02 ноября 2007
3472

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Введение биометрических паспортов

А. НОРКИН - Мы приветствуем нашего гостя. Владимир Каланда - первый заместитель директора Федеральной миграционной службы. Добрый день.

В. КАЛАНДА - Добрый день.

А. НОРКИН - Итак, давайте мы сначала поговорим по госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению в Россию наших соотечественников, которые проживают за рубежом. Насколько я помню, об этом говорилось всегда давно, и руководство страны всегда этому придавало большое значение. В 1991 году конгресс соотечественников, большая история, Борис Ельцин, тогдашний президент страны очень много об этом говорил. В чем отличие нынешней программы, которая сейчас осуществляется, в том числе и вами от того, что было раньше?

В. КАЛАНДА - Спасибо, Андрей, за вопрос. Я бы сказал так, что о необходимости переселения соотечественников действительно очень много говорилось. И говорилось с момента образования России как суверенного государства, с момента образования СНГ. Но ничего конкретного, к сожалению, до 2006 года не делалось. И только в 2006 года с момента образования межведомственной рабочей группы по подготовке государственной программы по оказанию содействия в переселении соотечественников, проживающих за рубежом, по большому счету начался реальный процесс именно оказания содействия в переселении лицам, которые решили переехать на свою историческую родину в Россию.

А. НОРКИН - А почему такая пауза была?

В. КАЛАНДА - Пауза, наверное, была связана со многими причинами. Во-первых, это и формирование суверенности как государства, в том числе и России. Наверное, и становление России как экономически развитого государства. То есть вы знаете, какие у нас достаточно существенные проблемы были до последнего времени. Было очень много своих внутренних проблем. Скорее всего. Именно с этим связано то, что о необходимости поддержки наших соотечественников и материальной, и финансовой, а не только моральной, такая поддержка стала возможна только в последнее время. Я бы хотел обратить ваше внимание на указ президента, который был подписан в октябре текущего года. Утвердил концепцию демографической политики РФ до 2025 года. И миграция является одной из основных частей развития демографии в России.

А. НОРКИН - Решение демографической программы.

В. КАЛАНДА - И в качестве одной из позиций миграции указана именно наша государственная программа по оказанию содействия в переселении соотечественников за рубежом. То есть если ранее предполагалось, что она будет работать примерно до 2012 года, то в соответствии с положениями концепции мы можем говорить о том, что ее перспективы не заканчиваются 2012 годом, а как минимум рассматриваются до момента реализации концепции демографического развития России. До 2025 года.

А. НОРКИН - Правильно ли я понимаю, что сейчас по вашим ощущениям законодательно, по крайней мере, все нюансы учтены, все возможные минусы предусмотрены, и программа по идее должна начать работать?

В. КАЛАНДА - Из наиболее стабильных законодательных актов я, наверное, знаю, только лишь Гражданский кодекс Франции, который не менялся с 1804 года. Все остальное законодательство достаточно подвижно, в том числе миграционное. И естественно, когда мы вступили в стадию непосредственной реализации государственной программы и региональных программ переселения, когда к нам поехали первые переселенцы, появились и те проблемы, о которых мы не предполагали.

Ю. НОРКИНА - Я сейчас посмотрела довольно большой материал, здесь написано: анализ региональных программ по оказанию содействия добровольному переселению в РФ обозначил проблемы, три из них самые главные. Это естественная убыль населения. То есть, почему России выгодно, чтобы в нее приезжали люди из других стран. И полноценное жили. Первое - это естественная убыль населения, обусловленная снижением рождаемости и сокращением продолжительности жизни населения. То есть, грубо говоря, старение. Второе - снижение численности населения большинства регионов за счет миграционного оттока. То есть люди отсюда уезжают. И третье: рынок труда характеризуется структурной безработицей. Несоответствием спроса и предложения рабочей силы. А также нехватка трудящихся по рабочим специальностям, это самый главный бич, что рабочих специальностей не то, что не хватает. Их просто нет, людей, которые могли бы что-то делать. Так случилось. Если все эти проблемы сейчас у коренного населения России, вы гарантируете то, что люди, которые будут приезжать извне, они будут застрахованы от этих трех главных проблем? То есть продолжительность жизни это же много причин, и медицина, и уровень жизни, и зарплата и прочее. Мы не можем создать людям, которые приезжают, отдельные условия благоприятные. Это же абсурд.

В. КАЛАНДА - Абсолютно с вами согласен, Юля. И никто не собирался создавать какие-то особые преференции для наших соотечественников. Такая задача не ставилась. Так как вы перечислили все вышеназванные причины, я могу привести примеры. Ведь наша государственная программа побудила многие регионы, когда они создавали или писали свои региональные программы переселения, выявить массу проблем, которые существуют в конкретных субъектах РФ. Вот вы говорите о смертности. В отдельных районах Смоленской области продолжительность жизни мужского населения сельской части составляет 53 года. То есть что такое 53 года для мужчины. Средняя продолжительность жизни мужского населения она несопоставима со средней продолжительностью жизни мужского населения в Европе, и в среднем в концепции говорится о том, что в полтора раза уровень продолжительности жизни в РФ ниже, чем продолжительность жизни, коэффициент я имею в виду во всем мире. Конечно, проблема из проблем. Наши соотечественники столкнутся с этими же проблемами.

Ю. НОРКИНА - Вы считаете, что потенциальных мигрантов это не должно пугать? У вас есть программы для них специальные или вы как-то это объясняете?

В. КАЛАНДА - Я объясню это просто. У нас есть программы и для всего российского населения. Для всех граждан. Ведь не зря работает целая система национальных проектов, здоровье, доступное жилье. Поэтому говорить о том, что это беды, с которыми мы будем жить вечно, наверное, это нельзя. И наши соотечественники для того и приезжают, чтобы помочь решить отдельные из этих проблем, о которых вы говорили...

А. НОРКИН - Но ведь государство им тоже должно помочь. Для того чтобы люди, которые приезжают, помогли нам решить свои проблемы, государство должно им тоже помочь.

В. КАЛАНДА - Тут есть два момента. Наше государство все-таки имеет федеративную систему устройства. И поэтому у нас есть соответствующие законы, которые распределяют полномочия между центром и субъектами РФ. Поэтому говорить о том, что государство должно в полном объеме помочь нашим соотечественникам, наверное, можно. Но это не тот путь, по которому мы должны идти. У нас есть две точки оказания содействия переселению. Это федеральный центр, который оказывает помощь в переезде соотечественников, в их адаптации, связанной с соответствующей финансовой поддержкой. И с упрощением процедуры определения их правового статуса. То есть то, с чем сталкиваются десятки и сотни тысяч лиц, въезжающих в РФ самостоятельно. И, наконец, есть зоны региональной ответственности. В рамках которых должны быть решены вопросы трудоустройства наших соотечественников, вопросы по реализации компенсационного пакета социальных услуг и вопросы первичного жилищного обустройства. Я могу привести пример Калужской области. На сегодняшний день идет процесс переселения в Калугу компактного переселения, причем духоборческой общины из Грузии. Первый 151 переселенец должны переехать уже в этом году. Построены для них 10 домов, на территории вселения, общежития.

А. НОРКИН - Это область строила?

В. КАЛАНДА - Это строила область, но с участием естественно бюджетных средств федерального центра. Какая проблема возникла, о чем мы говорили до начала программы. О том, что первоначально местное население крайне негативно отнеслось к этой программе.

А. НОРКИН - А там бытовой уровень: понаехали тут. Или реальные есть поводы для того, чтобы местное население испытывало негатив?

В. КАЛАНДА - Скажем так, Тамбов не самый развитый регион. И в той же концепции, я ее достаточно внимательно прочитал, убыль населения там составляет от 10 до 15%. То есть там проблемы достаточно большие среди местного населения. А первое тем, что это было воспринято не как переезд этнических россиян, духоборцев, а как переезд вначале предполагали, что это не курды ли к нам переезжают. Примерно в таком ракурсе воспринималась эта проблема. И приехали сюда представители духоборческой общины совместно с сотрудниками ФМС, с представителями власти. Проводились собрания, встречи с жителями. И сейчас я могу сказать, толерантность крайне положительная.

А. НОРКИН - Владимир Александрович, а курдам нельзя приехать к нам?

В. КАЛАНДА - Курды не наши соотечественники, я прошу прощения.

А. НОРКИН - Тогда объясните, что такое соотечественники. Мы считаем людей только представителей русской национальности, или это граждане, которые жили, например, в Советском Союзе. А теперь хотят переехать в Россию.

В. КАЛАНДА - Знаете, мы на бытовом уровне можем считать как угодно. Но у нас есть закон о соотечественниках, который четко определяет, что к соотечественникам относятся все граждане, которые проживали не только на территории Советского Союза, но в том числе и на территории российской империи и их потомки. Поэтому нужно подходить к определению, я понимаю, что это достаточно широкое определение понятия соотечественников, поэтому мы сознательно в государственной программе ушли от его определения, либо его заужения, либо его расширения, в том числе от национальности. То есть соотечественником у нас признается любой гражданин, который проживал на территории Советского Союза и который себя ощущает или может позиционировать как россиянин, то есть знает основы культуры, язык. Имеет соответствующую трудовую квалификацию для того, чтобы не быть нахлебником. Или готов к тому, чтобы переквалифицироваться. Или повысить свое профессиональное мастерство. То есть у нас есть ряд критериев. Почему мы сейчас с вами говорим о том, что необходимо перейти к цифрам. У нас на сегодняшний день около 4 тысяч анкет, реальных заявок на переселение в РФ.

А. НОРКИН - За какой период?

В. КАЛАНДА - За период с августа месяца.

А. НОРКИН - Три месяца.

В. КАЛАНДА - Можно говорить много это или мало, но рост идет в арифметической прогрессии.

А. НОРКИН - Допустим, сравнить, с прошлым годом.

В. КАЛАНДА - А в прошлом году у нас этой программы не было. У нас реально последняя региональная программа была утверждена в октябре месяце. А пока не была утверждена региональная программа, мы не могли запустить реализацию государственной программы в полном объеме. То есть здесь же взаимосвязь.

А. НОРКИН - Будем считать, что с нуля сразу до...

В. КАЛАНДА - Это не ноль. Потому что еще в мае месяце федеральная миграционная служба совместно с МИДом направила в ряд государств временные рабочие группы по реализации государственной программы, которые уже проводили подготовительную работу.

А. НОРКИН - А как это делается? В прессе об этом пишут, что дорогие соотечественники. Как люди узнают, что они могут вернуться в Россию?

В. КАЛАНДА - Мы подходим тоже к достаточно интересному вопросу. Как говорится, (неразборчиво) лучше не скажешь. Говоря словами президента, эта программа не направлена на призыв к переселению. Ее смысл заложен в самом наименовании: оказание содействия в переселении соотечественников...

А. НОРКИН - Но человек же должен знать, что ему готовы помочь.

В. КАЛАНДА - Конечно.

А. НОРКИН - А как он это узнает?

В. КАЛАНДА - Узнает очень просто. Во-первых, у нас есть соответствующая программа, уже утверждена постановлением правительства об информационном сопровождении государственной программы. То есть где предполагается, учреждениями, Министерство иностранных дел, это консульские учреждения, Росзарубежцентр, нашими телекоммуникационными средствами, которые вещают на ближнее и дальнее зарубежье, доводить эту информацию до наших сограждан. Я могу сказать, что у нас есть уже три заявки из такого экзотического государства как Бенин. Из Африки. Поэтому...

Ю. НОРКИНА - Здесь, наверное, лучше жизнь, чем там.

В. КАЛАНДА - Не бывал, поэтому не могу сказать.

Ю. НОРКИНА - А у нас радиослушатели бдительные спрашивают: а из Прибалтики есть?

В. КАЛАНДА - Первые переселенцы у нас были именно из Прибалтики, и они приезжали в Калининградскую область...

Ю. НОРКИНА - Это первые пять семей?

В. КАЛАНДА - Да. И здесь я хочу высказать слова глубокой благодарности губернатору Калининградской области. Это один из тех руководителей, который понял потенциальные возможности государственной программы. Как одного из катализаторов для развития своего региона. Под эту государственную программу у него выстраивается ряд инновационных проектов. То есть заявка у него конечно колоссальная на переселение соотечественников. Это 300 тысяч человек.

А. НОРКИН - То есть то, что необходимо Калининградской области эта цифра?

В. КАЛАНДА - Это то, что необходимо по расчетам соответствующих служб Калининградской области.

Ю. НОРКИНА - Здесь о трудовых вакансиях идет речь.

В. КАЛАНДА - Здесь речь идет о трудовых, естественно, мы совмещаем. Переселение без трудового места невозможно.

Ю. НОРКИНА - Конечно, как для семей, так и для страны это достаточно важно.

А. НОРКИН - А не было всплеска после всех этих событий в странах Балтии, с памятниками советскими. Там не увеличился процент желающих уехать к нам?

В. КАЛАНДА - Такой ярко выраженной тенденции, которая была связана с определенными политическими процессами в странах Балтии, мы не наблюдаем. То есть общее где-то мы сейчас имеем в пределах, я уже говорю о тех реальных документах, где-то около 400 анкет страны Балтии.

А. НОРКИН - По всем трем или можно выделять какую-то страну, которая лидирует?

В. КАЛАНДА - Наверное, Литва здесь в приоритете.

А. НОРКИН - Больше чего из Литвы.

В. КАЛАНДА - Да, в силу того, что она ближе к Калининграду. Поэтому даже первые переселенцы, хотя я говорил о Литве, но первый переселенец был, в том числе из Армении. И по национальности это армянин, музыкант, которому предложили место в местном симфоническом оркестре. Он уже переехал и живет на территории Калининграда.

А. НОРКИН - Прервемся на краткие новости.

НОВОСТИ

А. НОРКИН - 15.35. Владимир Александрович, у меня несколько уже накопилось вопросов или критика, или недоверие. Я постараюсь вместе объединить, потому что тут эмоции захлестывают людей. Например, Чумаков Сергей Васильевич нам написал аж три реплики на сайт, смысл заключается в том, что два часа в день два раза в неделю работает окошечко в Саратове по вопросам гражданства. Людей типа нет. Толпы мародеров, в общем, дальше он говорит о том, как ему тяжело приходится. По sms пришло от Антона сообщение: приехал в Россию в 1998 году. Родился в РСФСР. От гражданства не отказывался. Паспорт не дают. Ну и как резюме некое: критерий определения понятия соотечественник настолько размыты, что делает этот закон взяткоемким, поскольку чиновник сам решает, является он соотечественником или нет. Это Светлана Ивановна из Москвы.

Ю. НОРКИНА - То есть сама идея она хорошая. Реализация всегда у нас хромает.

А. НОРКИН - Почему не получается.

Ю. НОРКИНА - Как вы думаете контролировать это?

А. НОРКИН - И действительно ли тут есть какие-то возможности для коррупции?

Ю. НОРКИНА - Страна большая, вы же понимаете. Мы с вами улыбаемся и понимаем, о чем говорим.

В. КАЛАНДА - Мы понимаем, о чем говорим. Дело в том, что вопросы, которые вы сейчас зачитали, они в принципе имеют отношение, в общем, к ситуации, а не непосредственно к государственной программе по переселению наших соотечественников. О размытости определения соотечественник я могу сказать, что этот закон не имеет под собой никакой финансовой составляющей. Поэтому говорить о коррупции в связи с законом о соотечественниках, наверное, нельзя.

А. НОРКИН - Люди говорят, что им паспорт не дают, они переносят это на эту программу. Что приехал, допустим, мать десять лет не может получить гражданство, - пишет нам гражданин РФ без подписи. Телефон есть. Хотя родилась в России, русская. Ей уже 70 лет. То есть кто-то приехал, видимо, отец, мать, не могут получить паспорт.

Ю. НОРКИНА - И не могут получить гражданство РФ. Хотя родилась в России и русская.

А. НОРКИН - Наверняка бывает, что у этих людей какие-то, кто там, в милиции или еще где-то, требуют: вы, ребята, нам дайте чего-нибудь, мы вам тогда паспорт может, дадим. Также же возможно.

Ю. НОРКИНА - Более чем.

В. КАЛАНДА - Во-первых, отделим милицию от федеральной миграционной службы. То есть на сегодняшний день всеми вопросами, которые связаны с определением правового статуса иностранного гражданина, будь то дальнего зарубежья или ближнего, имеет отношение к компетенции федеральной миграционной службы. И отчасти МИДа, если это происходит за рубежом. То есть милиция на сегодняшний день не выполняет никаких функций ни по установлению гражданства РФ, ни по оформлению и выдаче паспортов граждан РФ.

А. НОРКИН - А кто же паспорт выдает?

В. КАЛАНДА - Этим занимается федеральная миграционная служба. У нас есть соответствующие территориальные подразделения, есть межрайонные подразделения, во всех субъектах РФ, которые осуществляют эту функцию. Здесь мы понимаете, вопрос задать можно, но надо знать предысторию этого вопроса. Потому что в каждом конкретном случае нужно разбираться персонально. Я могу привести такие цифры. 2005 год - 507 тысяч иностранных граждан приобрели гражданство РФ. 2006 год - 375 тысяч иностранных граждан получили гражданство РФ. 2007 год, то есть у нас сейчас, чтобы вас не обманывать, где-то 178 тысяч иностранных граждан приобрели гражданство РФ.

А. НОРКИН - То есть идет снижение.

В. КАЛАНДА - Идет естественное снижение. Потому что, во-первых, и снижается количество лиц, которые определяются со своим гражданством. Снижаются и исчезают те нормы, которые говорили об упрощенной процедуре приобретения гражданства. Поэтому понятно, что мы не можем говорить о том, что рост должен идти постоянно. Я просто говорю о цифрах. То есть цифры достаточно внушительные. И когда мы говорим о каких-то отдельных фактах, что лицо не может получить гражданство РФ, я даю вам гарантию, что 99,99% это не связано с какой-то коррупционной заинтересованностью сотрудников ФМС. Это связано с объективной реальностью. Либо невозможно установить его гражданство на 6 февраля 2002 года, когда гражданство приобреталось в порядке признания. Либо он переехал и не хватает каких-то документов, вы понимаете, что гражданство ведь это не замуж сходить. Гражданство приобретается на всю жизнь. Как правило, у большинства людей. Оно определяет публично-правовой статус человека. Поэтому мы не можем так сказать, приехал, заявил себя, да, я жил на территории РФ, дайте мне гражданство. Это все не так просто. То есть, есть определенные процедуры. И еще раз говорю, у нас много обращений. С каждым обращением мы работаем индивидуально. Когда пишут на радио, это хорошо, пусть пишут нам, пусть обращаются к нам.

А. НОРКИН - Диана уже нашла причину, почему люди шумят. Потому что все отделения миграционной службы расположены в тех же зданиях, что и милиция.

Ю. НОРКИНА - А Диана знает, что говорит.

В. КАЛАНДА - Я понимаю, что Диана наверняка знает, что говорит. А у нас других-то помещений и нет. Вы знаете, что какая проблема с помещениями.

А. НОРКИН - Миграционная служба, милиция, паспортный стол, ОВИР, я тебе говорю, что у нас, допустим все вместе.

В. КАЛАНДА - Дело в том, что паспортно-визовое управление всегда было структурным подразделением МВД, и только лишь с образованием ФМС оно вошло в состав самостоятельного... Где-то мы имеем отдельные помещения. В большинстве...

А. НОРКИН - Нет, все вместе в Пушкино.

Ю. НОРКИНА - Господа, я призываю вас вернуться обратно к нашей программе.

В. КАЛАНДА - Приедем в Пушкино, разберемся.

Ю. НОРКИНА - Я имею в виду программу, о которой Владимир Александрович рассказывает. Я так понимаю, что если ты с семьей живешь за границей, у тебя есть профессия, ты списываешься, я пытаюсь технически это выстроить, и прежде всего находишь рабочее место в том регионе, который тебе хочется. Я просто себя ставлю на место того человека, который, живя за границей, хочет приехать в Россию. Куда я должен обратиться, придти? И, прежде всего, это что? Я чернорабочий или слесарь.

В. КАЛАНДА - Юля, я понял ваш вопрос. Чтобы потом не рассуждать о крахе Голливуда, не видя ни одного фильма, я уже расскажу о том, как это делается в реальности. Для того чтобы соотечественник, у нас, как правило, ни с кем не списывается. Ни с кем самостоятельно не контактирует. Для этого у нас и разработана программа. То есть у нас есть консульские учреждения за рубежом. У нас есть временные рабочие группы, которые на сегодняшний день работают в 9 различных городах стран СНГ, и их количество будет увеличиваться.

Ю. НОРКИНА - А что это за города, можно сказать?

В. КАЛАНДА - Это Украина - Симферополь, Днепропетровск, Киев. В Молдавии - Кишинев, в Казахстане - Астана, Уральск, Алма-Ата. Еще забыл, трудно вспомнить.

Ю. НОРКИНА - Два города.

В. КАЛАНДА - Два города каких-то я потерял. Но неважно. То есть...

Ю. НОРКИНА - Просто люди, которые могут нас слышать оттуда, они уже знают, что я могу придти.

А. НОРКИН - То, что касается Центральной Азии там что-то есть?

В. КАЛАНДА - Начну тогда с самого начала. Казахстан - Астана, Уральск, Алма-Ата, Молдавия - Кишинев, Узбекистан - Ташкент, Украина - Киев, Одесса, Симферополь, Харьков. Но, кроме того, там, где нет наших временных рабочих групп, функции их выполняют консульские учреждения. Поэтому любой гражданин может обратиться по вопросу в решении процесса или для начала процесса переселения в любое консульское учреждение, которое обязано оказать ему содействие. В консульском учреждении есть полный информационный пакет о государственной программе, 12 так называемых пилотных регионов. Где указаны все рабочие места, все возможные решения и варианты жилищной проблемы, указаны координаты конкретных работодателей. С кем уже тогда и можно созвониться. Указан орган уполномоченного органа, созданного в каждом субъекте РФ, я имею в виду телефонный номер и адресные координаты. Но первоначально все-таки начинаем работать мы. Потому что когда мы говорим о гражданине РФ, то естественно, никаких мероприятий проверочного характера мы не проводим. Гражданин РФ заявился, и он участник государственной программы. Если он является иностранным гражданином, то на него распространяются все требования, которые мы предъявляем к лицам, которые получают так называемое разрешение на временное проживание в РФ. То есть это и отсутствие соответствующих медицинских противопоказаний, это отсутствие судимости, и ряд других требований, заложенных в законе о правовом положении иностранных граждан. Осуществляется проверка. То есть если он соответствует по своим основаниям, включается второй механизм, ему или он сам выбирает себе субъект, в субъект направляется его заявка, анкета. Анкета рассматривается уполномоченным органом, и принимается решение. Если он попадает под критерии региональной программы, направляется согласие.

Ю. НОРКИНА - А если нет?

В. КАЛАНДА - А если нет, здесь два варианта. Во-первых, сейчас разослано письмо Роструда о возможности той части бюджетного финансирования, которое направляется субъектам в качестве субвенций на процесс переобучения...

А. НОРКИН - Поясните, пожалуйста, что такое субвенция?

В. КАЛАНДА - Это денежные средства, которые выделяются в рамках государственной программы для ее реализации в субъекте РФ. То есть помимо денег субъекта, еще федеральный центр выделяет. Поэтому в рамках этих субвенций осуществить переобучение и переквалификацию переселенца. Если это невозможно, то тогда ему предоставляется возможность избрать другой регион поселения.

А. НОРКИН - Понятно. Владимир Александрович, по жилью я бы хотел все-таки вас более подробно спросить. Потому что вы, наверное, слышали некоторое время назад был эпизод, который широко освещался в прессе, в Сочи выселяли людей, которые были беженцами из Абхазии, и они все были с российскими паспортами. 15 лет назад здания, в которых они жили, были признаны негодными к жилью, их должны были снести. Но через какое-то время эти люди самовольно там селились, и довольно долго там жили. То есть они граждане России, у них были российские паспорта, но им по каким-то причинам местные власти не предоставили жилье, а сейчас лишили их и того жилья, что было. Все-таки вы приводили уже пример по Калужской области, еще бы хотелось, как вы сейчас объясняли про субвенции на переподготовку профессиональную, по решению вопроса с жильем как это предусматривается в регионах?

В. КАЛАНДА - Именно то, что связано с региональной программой или в той части, в которой вы приводили пример с нашими беженцами в Сочи.

А. НОРКИН - Если вы можете эту ситуацию прокомментировать, было бы замечательно.

В. КАЛАНДА - Я конкретно эту ситуацию не могу, потому что не мы выселяли...

А. НОРКИН - Я понимаю. Я просто как отправную точку.

В. КАЛАНДА - Здесь вопросы не к нам. Проблема какая - у нас на сегодняшний день действительно существует еще институт так называемых вынужденных переселенцев. Он сокращается. Он сокращается и по объективным причинам, то есть то, что у нас лица, которые...

А. НОРКИН - Давайте опять же: кто такой вынужденный переселенец?

В. КАЛАНДА - В законе к вынужденным переселенцам относится лицо, которое по тем или иным причинам вынуждено переехать с территории либо одного субъекта на территорию другого субъекта. Либо с территории другого государства на территорию РФ. Является гражданином РФ, и ходатайствует о статусе вынужденного переселенца, потому что как написано в законе, я могу сказать, что закон писался все-таки в 90-е годы, и на сегодняшний день во взаимоотношениях со странами СНГ таких преследований по каким-либо политическим мотивам, мотивам расовой, религиозной розни уже достаточно немного, слава богу. Поэтому я и говорю об объективных причинах сокращения количества вынужденных переселенцев. Я не могу назвать точно цифру, но, наверное, где-то в пределах 36 тысяч на сегодняшний день вынужденных переселенцев. А года три или четыре назад их было в пределах 200 тысяч. Вопрос решения их проблем это самостоятельная программа, которая есть в РФ. В рамках этой программы выделяются соответствующие средства, в том числе и на решение жилищных вопросов вынужденных переселенцев. Вопросы, которые связаны с их обустройством. Многие из них решают эти проблемы, в том числе самостоятельно. Где-то находят, потому что статус он действует в течение пяти лет, потом его необходимо пролонгировать, подтверждать, если уже условиям не отвечаешь, нашел место жительства, приобрел квартиру или еще что-то, то естественно ты этого статуса лишаешься. Но эта программа действует и мы по-прежнему, хотя может быть не готов сказать, что сиюминутно государство эту проблему решит, но эта проблема решается. В том числе даже в городе Москве, где очень тяжело с жильем. И в Москве и в Московской области вынужденные переселенцы получают жилье, либо соответствующие выплаты, потому что жилье предоставить не всегда возможно.

А. НОРКИН - А много людей, которые по госпрограмме оказания содействия переселению приезжают в Москву? Потому что я так понимаю, что, наверное, все говорят, что ну что, было бы здорово мне приехать в Москву и получить там работу какую-то, чем ехать куда-то там...

В. КАЛАНДА - Дело в том, что в государственной программе заложены определенные критерии, в соответствии с которыми территории вселения будущих переселенцев разбиты на три категории: А, Б и В. То есть и не все субъекты федерации могут попасть под государственную программу. Там, где есть существенный миграционный приток, там, где Юля назвала это естественная убыль населения, хотя я могу сказать, что я бы употребил другой термин: неестественная убыль населения.

А. НОРКИН - Тут юридически точнее то, что она говорит.

В. КАЛАНДА - Там, где есть естественный прирост населения, то есть там, где рождаемость, а у нас есть такие субъекты, слава богу, и с каждым годом их становится все больше, где рождаемость превышает смертность. То есть там, где нет проблем, которые были бы связаны с демографией, там, где нет проблем, которые связаны с необходимостью кадровых ресурсов для решения каких-то инновационных проектов, то эти субъекты обходятся своими собственными ресурсами. В том числе Москва разработала свою региональную программу переселения. Она на сегодняшний находится в стадии согласования. Но я не готов сказать, что Москва будет принята в число участников или субъектов реализации государственной программы.

А. НОРКИН - Почему?

В. КАЛАНДА - Миграционный приток Москвы вам всем известен. Здесь прирост достаточно существенный. Либо она попадет, но я за правительство не отвечаю. Но попадет под самую категорию, в рамках которой оплачиваются исключительно только транспортные расходы на переезд.

А. НОРКИН - Мне кажется, что в Москве сейчас может быть, я не так понимаю руководителей города, мэра Лужкова, и прочих его замов, что Москва наоборот, закрывается от какой бы то ни было формы поступления мигрантов в город. Что Москва не проходной двор и так далее, и так далее, мне кажется, что столичные власти совсем не заинтересованы в том, чтобы люди приезжали.

В. КАЛАНДА - Давайте скажем: Россия не проходной двор. А Москва это все-таки столица нашего государства, но это часть России.

Ю. НОРКИНА - Но, однако траншеи копают не москвичи и не коренные жители столицы.

А. НОРКИН - Это немножко другое.

В. КАЛАНДА - Это вопросы трудовой миграции. И там очень много проблем.

А. НОРКИН - А, тем не менее, сейчас относительно недавно, когда Фрадков был председателем правительства, пошли разговоры о грандиозных стройках на Дальнем Востоке, все это надо поднимать, молодежь туда. Помните, Михаил Ефимович говорил, и даже потом предлагалось чиновников отправлять, чтобы они поработали. Вот эта госпрограмма может быть здесь задействована как-то?

В. КАЛАНДА - Она должна быть здесь задействована. Я бы по-другому поставил вопрос. Об этом у нас и президент в прямом эфире говорил, что субъекты бывают иногда заинтересованы в привлечении дешевой рабочей силы, которая отработала и уехала.

А. НОРКИН - То, что Юля говорила.

В. КАЛАНДА - Необязательно траншеи. У нас китайские специалисты бывают очень высококвалифицированные, но, тем не менее, это пришлые специалисты.

Ю. НОРКИНА - Но, тем не менее, наши соотечественники, которые здесь живут, они говорят, что за такие деньги мы даже со своей высокой квалификацией работать не будем. Вот в чем вопрос. И тогда легче привлечь людей, которые приехали, поработали за малые деньги, и уехали. Вот здесь нет перекоса в том смысле, что ребята, давайте тогда мы достойные зарплаты нашего квалифицированным рабочим давать. А не приглашать со стороны.

В. КАЛАНДА - Вы задаете мне такой вопрос, на который...

Ю. НОРКИНА - Это же резонно.

В. КАЛАНДА - ...мне со своей должности ответить достаточно тяжело. Я полностью с вами согласен. То есть всю жизнь или практика всего экономического развития государств Европы свидетельствует о том, что увеличение количества трудовых мигрантов на 1% влечет падение заработной платы коренных жителей в 1-1,5%. Это известная цифра. Поэтому чем больше приток, тем выше конкурентная среда, а конкурентная среда предполагает собой варьирование стоимости рабочей силы, она падает, и конечно падают и зарплаты. Я может быть этого и не боялся бы, кстати, и наверное не боюсь. Почему - потому что на сегодняшний день все-таки многие российские работодатели предпочитают принимать на работу российских граждан. В том числе даже не на очень высококвалифицированные работы. Это связано с очень простыми причинами. Недавно проходили переговоры у нас с представителями республики Таджикистан. Очень интересные переговоры. Миграционный прирост в Таджикистане - 22% в год.

А. НОРКИН - То есть приезжают люди в Таджикистан?

В. КАЛАНДА - Нет, прирост миграционный. Естественный прирост населения. То есть...

А. НОРКИН - Я понял.

В. КАЛАНДА - То есть тот миграционный прирост, который служит оттоком. Своих трудовых мест у них практически нет. То есть они даже не назвали нам процентное количество мест, которое они могли бы дать своим гражданам. Поэтому естественно 700-800 тысяч граждан Таджикистана ежегодно приезжают трудиться к нам. Но мы что им говорим. Уважаемые коллеги, у вас резко падает квалификация вашей рабочей силы. К нам приезжают люди, которые не знают русского языка, я могу назвать пример, который случился в Московской области. Когда очень высококвалифицированный сварщик приварил очень хорошо, он действительно сварщик 7 разряда, но он приварил газовую трубу к водопроводной.

Ю. НОРКИНА - На века.

В. КАЛАНДА - Может быть, даже на всю жизнь.

А. НОРКИН - Ну и что? Сразу газированная вода.

В. КАЛАНДА - Ситуация какая. Газовая труба у нас вся окрашена в желтый цвет, но хозяин водопроводную трубу покрасил в желтый цвет. А тому, он по-русски читать не умеет, две трубы лежат. Он взял их и сварил. То есть соединил воду и газ. Гремучую смесь.

Ю. НОРКИНА - Это говорит о том, что они обязательно должны знать русский язык.

В. КАЛАНДА - Обязательно. И мы об этом и говорим, в том числе и всем нашим партнерам по странам СНГ. Наша программа, на которую государство тратит несколько миллионов долларов, это развитие российского языка за рубежом, должна не только быть поддержана нашими партнерами по СНГ, они должны и тратить собственные ресурсы на то, чтобы учебные заведения создавать, где бы преподавали или готовили учителей русского языка.

Ю. НОРКИНА - Не только за рубежом, но и в России.

В. КАЛАНДА - Тот же Таджикистан, ПТУ и средние учебные заведения специальные выпускают всего 22 тысячи специалистов в год. А я назвал вам цифру: 700-800 тысяч приезжающих ежегодно. Цифры несопоставимые. Поэтому рано или поздно произойдет либо повышение качества трудовой миграции, либо у нас произойдет ее вытеснение все-таки местными гражданами, которым будет платиться достойная зарплата. Я считаю, что государство должно идти двумя путями: и привлекать квалифицированную трудовую силу, а там, где это необходимо, и низкоквалифицированную трудовую силу, и в том числе формировать достойные условия для того, чтобы зарплата соответствовала достойному уровню жизни в РФ.

Ю. НОРКИНА - Про уровень жизни. Какие переселенцы, - пишет Владимир из Реутова, - местные в бараках живут, надеясь на барина. А вы о переселенцах.

В. КАЛАНДА - Сейчас очень вредно, говорят, вспоминать историю, особенно...

А. НОРКИН - Историю никогда не вредно вспоминать.

В. КАЛАНДА - Служили и служат в каких-то подразделениях. Вот вспомните, 20-е годы. Разруха. Когда государство последние деньги отдавало на то, чтобы ликвидировать беспризорность. 7 миллионов беспризорников было. Людям есть было нечего, голод был. Но, тем не менее, последние деньги отдавались именно туда.

Ю. НОРКИНА - У нас голода нет, но беспризорных достаточно тоже.

В. КАЛАНДА - Также и здесь. Это же люди наши. Вы сами говорите, кто такие соотечественники. Вот отторжение соотечественника как человека не равного себе, наверное, это...

Ю. НОРКИНА - Это не у меня отторжение...

В. КАЛАНДА - Я понимаю, что у не вас.

Ю. НОРКИНА - Люди, которые живут плохо здесь, коренное население, оно естественно мы и так все не любим пришлых людей, русский он, не русский. Но мы здесь живем плохо, приходит другой человек, который тоже соискатель на трудовое место, его детишек в сад, сады это катастрофа. Это проблема очень большая. Много факторов, чтобы к этому человеку абсолютно не испытывать никаких не то что нежных чувств, а просто даже не подойти и не дать в морду.

А. НОРКИН - Как нам тут написал товарищ: всех мигрантов в Кибуц. Как в Израиле. Вынуждены мы остановиться. Но поскольку огромное количество вопросов, главред разрешил нам...

Ю. НОРКИНА - Вы вызвали возбуждение в массах.

В. КАЛАНДА - Поэтому, Владимир Александрович, мы вас просим еще остаться на полчаса.

В. КАЛАНДА - С удовольствием.

А. НОРКИН - Мы прервемся на краткий выпуск новостей.

НОВОСТИ

А. НОРКИН: Итак, 16 часов 8 минут, мы продолжаем наш дневной "Разворот", напоминаю еще раз, Владимир Каланда, первый заместитель директора Федеральной миграционной службы, у нас в эфире. И тогда у меня сейчас такая будет к вам просьба, Владимир Александрович, тут очень много просьб, вернее, просьба-то одна, то многократно уже высказанная. Куда обращаться для того, чтобы получить, во-первых, конкретную помощь в той или иной ситуации, может быть, для того, чтобы выяснить для себя более подробно все пункты программы по содействию для переселения. Например, где тут у нас - здравствуйте, по какому номеру, с кем связаться, чтобы получить помощь в рамках программы, с уважением, Дима пишет. Нет миграционной карты, 6 лет живем нелегально, нужна регистрация, помогите и т.д. Во-первых, я так понимаю, что это все можно найти в Интернете?

В. КАЛАНДА: Да.

А. НОРКИН: Т.е. это надо на сайт Федеральной миграционной службы заходить, да?

В. КАЛАНДА: Да, на сайте Федеральной миграционной службы, у нас свой самостоятельный сайт, есть полный информационный пакет о государственной программе, с указанием адресов наших временных рабочих групп, в том числе, телефонных, электронных адресов, с указанием адресов консульских учреждений тех государств, в которых функционирует или где реализуется государственная программа, это практически на сегодняшний день почтовый ящик, электронный, открыт в 31 государстве.

А. НОРКИН: Т.е. это не только страны...

В. КАЛАНДА: Это не только страны СНГ, это и дальнее зарубежье, вы знаете, что президенту задавали вопрос даже из Германии по поводу этой программы. Я сам недавно вернулся из Германии и могу сказать.

А. НОРКИН: В каком смысле?

В. КАЛАНДА: В том смысле, что был...

А. НОРКИН: Нет, я шучу.

В. КАЛАНДА: ...в земле Бавария, как раз по линии международной организации миграции и миграционной службы Германии, мы изучали их опыт добровольного возвращения соотечественников, изучали их опыт работы с лицами, ищущими убежища.

А. НОРКИН: И телефон какой-нибудь тоже дайте тогда, если есть.

В. КАЛАНДА: Телефон тогда, телефон 624 73 23.

А. НОРКИН: Я его записываю, я потом повторю еще.

В. КАЛАНДА: 624 73 23, это, так скажем, телефон моей приемной, в рамках которой, т.е. любой человек, который обратится, может получить самый полный ответ, в какое подразделение структурное, куда ему необходимо направиться, если у него, я так понимаю, проблема возникает...

А. НОРКИН: Понятно, хорошо.

В. КАЛАНДА: ...по госпрограмме.

А. НОРКИН: Владимир Александрович, вы упомянули сейчас Германию, у меня сразу такой вопрос, а сколько у нас людей сейчас, наших соотечественников, желает вернуться на родину из стран капиталистических? Потому что все-таки многие уезжали в свое время, я знаю очень многих людей, которые возвращаются сейчас в Россию, например, из Израиля, из Европы, из западных стран, из Германии, в том числе, есть какие-то цифры?

В. КАЛАНДА: Цифры есть, но цифры это достаточно примерные. Я могу пояснить, в чем дело. Ситуация какая, что консульские учреждения, на которые возложена функция по реализации государственной программы за рубежом, начали работать буквально только с августа месяца, т.к. не было соответствующих нормативно-правовых актов, которые позволяли бы им работать в полном объеме. Поэтому цифры мы можем сказать только очень и очень примерные. Из тех предварительных 45 тыс. заявлений, которые были направлены, в том числе, и в консульские учреждения, три четвертых - это, конечно же, страны СНГ. Одна четвертая - это страны дальнего зарубежья. Простой пример, я называл уже программу так называемого оказания добровольного содействия в возвращении иностранных граждан Германии. Так вот, за 2007 год в рамках этой программы 202 гражданина РФ вернулись в Российскую Федерацию, они вне рамок государственной программы, а в рамках как раз программы, которую реализует Германия. Поэтому заинтересованность в нашей государственной программе во многих государствах есть. Я могу сказать, что это даже не только те люди, которые там себя не нашли экономически. Это многие люди, которые даже имеют неплохой доход, но не смогли ментально приспособиться к жизни за рубежом. Это и Германия, это и Франция, это и Чехия, это и Польша, это и США, т.е. достаточно много государств. Кривить душой я не буду, мы все-таки рассчитываем на то, что большинство наших соотечественников будет возвращаться именно из стран СНГ.

А. НОРКИН: Понятно. Тогда еще опять конкретно. Вы достаточно подробно говорили о ситуации с Таджикистаном. Бэла спрашивает, как обстоит дело с русскими в Туркмении. Опять же, ни для кого не секрет, что при жизни господина Ниязова было очень много сообщений о том, что русским живется там, мягко говоря, очень тяжело. Что сейчас, как-то программа предусматривает, захватывает русскоязычных граждан Туркмении? Предполагается, что их как-то сюда привезут, как духоборческую общину, вы в самом начале беседы рассказывали, из Грузии, что с Туркменией?

В. КАЛАНДА: О ситуации с положением российских граждан в Туркмении, наверное, лучше бы рассказал...

А. НОРКИН: Да, я не об этом, я именно, как...

В. КАЛАНДА: А о том, что государственная программа действует на территории Туркмении, это 100%, т.е. там нет нашей временной рабочей группы, там эту функцию выполняет консульское учреждение, но уже и оттуда, к сожалению, точных цифр у меня нет, но уже оттуда есть достаточно много заявлений на участие в этой программе, в том числе, переселение, насколько я помню, в Тюменскую область, в Иркутскую область, в Калужскую область, в Калининградскую область и т.д. Я не был сам в Туркмении, поэтому мне трудно оценить ситуацию.

А. НОРКИН: А вам часто приходится выезжать по бывшим советским республикам?

В. КАЛАНДА: Скажем так, ближайшая моя командировка - это 7 ноября, мы выезжаем на конференцию наших соотечественников в Бишкек. Я с удовольствием приглашаю.

А. НОРКИН: Там тепло будет, потому что 12 градусов будет в Москве, мороза.

В. КАЛАНДА: Насчет тепла не знаю, поэтому мы едем туда работать, а не греться, хотя будем в очень живописном месте, это на озере Иссык-Куль, поэтому у меня предложение лично к вам, если у вас есть желание, у вас, ваше желание либо направить кого-то из представителей радиостанции "Эхо Москвы", мы с удовольствием возьмем вас в свою команду.

А. НОРКИН: Спасибо.

В. КАЛАНДА: И вы посмотрите.

А. НОРКИН: Я сейчас пойду, расскажу главному редактору, потому что не каждый раз так нас берут с собой. Так, давайте мы тогда все-таки закроем, на самом деле, эту тему. Я еще раз, с вашего позволения, назову номер телефона, 624 73 23, пожалуйста, если у вас есть вопросы по программе, может быть, даже если какая-то конкретная у вас история, что-то у вас не получается, звоните, Владимир Александрович Каланда, он любезно дал номер собственной приемной. У нас с вами не охвачена еще целая тема, осталась, остается всего у нас 15 минут, это биометрические паспорта. На какой стадии сейчас все это происходит? Сразу, пожалуйста, ответьте, он, пожалуй, единственный, наверное, вопрос, когда негативно к этому относятся, говорят, что это нарушение прав и свобод человека, отпечатки пальцев, что там еще, сетчатка глаза, я не знаю, что еще там будет.

В. КАЛАНДА: Я бы сказал так, это было зачитано в информации, которая говорила о введении...

А. НОРКИН: Совершенно верно.

В. КАЛАНДА: ...биометрических паспортов на территории Германии.

А. НОРКИН: У нас та же самая история.

В. КАЛАНДА: Я бы не сказал, все-таки, знаете, либо наши правозащитники пока не обратили внимания на эту тему, либо у нас все-таки более продвинутый народ.

А. НОРКИН: Это же не противоречит тому, что я сказал, я говорю, когда говорят люди против биометрических паспортов, они приводят этот аргумент. Других-то не приводит никто.

В. КАЛАНДА: Тогда можно привести аргументы вообще и против заграничного паспорта.

А. НОРКИН: Я думаю, что да.

В. КАЛАНДА: Ведь в заграничном паспорте указываются практически все те же данные, которые заложены в так называемом, т.е. в биометрии, т.е. в чипе. На сегодняшний день в нашем биометрическом паспорте есть поликарбонатная страничка, на которой встроен чип, куда закладывается определенная текстовая информация и информация, цифровая фотография владельца паспорта. К текстовой информации относятся его установочные данные, ФИО, место рождения, место выдачи и дата выдачи паспорта и так называемая двухмерная фотография в цифровом изображении. О том, будут ли вводиться отпечатки пальцев и не будут вводиться отпечатки пальцев, на сегодняшний день этот вопрос дискуссионный, потому что не во всех государствах Европы принято решение о введения отпечатков пальцев. Есть там где два, где пять, где все десять, нарушает ли это права человека, является ли это вмешательством в частную жизнь, это публичный документ. Это право каждого, если ты считаешь, что это вмешательство в твою частную жизнь, не получай паспорт с биометрией, получи тогда общегражданский, т.е. паспорт.

А. НОРКИН: Т.е. это будет так возможно, я не очень хорошо, на самом деле?

В. КАЛАНДА: На сегодняшний день это пока, это именно так возможно. Т.е. у нас нет четкого рубежа, когда бы мы сказали, вот с такой-то даты в обращение вводятся только паспорта с биометрическими данными, мы предполагаем постепенную замену, потому что все-таки я бы сказал так, на сегодняшний день выдано 96 тыс. таких паспортов.

А. НОРКИН: Сколько времени уже, как осуществляется эта мера?

В. КАЛАНДА: Начало программы - это 2005 год.

А. НОРКИН: Т.е. два года, за два года.

В. КАЛАНДА: Вы же понимаете, что мы не с 1 января 2005 г.

А. НОРКИН: Да, естественно.

В. КАЛАНДА: Начали выдавать эти паспорта, т.е. паспорта начали выдавать, не хочу сказать днями, но месяцами. У нас существуют пилотные зоны, это Москва и Калининград на сегодняшний день, где мы выдаем паспорта с биометрическими параметрами. В Калининграде уже существует 28 точек, в Москве пока их должно быть 72, но пока всего лишь...

А. НОРКИН: А почему выбрали именно эти регионы? Просто потому, что больше ездит людей?

В. КАЛАНДА: Да-да, потому что в этих регионах, первое, Калининград, это регион.

А. НОРКИН: Там физическая необходимость, там иначе ты просто не приедешь и не уедешь оттуда, да.

В. КАЛАНДА: Москва - это терминал, я бы назвал его так, миграционным терминалом, т.е. через который въезжают, уезжают миллионы людей, здесь очень высокий поток лиц, которые практически живут за границей. Поэтому мы ввели это и как дополнительную возможность, с учетом постоянного роста количества выдаваемых загранпаспортов этим субъектам, для того, чтобы снять напряжение, в том числе, и по выдаче загранпаспортов.

А. НОРКИН: Вот спрашивают...

В. КАЛАНДА: А везде, это будет во всей стране, т.е. во всех субъектах РФ к 2009 году будут соответствующие стационарные пункты, будут помещения, где будет осуществляться фотографирование. Эти данные будут сразу передаваться в единый центр персонализации данных. Они будут там обрабатываться соответствующим технологическим способом.

А. НОРКИН: А в чем выгода биометрических паспортов, помимо очевидного, что это убыстряет процесс, во многом?

В. КАЛАНДА: С убыстрением процесса я бы, наверное, поспорил, потому что сроки оформления паспорта одни и те же.

А. НОРКИН: Нет, я так понимаю, я имею в виду не оформление паспорта, а, насколько я понимаю, с биометрическим паспортом, наверное, можно будет быстрее проходить контроль в аэропорту, в идеале, через какое-то время.

В. КАЛАНДА: В идеале, наверное, да, потому что на сегодняшний день считываются как и обычные паспорта, так и биометрические паспорта. Но вопрос в чем, мы живем не в безвоздушном пространстве, железного занавеса уже нет и никогда не будет. Поэтому мы можем столкнуться с той ситуацией, когда Европа просто-напросто скажет - либо вы въезжаете по паспортам, соответствующим общемировым стандартам, либо вы к нам въезжаете в таком тяжелом порядке, когда мы вашу личность будем просвечивать рентгеном. Главная задача, которая была связана с введением биометрии, это, естественно, процесс противодействия, антитерроризма. Подделать паспорт с биометрией очень тяжело, хотя Англия уже столкнулась с этой проблемой, расшифровали код чипа, там 3.5 млн. паспортов было выдано. Хакерская атака позволила свести на нет многие и многие годы работы.

А. НОРКИН: Так, может, и тогда не надо? Если уж англичане не смогли защитить?

В. КАЛАНДА: А что англичане? Левша ведь подковал блоху, о чем тут говорить?

А. НОРКИН: Значит, у нас тогда все...

В. КАЛАНДА: Наши расшифровать, я думаю, очень сложно. У нас, я не буду вдаваться в подробности, у нас плавающий код чипа. Наверное, в этой жизни сделать можно все, была бы поставлена цель и задача, но расшифровать...

А. НОРКИН: Этому Левшу, который подковал, помните, да, там же была неприятность, его напоили, в общем, а этого нашего Левшу, который плавающий код чипа сделал, ему скажут - а мы тебе дадим много-много денег.

В. КАЛАНДА: Нет, дело в том, что это не идея одного человека. Это работа многих сотен людей. Так сказать, что завтра мы сможем подделывать биометрические паспорта, иначе бы не было, действительно, реального смысла вводить биометрические параметры в паспорт.

А. НОРКИН: Так, уже спрашивают, где в Москве можно получить биометрический паспорт или где можно подробнее об этом узнать.

В. КАЛАНДА: Пожалуйста, это вы обращаетесь в УФМС по городу Москве.

А. НОРКИН: Это управление федеральной миграционной службы, да, я просто расшифровываю.

В. КАЛАНДА: По городу Москве, там есть адреса всех 12 подразделений, в которых на сегодняшний день осуществляется.

А. НОРКИН: По округам, наверное, в каждом округе есть?

В. КАЛАНДА: В каждом округе у нас на сегодняшний день. Буквально на следующий год, я говорил уже, 72 будет пункта, т.е. их будет достаточно много. Процесс такой, достаточно технологичный, он интересен, особенно для детей, т.е. у нас есть специальные кабинки, оборудованные для детей.

А. НОРКИН: Вы сказали, что будет процесс оформления паспорта, он не шибко по времени будет отличаться, да?

В. КАЛАНДА: У нас он и так недолгий, у нас 1 месяц, в течение 1 месяца мы должны оформить заграничный паспорт гражданину, зарегистрированному по месту жительства. И в течение 4 месяцев мы оформляем заграничный паспорт гражданину, зарегистрированному по месту пребывания, что, кстати, это новация. Т.е. раньше загранпаспорт можно было получить только по месту жительства.

А. НОРКИН: А не получится так, что сейчас все скажут - ух ты, здорово, и все ломануться оформлять себе биометрику, там вырастут очереди какие-нибудь огромные?

В. КАЛАНДА: Я не думаю, я бы на это очень надеялся, потому что бланков с биометрией у нас на сегодняшний день достаточное количество для того, чтобы мы обеспечили ими всех желающих. С учетом оперативности работы этих пунктов, оформление, анкеты, он приходит с заполненной анкетой.

А. НОРКИН: Там документы те же самые?

В. КАЛАНДА: Там документы те же самые, просто специальное оборудование для того, чтобы человек был сфотографирован, так скажем, в тех условиях, которые для этого необходимы.

А. НОРКИН: Технические необходимые какие-то, тут уже не первый раз приходит вопрос, просят вас ответить, а зачем вообще нам нужен отдельный заграничный паспорт, помимо общегражданского?

В. КАЛАНДА: Зачем нам нужен отдельный заграничный паспорт?

А. НОРКИН: Наверное, имеется в виду, почему мы не можем по нашему паспорту ездить.

В. КАЛАНДА: Берем Казахстан, там у них единый паспорт, он же является паспортом общегражданского образца, он же является и паспортом заграничным. У нас эта идея обсуждалась, но, как бы сказать, мотивацию, почему у нас на сегодняшний день существует два паспорта, наверное, здесь и финансовые нагрузки очень существенные, наверное, здесь это связано и с теми вопросами, которые решает наш общегражданский паспорт, как правильно Юлия говорила, это документ, который подтверждает гражданство РФ. У нас многие, так скажем, законодательные акты ориентированы при совершении юридически значимых действий именно на общегражданский паспорт, т.е. это история. Вообще-то, по большому счету, и паспорт не нужен, если говорить, общегражданский паспорт тогда, когда у нас будет единый кадастр населения и будет введена единая социальная система учета населения, паспорт как таковой тоже не будет необходим. Достаточно будет для удостоверения личности, как в большинстве государств, водительское удостоверение.

А. НОРКИН: Автомобильные права какие-нибудь, да.

В. КАЛАНДА: Карточка социального страхования, студенческий билет, все, что угодно.

А. НОРКИН: Понятно. Я не очень понял то, что сейчас спрашивает Антон, не подскажете ли вы, будет ли когда-нибудь продлен первоначальный срок действия загранпаспорта на срок до 5 лет?

В. КАЛАНДА: Я понял, о чем вопрос. У на сегодняшний срок действия заграничного паспорта 5 лет.

А. НОРКИН: Да.

В. КАЛАНДА: Тогда, когда мы вводили, в государстве принималось решение о введении паспорта с биометрическими параметрами, рассматривался вопрос о продления срока его действия до 10 лет. Но, к сожалению, технологически на сегодняшний день этого сделать, это очень трудно, потому что срок продолжительности жизни для чипа примерно 6 лет. Мы посчитали, среднее количество воздействия считывания для чипа.

А. НОРКИН: А вы гарантируете отсутствие ситуации, что, допустим, прошло 5 лет, как вы говорите, срок действия чипа уже шесть, на 5 лет, с ним что-то произошло, я не знаю, какое-то техническое воздействие, чайник горячий кто-то поставил на этот паспорт, и все, что-нибудь там сломалось. Вроде так видно, ничего не испортилось.

В. КАЛАНДА: Я думаю, при первом пересечении государственной границы вам об этом будет сказано.

А. НОРКИН: И что тогда?

В. КАЛАНДА: Вам придется просто пойти по нормальной процедуре, заменить этот паспорт.

А. НОРКИН: В любом случае, как к документу нужно относиться, да.

В. КАЛАНДА: Да, нужно бережно относиться, не стирать его в стиральной машине.

А. НОРКИН: Это невозможно. Когда я проходил таможню, выезжая из ЕС, был поражен, что у граждан ЕС не проверяют паспорта, их не сканируют, не штампуют, просто смотрят на фотографию. Не знаю, правда это? Тут нам написал слушатель.

В. КАЛАНДА: Я бы сказал так, если это в рамках ЕС, то это правда. Если это связано с выездом за пределы европейского сообщества, то это не так.

А. НОРКИН: Понятно, все равно высказывают сомнения, через полгода все секретные базы почему-то оказываются на Митинском рынке. Как быть здесь?

В. КАЛАНДА: Дело в том, что эта секретная база, по большому счету, никого не интересует. У нас на сегодняшний день формируется база по учету всех паспортов, в том числе, как заграничных, так и общегражданских. Т.е. эта система, я еще раз говорю, что такое считывание, считывается биочип. И тогда, когда параметры биочипа не совпадают с визуальными параметрами паспорта, т.е. тогда возникает вопрос о том, что это не то лицо, на которое этот паспорт оформлен.

А. НОРКИН: И последний вопрос, успеем, тоже конкретный, Василий из Москвы спрашивает, есть ли вероятность того, что в будущем отменят требование военного билета для оформления загранпаспорта?

В. КАЛАНДА: Уважаемые коллеги, у нас есть закон о воинской обязанности и военной службе. У нас есть конституция РФ, у нас есть ряд положений кодекса об административных правонарушениях России, РФ, в которых предусмотрена ответственность, в том числе, за непостановку на воинский учет, за несоблюдение требований, которые у нас предъявляет военное законодательство. Поэтому я бы сказал так, что если вы военнообязанный, вы гражданин РФ, то откройте конституцию, откройте закон, вы поймете, наверное, то, что одной из гарантий или, вернее говоря, одно из пусть формальных, но объективных оснований - это требование предъявления всех необходимых документов при оформлении загранпаспорта, в том числе, для решении вопроса о наличии, является ли данный гражданин секретоносителем.

А. НОРКИН: Ну что же, спасибо вам большое. Юлия Норкина к нам присоединилась, она закончила беседу с нашим следующим гостем, мы так вот.

Ю. НОРКИНА: Дорогие радиослушатели, вы мой голос услышите в следующие полчаса.

А. НОРКИН: Между прочим, Владимир Александрович тебя тут цитировал, пока тебя не было.

Ю. НОРКИНА: Владимир Александрович?

А. НОРКИН: Да.

Ю. НОРКИНА: Что?

А. НОРКИН: Говорил, что ты правильно говорила про наш паспорт.

Ю. НОРКИНА: Про наш паспорт?

А. НОРКИН: Да, я тебе потом расскажу.

Ю. НОРКИНА: Достаю из широких штанин.

А. НОРКИН: Типа того.

В. КАЛАНДА: Да.

А. НОРКИН: Спасибо вам большое. Владимир Каланда, первый заместитель директора Федеральной миграционной службы, был у нас сегодня в эфире. Мы еще один рекорд установили, на самом деле. Да, хотел тут вам сейчас.

Ю. НОРКИНА: Что такое?

А. НОРКИН: Я у Плющева попрошу прощения.

Ю. НОРКИНА: Плющев, у тебя прощения просят.

А. НОРКИН: Наталья, Москва - уважаемый Владимир Александрович, успехов вам. Редко высшие госчиновники на своем месте, как вы.

Ю. НОРКИНА: Вот так.

В. КАЛАНДА: Спасибо большое, очень приятно услышать это в прямом эфире.

А. НОРКИН: Спасибо вам.

В. КАЛАНДА: Да, спасибо всем радиослушателям.

А. НОРКИН: Продолжаем.

Ю. НОРКИНА: Мы можем Натальин телефончик дать.

А. НОРКИН: Уже дали, дали телефончики все.

Ю. НОРКИНА: Уже взяли?

В. КАЛАНДА: Я уже дал телефончик, да.

Ю. НОРКИНА: Какие мужчины.

А. НОРКИН: Сейчас краткие новости с Александром Плющевым, реклама, а потом беседа Юлии Норкиной с Андреем Свинаренко, исполнительным вице-президентом РСПП, на тему образование и бизнес, перспективы сотрудничества.

Ведущие:
Андрей Норкин
Юлия Норкина


http://www.echo.msk.ru/guests/14912/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован