Хочешь мира – готовься к войне? Изменение подхода к политико-дипломатическим средствам

Традиционно политико-дипломатические средства рассматриваются как средства сотрудничества. Однако А.И. Подберезкин в своей работе «Оценка и прогноз военно-политической обстановки» говорит о необходимости их превращения в средства силовой политики страны.

Традиционно политико-дипломатические средства рассматриваются как средства сотрудничества. Однако А.И. Подберезкин в своей работе «Оценка и прогноз военно-политической обстановки» говорит о необходимости их превращения в средства силовой политики страны. В данной статье автор оппонирует некоторым изложенным тезисам А.И. Подберезкина. 

А.И.  Подберезкин начинает изложение с указания на неэффективность использования мягкой силы Западной коалицией в отношении России:

«Западная коалиция предполагает одновременное развитие использование 2 групп силовых средств: - военно-силовых; - «мягкой силы»; - «силы принуждения». Причем, комплексно и, как правило, одновременно, хотя в использовании этих средств заметна и некая последовательность от применения «мягкой силы» на начальных этапах или по отношению к второстепенному противнику, до «силы принуждения» – по отношению к противнику (как РФ или Китай), к которому иски применения военной силы требуется многократно оценить, а «Мягкая сила» не дает желаемых результатов».

Данному тезису можно противопоставить мнение Д. Суслова (РСМД, 18.12.20, «Мягкая сила» США – это гораздо шире, чем смена режимов»). Несмотря на то, что в настоящее время американская массовая культура стала восприниматься менее позитивно, чем ранее, во многих регионах мира (особенно в азиатских странах), она продолжает оставаться доминантой, которая все еще формирует позитивный имидж США у представителей других государств и которой никто не может составить конкуренцию. Например, с помощью кинематографа создается впечатление об Америке как о стране безграничных возможностей, ратующей за демократические ценности и уважающей права всех без исключения граждан.

Затем А.И. Подберезкин выдвигает тезис о том, что в будущем политическое влияние России заметно снизится, а по периметру ее границ протянется пояс враждебных ей государств:

«Особенностью применения тех или иных видов силы в отношении России связана с особенностями развития современной России в новых условиях ВПО в последние десятилетия стало:Угрозе дальнейшего падения влияния России вовне и появлению по периметру ее границ враждебных государств – от Прибалтики, Белоруссии, Украины до Закавказья и Средней Азии».

В работе Н. Силаева, А. Сушенова «Союзники России и геополитический фронтир в Евразии» изложена противоположная точка зрения. Согласно этой позиции, за последние годы геополитический статус России изменился в лучшую сторону. Военная операция в Сирии сделала из России ключевого участника урегулирования конфликта и продемонстрировала, что отныне ключевые вопросы безопасности могут быть разрешены без участия Запада. Кризисы на Кавказе (2008 г.) и на Украине (2014-2015 гг.) показали, что решить вопросы безопасности на постсоветском пространстве без участия Москвы (и ее решающего слова) нельзя.    

Также следует отметить тот факт, что, если еще в 2007 г. В. Путин называл одной из важных геополитических угроз приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам, уже спустя десять лет эта проблема практически была снята с повестки дня. Более того, России удалось перенести фронт противостояния с Западом дальше от своих границ. Теперь этот фронт противостояния пролегает на Ближнем Востоке, на Балканах, во внутренней политики США и стран ЕС.

Последний тезис А.И. Подберезкина, который хотелось бы осветить в данной работе, заключается в связи экономического развития страны и проводимой ею внешней политики:

«В нашем случае это означает, что выбор наиболее эффективных средств и способов политики – силовых (военных и не военных) и не силовых – зависит от качества, темпов и результатов национального развития. Это непосредственно относится и к разработке наиболее эффективных средств и способов противодействия силовой политике, в том числе, политико-дипломатических».

Указанная проблема имеет более глобальные причины, а именно недооценку в РФ человеческого капитала. Однако, я считаю, причины недофинансирования развития человеческого капитала кроются не столько в неэффективной экономической модели страны, сколько в смещении акцента с повышения качества человеческого капитала на экстенсивное развитие топливно-энергетической базы страны. Как говорится, «зачем развивать человеческий капитал, если мы можем продавать нефть». Указанная проблема должна быть рассмотрена шире, нежели просто как ошибка руководства, с учетом колоссального влияния, которые имеют топливные лобби и крупнейшие в этом секторе ТНК на руководство страны.

Автор: Мария Покровская, студентка 2 курса факультет международных отношений МГИМО (У) МИД РФ

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован