15 ноября 2001
5304

`Художник обязан рисовать!`

Мастерская Эдуарда Кочергина

Главный художник Академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова Эдуард Степанович КОЧЕРГИН удостоен множества международных наград и отечественных званий: народный художник России, лауреат Государственных премий, действительный член Российской Академии художеств. Сюда следует добавить еще одно, быть может, наиболее высокое звание - УЧИТЕЛЬ. С курса Кочергина в Театральном институте в 1974 году вышли ныне хорошо известные театральные художники, высокие профессионалы, самый мощный и блистательный из них - Александр Орлов. Сегодня он вместе с Ольгой Земцовой преподает на Моховой. Там же ведет композицию театрального костюма Ирина Чередникова. Отлично работает в кино Валерий Викторов. Они были первыми учениками МАСТЕРА.

В 1983 году Кочергин получил приглашение возглавить мастерскую театральной живописи в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина.

- Более двух недель в фойе театра "Балтийский дом" висела выставка работ ваших учеников - своеобразная форма признания результатов педагогической деятельности. Несколько слов о выставленных работах и их создателях...

- На выставке были представлены работы выпуска 1999 года. Это был сильный курс. Выставили они дипломы и первые работы для сцены, как осуществленные, так и находящиеся в стадии проектов. То есть показали мастерскую "на выходе". Таким образом состоялось знакомство театрального Петербурга с мастерской, которая давно не выставлялась, и которую, возможно, уже успели позабыть.

- Что это за мастерская?

- Это старейшая мастерская в России и в Петербурге. Она основана в XVIII веке. Работала, потом закрывалась, снова возникала. Кажется, в 1932 или 1933 году (после перерыва, который продолжался с конца XIX века) мастерская благодаря театральному художнику, младшему представителю "Мира искусств" М. Бобышову, возобновила свою работу. Ее выпускники служили в Императорских театрах. Оттуда вышли Бочаров, Шишков, Иванов и другие. Там преподавал Роллер. Это все художники XIX века. В свое время там учился Леон Бакст. Бобышов тоже ее выпускник. Все фамилии довольно-таки известные в нашем деле! Мастерская всегда была невелика, но имела сильные традиции. Здесь учат иначе, чем в Театральном институте, где каждый мастер набирает свой курс. В Академии одна мастерская и три курса - третий, четвертый и пятый - учатся вместе, сообща занимаются рисунком, живописью, композицией. На курс набирается не более пяти человек. Это идет от системы образования XVIII века, от цеховых дел, когда младшие учились у старших. Я же - их мастер, учу главному - композиции, внешней форме спектакля. Дипломники занимаются отдельно, каждый в своей мастерской. Это хорошая система, сохраняющая старое классическое понятие мастерской.

- Выход на такую профессиональную аудиторию, как фестивальная публика "Балтийского дома", происходит у вас впервые?

- Были экспозиции в Театральной библиотеке, в Петербургском университете, когда-то давно - во Дворце искусств, но такая престижная - первый раз. Для контраста я представил на выставке работы моего стажера, девушки из Соединенных Штатов Америки, которая специально приехала заниматься композицией по программе, некогда апробированной мною на курсе в Театральном институте. Мастерская работает в традициях старой академической методологии с хорошим рисунком, это я абсолютно принимаю, и с классической натурной живописью. А внешнюю форму эскиза я осовременил, приблизил к сегодняшним требованиям театра. "Ножницы" с театральной практикой существуют, они могут быть преодолены, если наряду с академической стороной ребята станут заниматься формой. Я стараюсь, насколько это возможно в стенах Академии, направить их к этому. В данном случае на примере стажера. Они присутствовали при работе с ней, наблюдали, видели, слышали. Кроме того, в каждой работе, которую они делают со мной, пусть в русле академических требований, все равно присутствуют профессиональные законы, законы ритма, масштаба, пластики, цветопостроения. Это едино в любом "изме" изобразительного искусства, какова бы его направленность ни была. Главное - конструктивное мышление, которое нужно выработать. Именно это я и стараюсь им дать. Результат моего преподавательского 18-летнего опыта в том, что ребята из института приходят работать в театр. В течение более чем 20 лет, до моего прихода в Академию художеств, почти никто из ее выпускников в театре не работал. Уходили в графику, становились хорошими живописцами. Завен Аршакуни, например, оканчивал театральную мастерскую, Ярослав Крестовский, Рашид Доминов. Еще многих можно назвать, но в театре они мало работали. Теперешние выпускники работают в театрах. Совсем недавно наша выпускница Лена Соловьева стала главным художником пермского Театра оперы и балета, в стране это третий по значимости театр в этом жанре. Другие служат в питерских театрах, в Ярославле, Владимире, в разных городах Сибири.

Школа, а на выставке в Балтдоме это было видно, - результат соединения формальных начал с академическими требованиями. Это соединение, я убедился на практике, дает хорошие результаты. Несмотря на всевозможные технические новшества, компьютер и прочее, основа всего - рисунок и познание формы, тем более в нашей профессии. То есть мы сохраняем классическое начало и сочетаем с грамотным подходом к формальной стороне, с методиками, основанными на школе русского супрематизма, знаменитых ВХУТЕМАСа, ВХУТЕИНа, а в цвете - школы нашего земляка художника Михаила Матюшина.

- Не завидовали ли ваши студенты стажеру Илише Станкевич? Как бы формально вы ни работали с ними над эскизом, все-таки именно он в Академии - конечный продукт, а, как известно, эскиз - далеко не всегда театр. Нет ли тут противоречия? В одном и том же вузе с американкой вы занимаетесь русским супрематизмом, а с основным контингентом студентов...

- Может быть, и завидовали, но я ничего не скрывал, они все это наблюдали в общей мастерской. Я эту школу познавал сам, мне ее не преподавали. Меня никто не посвящал. Я изучал материалы знаменитых формальных школ, ходил к старым художникам в мастерские, к тем, кто застал период 1920-1930-х и сохранил эту культуру. Я как телок, который трех маток сосет, брал все, что было возможно, и сам делал выводы. То есть все зависит от них самих. Я не скрывал никаких методологических моментов, они все могут повторить, и если будут повторять серьезно, если будут заниматься формальным тренингом, то станут только сильнее. Быстрее и активнее овладеют всем сами, без силового нажима со стороны. В данном случае я поступил по формуле: "Открыв Америку, открой ее другим".

- Вы - востребованный театром художник. Не жалко ли времени, уходящего на преподавание? Что для вас преподавание сегодня, по сравнению с годами педагогической деятельности на Моховой?

- Тогдашняя ситуация была авантюрой с моей стороны, потому что, открыв для себя определенные вещи и знания, существовавшие в двадцатые годы, а потом запрещенные, освоив их, я хотел убедиться в их правоте. Я хотел убедиться, что познал что-то. В моем преподавании была доля эгоизма, но нормального, иначе бы ничего не получилось. Тот курс в Театральном институте был экспериментом, попыткой освоения и передачи секретов, за которую меня сильно пинали и в конце концов остановили. Я только два семестра сумел отпреподавать, как хотел, зато очень интенсивно. На втором курсе я должен был заниматься по программе института. То, что вы видели на выставке у Илиши Станкевич, - плод двухлетних мытарств. Ребятам было бы легче, познай они этот курс за два года - изучили бы все досконально.

- Театральная практика показывает, что ваши бывшие студенты в массе своей оказались более оснащенными, чем выпускники других курсов.

- Конечно. Ведь эта система переделывает мозги. В ней главное - философия. Художник не просто ремесленник, который срисовывает нечто, а мастер, познающий мир не только через форму, но еще и через физиологию, то есть рукой, спиной, мозгами, глазами - всем, что ему дано. Это совсем другой подход. Другое мышление. Наверное, поэтому система и дает результат.

- А не было ли проблем при переходе с первого курса на второй?

- Пришлось найти компромисс. Первые задания мы делали не сюжетные, а изучали, это слово "и-зу-ча-ли" не случайно, материальную культуру театра. Целый год этим занимались. Это позволило не ударить ребятам по мозгам контрастом, не переходить сразу к драматургии. Они учились работать с книжками, изучали приемы античного, средневекового, ренессансного, барочного и других видов театра, практически занимались формой, только формой, которую уже наработала история искусства. Пропорциональный ряд, которым мы занимались два семестра на первом курсе, присутствует во всем, ритмика и другие категории изобразительного искусства - также, они менялись от одной формы театра к другой. Мы совершали открытия. Это давало пищу мозгам, запоминалось, чтобы потом стать своим собственным. Фантазия - это знание. Если познаешь конструктивно, ты сможешь потом и сам построить. Конструктивные знания основательнее многих других. Они - фундамент. Если ты этим овладел, на хлебушек всегда заработаешь.

- Завершая разговор тем, с чего начали, то есть разговором о выставке, несколько слов о выпускниках, которых вы считаете наиболее перспективными для театра...

- Там все ребята интересные и все разные. Все будет зависеть от их дальнейших подвигов. Для театра интересен Николай Слободянник, он абсолютно театральный человек, с хорошо работающей головой и конструктивным способом мышления, с явным режиссерским началом. Одарен от природы Саша Мохов. Он и его жена Маша Лукка, закончившая раньше, могут делать в театре прелюбопытнейшие вещи. Это видно по "Авгиевым конюшням" Фридриха Дюрренматта, работе Саши, его и Машиным дипломным эскизам. Очень, по-моему, любопытная девочка Света Кобышева: острая, с нервностью даже, с жестким характером и жестким рисунком, резкой композицией. Думаю, что она будет работать для сцены. Денис Вишницкий - концептуальный тип, с определенными режиссерами мог бы делать интересные вещи. Аня Алексеева: хорошее решение оперы "Сказание о невидимом граде Китеже". Интересная идея, там есть самое главное - сказ, сказание. Сценографически интересно, когда маленькое становится R?аRo-лo ? б-Rчя геRэ?в. ?з?-м фаRбвлo? ба?эбвчяo? бэ?"я-R, ба?эбвчяo? ваяэ?ционного театра. Совлачков Ваня - у него самый лучший диплом последнего года. Очень интересное явление для музыкального театра. Замечательный живописец. Я постараюсь ему помочь. Но хорошо б, чтобы и работодатели отнеслись внимательно, как некогда к Валерию Ивановичу Дорреру. Ему не было и двадцати, когда он оформил первый спектакль. Все дело в режиссуре, которая смогла бы поучаствовать в судьбе! Хорошие, по-моему, работы у Ольги Бирюченко. Она обладает философским мышлением и хорошо пишет. Просто ей надо найти режиссера, или, точнее, ее должен найти режиссер. По контрасту с ними выставлены работы Илиши Станкевич. Но если внимательно посмотреть, форма присутствует во всех работах. Наверное, знакомство с формотворчеством и отличает мастерскую от каких-то других школ. При том, что по внешнему виду, это Академия.

Они хорошо рисуют. Но ведь это неплохо - хорошо рисовать. Совсем неплохо. Не стыдно, во всяком случае, перед людьми. А когда художник плохо рисует, это все-таки стыдно. Художник обязан рисовать!

Любовь Овэс

15.11.2001

www.theart.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован