы с отмыванием доходов к выполнению формальных требований. Таким путем, по мнению Емелина, связь "подозрительных" операций непосредственно с преступной деятельностью выявить невозможно. Другими словами, ФСФМ была обвинена в том, что она является обычным бюрократическим учреждением и никак не всемогущей спецслужбой, способной разоблачать криминальные денежные синдикаты по всему миру. Если, конечно, не заняться разоблачением банков, "засоряющих" каналы финконтроля. Ведь согласно действующему законодательству, если банк предоставляет информацию о "подозрительных", или, как их называют в ФСФМ, "необычных", операциях с ошибками, он также считается нарушителем закона.

22.05.2006 / Лена Тихомирова
Материал опубликован в "Газете" No85 от 23.05.2006г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован