Сразу после новогодних каникул Юрий Лужков торжественно объявил о том, что Москва уже выполнила стратегически важную для себя задачу по строительству магазинов "шаговой" доступности. Однако уже в марте столичный мэр констатировал бедственное положение торговых объектов данного формата. У бизнеса несколько иное видение ситуации.
Как заявил Лужков, эти магазины не входят в сетевые структуры, и "они испытывают большие сложности". Так малый бизнес в лице владельцев магазинов "у дома" получил сочувствие градоначальника, а всевозможные правительственные департаменты - очередное поручение разработать меры поддержки подобных предприятий.
А между тем, судьбой данного формата московские власти озаботились уже давно. Еще в 2001 году вышло постановление, предполагающее развитие сети социальных магазинов в городе, в 2003 году - еще одно, касающееся комплексной программы поддержки предпринимательства. В нем тоже магазинам "у дома" было уделено внимание. Плюс к этому, постановление 2005 года и городские целевые программы на 2005-2007 и 2007-2009 годы обеспечили бизнесменам, желающим развивать формат, определенную поддержку. Так, власти готовы предоставлять на конкурсной основе нежилые помещения и земельные участки площадью до 500 метров, рассрочку оплаты за право заключения договора аренды и особый порядок оплаты. Последний пункт, правда, имеет силу лишь при обязательном наличии договора социального заказа с префектурой административного округа и управой района (аккредитации). В этом случае предприниматель может рассчитывать на 50-процентные льготы по аренде помещений "из-под города".
Взамен от предпринимателей требуется предоставление социально незащищенным категориям граждан скидок на ряд товаров первой необходимости в размере не менее 10-15%, а также - только и всего - готовность сохранять профиль торгового предприятия в течение 25 лет.
Еще в 2005 году, идя в разрез с желанием помогать малому бизнесу, городские власти соглашались: работать на выдвинутых условиях под силу сетевым магазинам. Это связано со значительным объемами оборотных средств, которые, в отличие от оборотов "одиночек", позволяют компенсировать невысокую прибыль от реализации продуктов первой необходимости посредством значительных наценок на остальные товары.
На практике получилось следующее: по состоянию на 1 января 2009 г. из 466 аккредитованных социальных магазинов на сетевые компании приходится 115 магазинов или 24,7% от общего количества аккредитованных магазинов. По словам Юрия Лужкова, за все время работы программы было открыто более тысячи розничных объектов данного формата. Без учета программы - только за 2008 год в Москве открылось столько же таких магазинов. В целом по Москве, по оценкам ИА "INFOLine", в 2006-2007гг. на долю магазинов "у дома" приходилось 27% и 25% соответственно в структуре оборота сетевой розничной торговли Москвы. По итогам 2008 года можно ожидать, что их доля в структуре оборота сетевой розничной торговли Москвы составит около 30%.
При первой необходимости
На сегодняшний день даже в крупных российских городах представленность магазинов современной торговли небольшая. Так, по словам Дениса Ширикова, руководителя отдела по работе с предприятиями розничной торговли компании "Nielsen Россия", в пересчете на миллион жителей в Москве только 3 гипермаркета и 80 супермаркетов, в Санкт-Петербурге - 11 и 60. Для сравнения: в среднем по Европе на миллион жителей приходится 14 гипермаркетов (в Финляндии 27, Франции 23) и 180 супермаркетов (в норвегии 430, Австрии 400). Вследствие этого, в качестве магазина "у дома" сегодня выступает любой расположенный в спальном районе магазин современной торговли, начиная от "дискаунтера" и заканчивая классическим супермаркетом. Главное - быть как можно ближе к потребителю и удовлетворять его ежедневные потребности.
"В магазинах "у дома" должны быть представлены товары первой необходимости, самое основное - продукты питания", - говорит Татьяна Ключинская, директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International. С ней соглашается Иван Назаров, ведущий консультант МАГАЗИН МАГАЗИНОВ в ассоциации с СB Richard Ellis: "В такие магазины потребитель отправляется практически каждый день, купить что-то по мелочи. Ассортимент в них ограниченный по сравнению с супермаркетами - 2- 2,5 тыс. единиц против 7 тыс. В первую очередь, это молоко, хлеб, рыба, мясо, стиральный порошок, мыло, шампуни. Но если в супермаркет молочные продукты поставляют 8-10 поставщиков, в магазин "у дома" - 2-3".
"Если понимать под этим форматом магазин самообслуживания относительно небольшой площади (200-500 кв. м.), то ассортимент, как правило, представлен 5-10 тысячами наименований. Количество категорий практически совпадает с их количеством в супермаркете, но меньше позиций в каждой" - считает Денис Шириков.
Тем не менее, у магазинов "у дома" есть свой "конек" - свежие продукты. Например, в торговых объектах "Билла", которые по сути являются супермаркетами, а на практике, зачастую, выполняют и функции формата "у дома", эта особенность активно используется для привлечения посетителей. "Доля свежих продуктов в ассортименте наших магазинов составляет 60%", - говорит гендиректор "Билла Раша" Кристиан Хартен. - "В нее входят хлеб, молоко, мороженое - весь тот ассортимент товаров, которые не хочется долго хранить дома". По мнению Кристиана Хартена, именно за счет свежих продуктов магазины у дома и выживают.
Покупатели мигрируют
Впрочем, надо сказать, что в "лабораторных" докризисных условиях конкуренция между форматами магазина "шаговой доступности" и супермаркета и так практически отсутствовала, что обусловлено разной периодичностью посещения магазинов разных форматов. Более того, по словам Дениса Ширикова, в России конкуренция в первую очередь существует между современной и традиционной (павильоны, открытые рынки) торговлей.
Однако кризис берет свое. Он повлек сокращение расходов потребителей и изменение их предпочтений и, как следствие, миграцию посетителей на уровне форматов розницы. "Из гипермаркетов покупатели уходят в магазины "шаговой доступности", из них - в дискаунтеры, из дискаунтеров - на рынки", - констатирует Елена Калашникова, генеральный директор ГК "Виктория". Проделываются эти операции с одной целью - сберечь семейный бюджет.
Впрочем, насколько хорошо это удается - вопрос спорный. "Популярность магазинов "у дома" обусловлена желанием покупателей экономить на покупке продуктов питания, а также психологической установкой "меньше средний чек - больше экономия"", - рассказывают в пресс-службе компании "Лента". - "Наши исследования показывают, что многие покупатели считают, что, покупая в магазинах у дома, они тратят меньше. При этом ценовые мониторинги свидетельствуют об обратном".
Все объясняется тем, что значительная часть покупателей не ведет учета затрат на приобретения, а ориентируется на стоимость разовой закупки, которая в магазинах у дома составляет 200-500 рублей. Средний чек в гипермаркетах существенно выше. Тем не менее, как считают в "Ленте", "политика ценообразования, применяемая в экономичных гипермаркетах, позволяет извлечь выгоду при покупке стандартной потребительской корзины, а сам формат воспитывает рационального покупателя. Покупки в гипермаркетах совершаются 1-2 раза в неделю, что позволяет планировать их заранее и сводить к минимуму лишние траты, возникающие при частом посещении магазинов (например, магазинов "у дома")".
Есть и другой взгляд на то, где выгодно совершать покупки, а где нет. По мнению Михаила Бурмистрова, руководителя отдела аналитики ИА "INFOLine", формат магазина "у дома" вполне вписывается в кризисные реалии. Чего не скажешь о формате супермаркета. "Итоги развития этого формата в России уже подведены на 2 года вперед, потому что в тяжелой экономической ситуации потребитель ориентируется исключительно на цену, и перспективы супермаркета сомнительны в сегодняшних условиях".
Кто стоит у руля?
Надо отметить, что за развитие формата магазинов "шаговой доступности" брались многие розничные операторы. Кто-то обнаружил интерес работать в рамках целевых программ московского правительства, кто-то счел целесообразным обойтись собственными силами. В разное время в формате начали работать такие сети, как "Перекресток" с брендом "Перекресток-Экспресс", "Пятерочка", "Копейка", "Дикси" с брендом V-Mart, "Квартал", "12 месяцев", "Мосмарт" с брендом "Мосмартик", "Утконос", "Продуктория", "Магнолия", "Седьмой континент" с брендом "Седьмой Континент - Семь шагов".
Но, как говорится, "иных уж нет, а те далече". По словам Михаила Бурмистрова, "Мосмарт" и "Седьмой континент" в настоящее время очень "закредитованы", их финансовое состояние - тяжелое. Руководство "Магнолии" погасило облигационный займ и сделало заявление о том, что планов дальнейшего открытия магазинов у компании нет. Компания "Дикси" всерьез подумывает о том, чтобы до конца года закрыть все 12 магазинов сети V-Mart.
А лидирующие позиции по количеству магазинов у дома в Москве занимает компания X5 Retail Group с брендом "Пятерочка". По состоянию на 3 квартал 2008 года сеть включала 176 магазинов "у дома" в Москве. Второе место принадлежит сети "Копейка" - 130 магазинов "у дома". В не совсем традиционном формате - "стол заказов" - в Москве работает сеть "Утконос" - по состоянию на 3 квартал сеть включала 156 магазинов.
"Крупные розничные сети были и остаются заинтересованными в развитии данного направления - им это необходимо для того, чтобы по возможности охватить все форматы современной торговли", - говорит Иван Назаров. - "Причем, формат интересен, как для инвесторов, так и для арендодателей. Для инвесторов (собственников сетей) - это диверсификация бизнеса. Кроме того, объем затрат на открытие магазина "шаговой доступности" существенно меньше, чем на открытие супермаркета, а значит и риски меньше. Если из 10 открытых магазинов 2 будут нерентабельны, то это приемлемо - в крайнем случае их можно будет закрыть. Супермаркет же требует более значительных инвестиций, а значит и потери в случае неудачи больше. Что касается арендодателей, то для них формат магазина "шаговой доступности" привлекателен своей стабильностью: продукты люди в любом случае будут покупать - просто перейдут на более дешевые".
Иными словами, предпосылки для развития формата есть, основная "докризная" проблема, связанная с отсутствием помещений и высокими арендными ставками, теперь решается за счет освобождающихся помещений и большей гибкости собственников торговых помещений.
"Формат "магазин у дома" является многообещающим форматом для развития в Москве, поскольку такие магазины могут быть эффективно размещены в жилых домах, что выступает существенным преимуществом в условиях нехватки площадей для строительства крупных торговых объектов на территории Москвы (большинство крупных торговых объектов Москвы расположены по периметру МКАД). Кроме того, в условиях экономического кризиса формат магазина "у дома" перспективен по причине меньших вложений в открытие магазинов" - подтверждают в ИА "INFOLine".
Формат интересен многим, и в кризис этот интерес сам по себе не снизился, отчасти - даже наоборот. Но, так или иначе, развивать направление будут те компании, у которых есть на это деньги. А их можно пересчитать по пальцам.
27.03.2009
www.arendator.ru