Государство должно взять на себя разработку перспективного
бюджета страны, составить прогнозы экономического развития крупных национальных программ, рассчитанных на долгосрочную перспективу,
например, на 20 лет. Фактически возродить Госплан СССР, переформатировав его в соответствии с современными реалиями.
Тогда экономический суверенитет России будет восстановлен,
а богатства нашей страны достанутся всему народу.
Владимир Вольфович Жириновский
Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ разработала проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, сообщил 15 мая глава федеральной палаты Сергей Катырин.
Законопроект предусматривает, что инвестициями являются денежные средства, используемые в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта путем приобретения не только ценных бумаг или цифровых прав либо путем предоставления займа, но и приобретения прав (требований).
Также законопроект предоставляет инвесторам возможность аккумулировать денежные средства для приобретения обязательств должников при помощи инвестиционных платформ.
"Предлагаемые законопроектом нововведения учитывают интересы не только кредиторов, но и должников. Так, новый кредитор в лице группы инвесторов может, например, предоставить должнику денежный займ, отсрочку или рассрочку в целях недопущения несостоятельности (банкротства) должника, а кредитор, в свою очередь, получит от должника исполнение обязательства, которое будет превышать размер инвестиций", - сказал Катырин.
Вносимые законопроектом изменения, по мнению главы ТПП РФ, положительным образом скажутся на обеспечении прав и интересов субъектов предпринимательства в России за счет включения прав (требований) в хозяйственный оборот участников инвестиционного рынка, а также будут способствовать оздоровлению отечественной экономики за счет привлечения дополнительных инвестиций.
Законопроект направлен в Минэкономразвития России для получения позиции ведомства.
Накануне первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов провел совещание с регионами по вопросу поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2022 году по решению Правительства квота на закупки у компаний малого и среднего бизнеса увеличилась с 20% до 25%, а также был расширен перечень крупнейших федеральных и региональных заказчиков, входящих в периметр мониторинга Корпорации МСП. Вместе с методической помощью регионам и госкомпаниям это дало существенный прирост объема закупок у малых и средних предприятий.
«Сектор МСП был подвергнут довольно серьезным испытаниям, но он продолжил рост. Во многом это было достигнуто благодаря тому, что в 2020 – 2022 годах была реализована достаточно серьезная программа поддержки МСП по поручению Президента РФ. Сегодня в значительной мере эта повестка реализована, поэтому необходимо сформировать новую на 25-30-е годы. Минэкономразвития занимается переформатированием национального проекта поддержки МСП, также намечаем ряд институциональны мер. Необходимо стимулировать госкомпании и корпорации совершать закупки у малого и среднего бизнеса, а также помогать МСП выходить на зарубежные рынки. Здесь у страны очень большой потенциал. Доля малых и средних предпринимателей на внешних рынках растет, но составляет единицы процентов. Большую роль в этом вопросе должны играть субъекты РФ, так как именно у них основной ключ к развитию этих процессов», — отметил Андрей Белоусов, курирующий национальный проект «Малое и среднее предпринимательство».
Объем закупок крупнейших заказчиков у МСП-поставщиков по итогам 2022 года составил рекордные 7 трлн рублей. Это на 2,6 трлн больше, чем годом ранее. Закупки совершили более 12 тысяч заказчиков, в том числе 9 тысяч региональных.
Более чем вдвое, до 1,1 млн позиций, расширился перечень закупаемых товаров. Свыше 70% общего объема закупок у МСП — продукция производственного назначения, а более 9% — инновационная, высокотехнологичная. За прошлый год в 10 раз выросли закупки в научной и технических областях.
Отдельное внимание в рамках обсуждения было уделено мерам поддержки экспорта продукции малого и среднего бизнеса.
Кроме этого отметим, что ТПП РФ предложила добавить сферу госзакупок в круг дел, которые могут быть рассмотрены в третейских судах при разрешении национальных споров. Об этом сообщил 15 мая вице-президент палаты Вадим Чубаров.
"Необходимо разрешить передавать в третейский суд споры в сфере государственных и муниципальных закупок.
Сейчас это невозможно из-за отсутствия федерального закона, устанавливающего порядок определения постоянно действующего арбитражного учреждения, которое вправе администрировать такие споры. Именно его необходимо разработать и принять", - сказал он.
Вступление в силу такого закона позволит "существенно расширить круг споров, рассматриваемых третейскими судами", добавил вице-президент ТПП РФ.
Чубаров также предложил подумать о регулировании арбитража ad hoc при разрешении национальных споров. Это разновидность арбитража, который в отличие от институционного (постоянно действующего и работающего по определенным правилам) создается сторонами для рассмотрения конкретного спора. "Нередки случаи, когда физические лица позиционируют себя в качестве арбитров ad hoc и на постоянной основе разрешают споры с использованием одного или нескольких подконтрольных им юридических лиц. Также бывает, что ими принимаются решения, на основании которых вносятся изменения в обязательные государственные реестры прав. Такие решения в большинстве случаев отменяются государственными судами, но формируют негативное отношение к институту третейского разбирательства в целом", - пояснил Чубаров.
По его словам, пресечение такой незаконной деятельности "представляется крайне важным для повышения доверия к третейскому разбирательству и реализации проведенной реформы законодательства об арбитраже". В связи с этим он предложил в том числе обратить внимание на опыт китайских коллег, где арбитраж ad hoc допускается исключительно в зонах свободной торговли, т. е. применительно к международным коммерческим спорам.
Аналогичный опыт, то есть использование арбитража ad hoc при разрешении только внешнеторговых споров, был бы полезен и для России, считает эксперт.
Для справки. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 № 382-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»данный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство).
В арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положения части 7.1 статьи 7, статей 39 и 43, глав 9 - 12 данного правового акта применяются в отношении организации не только арбитража внутренних споров, но и международного коммерческого арбитража, местом которого является Российская Федерация.
Если данным законом не предусмотрено иное, он распространяется как на арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, так и на арбитраж (третейское разбирательство), осуществляемый третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.
Порядок рассмотрения споров в области профессионального спорта и спорта высших достижений устанавливается федеральным законом.
Гарантируя государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации одновременно закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2). К числу таких - общепризнанных в современном правовом обществе - способов разрешения гражданско-правовых споров, проистекающих из свободы договора, которой наряду с автономией воли участников предпринимательской и иной экономической деятельности обусловливаются диспозитивные начала гражданско-правовых и гражданско-процессуальных отношений, относится обращение в третейский суд - международный коммерческий арбитраж или внутренний третейский суд (постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретных споров (ad hoc) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 10-П).
Конституция Российской Федерации, допуская образование третейского суда и право сторон гражданско-правового спора на его передачу в третейский суд (статья 8, часть 1; статья 34, часть 1; статья 45, часть 2), не предполагает возможности для гражданина, организации по собственному усмотрению выбирать порядок образования и деятельности арбитражных учреждений (третейских судов). В соответствии со статьей 71 (пункты "в", "о") Конституции Российской Федерации данные вопросы находятся в пределах дискреции федерального законодателя и подлежат регламентации федеральными законами (статья 76, часть 1, Конституции Российской Федерации). К числу таких законов относится и Федеральный закон "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", который регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство) (часть 1 статьи 1); при этом он распространяется как на арбитраж (третейское разбирательство), администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, так и на арбитраж (третейское разбирательство), осуществляемый третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (часть 5 статьи 1).
Отметим, что третейские суды в силу ст. 118 Конституции Росси не входят в судебную системуРоссийской Федерации.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.
"Мы в чужой двор не лезем, но рассчитываем, что прагматизм
восторжествует. Многополярность - единственный шанс для Европы восстановить свою субъектность"
Владимир Путин
В продолжение проблематики развития экономического кризиса, затронутой в предыдущей публикации, отметим, что Европа с позиции национальной безопасности всфере таких сегментов, как долговая нагрузка и платёжный баланс более подвержена влиянию Китая, чем Америка.
По данным американского банка Morgan Stanley, около 8% доходов европейских компаний, зарегистрированных на бирже, приходится на Китай, по сравнению с 4% у американских. Европа и Америка направляют аналогичную долю экспорта товаров в Китай (7-9%), но поскольку Европа является более торговоемкойэкономикой, ее чувствительность выше. Многонациональные инвестиции в Китай составляют 2% ВВП Европы по сравнению с 1% в Америке.
Чтобы сформировать целостное представление,аналитики издания The Economist, обнародованным 16 маясформировали критерий «общего воздействия на Китай»
Он состоит из трех элементов: экспорт товаров, экспорт услуг и продажи западных дочерних компаний в Китае. Эти цифры относятся к 2020 году, последнему году, за который имеются данные. Данные об услугах и дочерних компаниях включают Гонконг.
При этом измерялась доля каждой из 6 крупных экономик стран (включая Великобританию) в ее собственной экономике.
Общая доля европейской «большой шестерки» в Китае достигла 5,6% от их совокупного ввп, по сравнению с 3,9% в 2011 году. Это выше, чем в Америке (4,2%). Есть большой диапазон: Италия и Испания – всего 1-2%, Франция и Великобритания – 4-5%. Германия является огромным исключением - 9,9%. Две трети европейской «большой шестерки» приходится на продажи дочерних компаний в Китае, а не на экспорт из Европы. Часто это китайские подразделения промышленных гигантов, таких как Volkswagen и basf.
В случае «жесткой» фрагментации цепочек поставок валовые национальные расходы еврозоны сократятся более чем на 2%; По данным Европейского центрального банка, это примерно вдвое больше, чем в Америке. Падение Германии, по-видимому, будет выше. Аналогичным образом, исследование МВФ, проведенное в апреле, показало, что в случае разделения инвестиций между Западом и Китаем европейский ВВП упадет на 2%, что более чем в два раза больше, чем удар по Америке. Кроме того, разделение вызовет кризис в некоторых ведущих европейских фирмах, которые полагаются на Китай, включая немецких автопроизводителей, французские империи роскоши и два британских банка.
Формирующаяся политика «снижения рисков» относится к калиброванному сокращению связей с Китаем, а не к полному экономическому разъединению. Даже это большой отход от того, как все было десять лет назад. В то время европейские компании все еще заполняли свои портфели заказов китайскими контрактами, подавляя свои сомнения по поводу растущей промышленной конкуренции. Общий объем торговли между Китаем и ЕС вырос на 428% в период с 2002 по 2019 год.
Стратегический документ ес, принятый четыре года назад, ознаменовал собой первый этап разворота. В ней закреплена концепция, согласно которой Китай является не просто партнером и экономическим конкурентом, а системным соперником. Эффект был быстрым. Столицы по всей Европе, которые портили и другую инфраструктуру китайским инвесторам, начали пересматривать свои взгляды.
В сфере технологий европейские фирмы, встроенные в технологическую индустрию Америки, отражают американский экспортный контроль. asml, голландская фирма, производящая оборудование, используемое для создания полупроводников, ограничила продажу своих передовых машин в Китай. Европейские транснациональные компании также корректируют свою работу в Китае. В некоторых случаях они продаются. В других они делают дочерние компании в Китае более самодостаточными; с более высокой долей ресурсов и продаж, сделанных на местном уровне.
Одним из показателей этого является доля инвестиций дочерних компаний в Китае, финансируемых за счет их собственной прибыли, а не за счет капитала, направляемого из Европы. Для немецких дочерних компаний в Китае этот показатель вырос с 2% в 2002 году и 52% в 2012 году до нового максимума в 85% в 2022 году.
«Снижение рисков» может также изо всех сил пытаться адаптироваться к технологическим изменениям и их коммерческим последствиям, которые могут создавать новые связи, даже если старые демонтированы. Автомобили являются хорошим примером. ЕС почти не экспортирует электромобили в Китай. Тем не менее, почти весь экспорт автомобилей из Китая в ЕС, многие из которых производятся для европейских брендов, работает от аккумуляторов (см. диаграмму 3). Экспорт вырос с менее чем 100 млн евро (112 млн долларов) в месяц до пандемии до примерно 1 млрд евро в месяц сейчас. В то время как автомобилисты Европы ищут более экологичный транспорт, Китай стремится наводнить континент более дешевыми электрическими моделями.
Самая большая слабость «снижения риска» в его нынешнем обличье заключается в том, что оно мало готовит Европу к шоку, который последует за попыткой Китая захватить Тайвань. Вооруженные силы Европы и ее оборонная промышленность уже перегружены, и континент будет изо всех сил пытаться найти возможности для оказания значительной военной поддержки Америке и Тайваню. У его лидеров мало желания ввязываться в очередную войну. Но Америка, вероятно, ожидает, что Европа введет такое же эмбарго, как и в отношении России. Это нанесло бы ущерб американским фирмам: несмотря на усилия Apple по диверсификации производства в Индии, технологический гигант по-прежнему полагается на Китай. Но это нанесет больший вред Европе, нанеся больший экономический удар и дестабилизируя больше компаний.
Между тем, министры финансов ЕС одобрили первое в мире всеобъемлющее регулирование криптовалют, направленное на борьбу с уклонением от уплаты налогов и отмыванием денег. Правила, которые должны вступить в силу в 2024 году, потребуют от компаний, которые выпускают, торгуют или защищают криптоактивы, токенизированные активы или стейблкоины, получить лицензию на это. Регулирование стало актуальным после краха биржи FTX в ноябре.
В свою очередь Президент Федерального резервного банка Ричмонда Томас Баркин 16 мая заявил, что он все еще надеется убедиться в том, что инфляция побеждена, и что он поддержит дальнейшее повышение процентных ставок в случае необходимости.
По данным издания The Economist в частном порядке японские официальные лица и дипломаты считают, что Запад проигрывает Китаю, когда дело доходит до связей с так называемым глобальным югом. Относительная экономическая мощь G7 снижается, а вместе с ней и притяжение международного порядка, который она представляет: доля членов клуба в мировом ВВПноминальном выражении достигла пика почти в 70% в конце 1980-х годов, но упала до менее 45% в 2021 году.По паритету покупательной способности так называемая группировка БРИКС, состоящая из Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки, уже превзошла долю G7 (см. график). Японские посланники считают, что Западу не удается убедить многие развивающиеся страны в преимуществах нынешнего порядка. Они сообщают, что слышали длинный список жалоб на Америку от лидеров других стран: по поводу беспорядков в американской внутренней политике; отсутствие экономических предложений в американской торговой политике; отсутствие уважения в американской дипломатии. Они обеспокоены тем, что правящие элиты во многих развивающихся странах начинают предпочитать иметь дело с Китаем, который предлагает больше стабильности, больше дорог и мостов и меньше лекций. По оценке Японии, американские проповеди о демократии оказались особенно неэффективными. «Либеральная демократия оказалась плохим призывом к сплочению», — говорит один японский чиновник.
Япония надеется смягчить разговоры (одобренные президентом Джо Байденом) о битве между демократией и автократией в пользу решительной поддержки G7 верховенства закона. Японские официальные лица считают, что отстаивание нерушимости границ, а не более туманных ценностей, понравится более широкому кругу потенциальных партнеров и прояснит преимущества международной системы, основанной на правилах, а не на грубой силе. Это также позволяет избежать принуждения стран к бинарному выбору между либеральными и нелиберальными державами, предполагает другой японский чиновник: «Мы не поддерживаем создание новых блоков».
Западные глобалистские элиты пытаются переложить собственные
провалы на другие страны – на Россию, на Китай, которые
отстаивают свою точку зрения, строят суверенную политику развития,
не подчиняясь диктату наднациональных элит.
Владимир Путин
В самом же Китае готовятся к саммиту Китай-Центральная Азия.
Саммит является первым крупным дипломатическим мероприятием, которое Китай проводит в этом году, а также первым саммитом, проведенным в автономном режиме главами шести стран с момента установления дипломатических отношений 31 год назад. Мероприятие является исторической вехой в развитии отношений между Китаем и странами Центральной Азии.
Китайские официальные лица заявили, что лидеры шести стран обменяются мнениями о создании механизмов, сотрудничестве и международных, региональных вопросах, вызывающих соответствующие озабоченности, а также подпишут множество важных политических документов по торговле, инвестициям, связям и другим областям.
Эксперты считают, что сотрудничество Китая со странами Центральной Азии, основанное на взаимовыгодных результатах и взаимном уважении, можно рассматривать как образец международных отношений в новую эпоху. По их словам, в отличие от взаимодействия США с Центральной Азией в корыстных целях, сотрудничество Китая со странами региона не нацелено на какую-либо третью сторону и не направлено на конкуренцию с другими.
Аналитики также считают, что на саммите особое внимание будет уделено безопасности, области, в которой Китай и страны Центральной Азии тесно сотрудничают на протяжении многих лет. Цянь Фэн, директор исследовательского отдела Института национальной стратегии при Университете Цинхуа, сказал Global Times, что он ожидает, что шесть стран достигнут большего консенсуса в отношении того, как помочь в разрешении украинского кризиса и решении проблем Афганистана, поскольку «страны Центральной Азии разделяют и поддерживают предложение Китая по урегулированию российско-украинского кризиса. а также решение проблемы распространения афганского вопроса».
По данным Международного энергетического агентства, представленным 16 мая в апреле экспорт нефти из России, достиг максимума за весь период после начала военной операции на Украине. Более 80% всех поставок направляются в Китай и Индию. В апреле Россия нарастила экспорт нефти еще на 50 000 баррелей в день, таким образом показатель достиг 8,3 млн баррелей в день, что значительно выше среднего значения за 2021 и 2022 годы на уровне в 7,7 млн и 7,5 млн баррелей в день соответственно.
В ведомстве отмечают, что Россия, лишившись выхода на европейские рынки и доступа к услугам западного судоходства, сумела найти не только новых покупателей для своей нефти, но и новые суда.
В настоящее время ЕС обсуждает 11-й пакет санкций против России. После начала военного конфликта на Украине Европа уже ввела санкции против 1473 российских физических и 207 юридических лиц и заморозила российские активы на сумму 21,5 млрд евро.
Москва сотрудничает с растущим числом малоизвестных нефтетрейдеров и владельцев танкеров, разрабатывая новые схемы и маршруты для транспортировки своей нефти.
«Похоже, что у России нет проблем с поиском желающих купить ее нефть и нефтепродукты», — говорится в ежемесячном отчете МЭА по нефти, опубликованном во вторник, 16 мая.
Несмотря на увеличение объемов, доходы России от экспорта нефти снизились на 27% по сравнению с апрелем 2022 года. По оценкам МЭА эта динамика частично обусловлена снижением мировых цен на энергоносители. Российская нефть также торговалась с дисконтом к мировым эталонам из-за потолка цен на нефть и нефтепродукты из России, введенного странами Большой Семерки в декабре 2022 и феврале 2023 года соответственно.
Однако, по данным МЭА, дисконт начал сокращаться, поскольку Россия расширила доступ к незападным морским перевозкам, способным работать вне ценовых ограничений. Доходы Москвы от экспорта нефти в апреле составили $15 млрд, увеличившись с $13,3 млрд в марте. Всего в апреле Россия поставляла в среднем по 5.2 млн баррелей нефти в день, что является самым большим показателем с мая 2022 года, включая 2.1 млн баррелей в день в Китай и 2 млн баррелей в день в Индию. Общий объем экспорта нефтепродуктов составил 3 млн б/д.
В ответ на новые данные МЭА повысило прогноз роста мирового спроса на нефть в 2023 году до 2.2 млн баррелей в день, добавив, что почти 60% этого роста придется на Китай. Падение мировых цен на нефть в апреле и начале мая, когда нефть марки Brent подешевела почти на $16 за баррель всего за две недели, «резко контрастировало» с более жесткими рыночными условиями, которые ожидаются во второй половине года, говорится в сообщении.
На Китай (второй по величине потребитель нефти в мире после США) придется около 60% всего роста спроса на нефть в мире в этом году, считает МЭА. "Рекордный спрос в Китае, Индии и на Ближнем Востоке в начале года более чем компенсировали слабую промышленную активность и использование нефти в странах ОЭСР. На последних приходится лишь около 15% роста в этом году благодаря расходам потребителей и личной мобильности", - отмечает МЭА.
По данным ряда СМИ, появившимся 16 мая на фоне нестабильности в мировом обороте нефти США, обладающие крупнейшим стратегическим резервом, по прогнозам аналитиков летом вернутся к пополнению запасов, после того как в результате интервенций в 2022 году они опустились до минимального уровня с 1983 года. Минэнерго США объявило тендер о закупке 3 млн баррелей в августе, позднее объемы могут возрасти.
Ряд экспертов считают, что в условиях относительно низких цен решение США ожидаемо, однако есть вероятность локального дефицита нефти на рынке
США в 2022 году использовали продажи из стратегического резерва для снижения цен на бензин, которые выросли в прошлом году вслед за нефтяными котировками на фоне боевых действий на Украине. Масштаб интервенций оказался беспрецедентным — 180 млн баррелей (1 млн баррелей в сутки), что сократило объем SPR на треть. В сообщении Минэнерго США говорится, что решение о пополнении запасов продолжает «стратегию президента после исторических продаж из SPR, призванных решить серьезные проблемы с поставками в мире, вызванные войной Путина на Украине».