23 июля 2002
988

Григорий Выгон: Ничего МАП не может сделать самостоятельно. Необходимо сложное политическое решение

Григорий Вадимович, компания ЛУКОЙЛ объявила о снижении экспорта нефтепродуктов, причем некоторые аналитики считают, что внутренние поставки будут рентабельнее экспорта. Насколько это мнение соответствует действительности?

Я думаю, что полностью соответствует, поскольку дизтопливо у нас на внутреннем рынке дороже, чем на экспорт. С учетом экспортных пошлин и транспортных расходов, внутренние поставки, конечно, в данный момент рентабельнее.

И каковы будут последствия увеличения внутренних поставок дизтоплива для внутреннего рынка?

Особенных последствий, наверно, не будет, потому что речь идет о небольших объемах - нескольких десятках тысяч тонн, и о каких-то локальных рынках, о тех, куда ЛУКОЙЛ поставляет свои нефтепродукты. Я думаю, что это никак не скажется ни на розничных ценах. И правы те, кто говорит, что это PR, политическая акция. Прибыль, конечно, по сравнению с экспортными поставками будет, но в масштабах ЛУКОЙЛа это капля в море.

А как Вы прокомментируете то, что Министерство антимонопольной политики заинтересовалось ЛУКОЙЛом и проводит проверки оправданности завышения цен на бензин этой компанией?

Ну, ЛУКОЙЛ не единственная в этом плане компания - это беда всей структуры нашей нефтегазовой отрасли. Можно сколько угодно проводить проверки, они ничего нового не дадут. Известно, что в каждом регионе у нас доминируют 1-2 компании, поэтому никакой конкуренции нет. В данный момент проверяют ЛУКОЙЛ. Потом захотят кого-то еще. Суть не в этом, а в том, что ничего МАП не может сделать самостоятельно, поскольку необходимо сложное политическое решение, и его не так просто на практике осуществить. Вы представляете, какой поднимется шум, если вдруг решат какого-нибудь нефтяного монополиста разделить по примеру Standard Oil? Так что создать сегодня в России конкурентный рынок практически невозможно. Следить за конкуренцией нужно в процессе слияний и поглощений, а не тогда, когда поезд уже ушел.

То есть, ЛУКОЙЛ все-таки имеет стремление быть монополистом?

Конечно. Все компании и, в том числе, ЛУКОЙЛ, стремятся к укрупнению, к монополизации рынков. Это характерно для крупного бизнеса, и для ЛУКОЙЛа в частности. ЛУКОЙЛ почти все независимые нефтедобывающие компании в Тимано-Печоре уже скупил, и нефтеперерабатывающие заводы в Восточной Европе покупает. Это обычная практика. Компания развивается, покупает конкурентов и стремится к доминирующему положению. Тем более что в России власть не только не препятствует этому процессу, но даже наоборот, это чуть ли не государственная политика. Поделив отрасль в момент приватизации на ВИНКи государство предопределило сегодняшние проблемы.

5 июля 2002

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=26225
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован