27 марта 2009
1270

И снится нам формат `у дома`

Сразу после новогодних каникул Юрий Лужков торжественно объявил о том, что Москва уже выполнила стратегически важную для себя задачу по строительству магазинов "шаговой" доступности. Однако уже в марте столичный мэр констатировал бедственное положение торговых объектов данного формата. У бизнеса несколько иное видение ситуации.

Как заявил Лужков, эти магазины не входят в сетевые структуры, и "они испытывают большие сложности". Так малый бизнес в лице владельцев магазинов "у дома" получил сочувствие градоначальника, а всевозможные правительственные департаменты - очередное поручение разработать меры поддержки подобных предприятий.

А между тем, судьбой данного формата московские власти озаботились уже давно. Еще в 2001 году вышло постановление, предполагающее развитие сети социальных магазинов в городе, в 2003 году - еще одно, касающееся комплексной программы поддержки предпринимательства. В нем тоже магазинам "у дома" было уделено внимание. Плюс к этому, постановление 2005 года и городские целевые программы на 2005-2007 и 2007-2009 годы обеспечили бизнесменам, желающим развивать формат, определенную поддержку. Так, власти готовы предоставлять на конкурсной основе нежилые помещения и земельные участки площадью до 500 метров, рассрочку оплаты за право заключения договора аренды и особый порядок оплаты. Последний пункт, правда, имеет силу лишь при обязательном наличии договора социального заказа с префектурой административного округа и управой района (аккредитации). В этом случае предприниматель может рассчитывать на 50-процентные льготы по аренде помещений "из-под города".

Взамен от предпринимателей требуется предоставление социально незащищенным категориям граждан скидок на ряд товаров первой необходимости в размере не менее 10-15%, а также - только и всего - готовность сохранять профиль торгового предприятия в течение 25 лет.

Еще в 2005 году, идя в разрез с желанием помогать малому бизнесу, городские власти соглашались: работать на выдвинутых условиях под силу сетевым магазинам. Это связано со значительным объемами оборотных средств, которые, в отличие от оборотов "одиночек", позволяют компенсировать невысокую прибыль от реализации продуктов первой необходимости посредством значительных наценок на остальные товары.

На практике получилось следующее: по состоянию на 1 января 2009 г. из 466 аккредитованных социальных магазинов на сетевые компании приходится 115 магазинов или 24,7% от общего количества аккредитованных магазинов. По словам Юрия Лужкова, за все время работы программы было открыто более тысячи розничных объектов данного формата. Без учета программы - только за 2008 год в Москве открылось столько же таких магазинов. В целом по Москве, по оценкам ИА "INFOLine", в 2006-2007гг. на долю магазинов "у дома" приходилось 27% и 25% соответственно в структуре оборота сетевой розничной торговли Москвы. По итогам 2008 года можно ожидать, что их доля в структуре оборота сетевой розничной торговли Москвы составит около 30%.

При первой необходимости

На сегодняшний день даже в крупных российских городах представленность магазинов современной торговли небольшая. Так, по словам Дениса Ширикова, руководителя отдела по работе с предприятиями розничной торговли компании "Nielsen Россия", в пересчете на миллион жителей в Москве только 3 гипермаркета и 80 супермаркетов, в Санкт-Петербурге - 11 и 60. Для сравнения: в среднем по Европе на миллион жителей приходится 14 гипермаркетов (в Финляндии 27, Франции 23) и 180 супермаркетов (в норвегии 430, Австрии 400). Вследствие этого, в качестве магазина "у дома" сегодня выступает любой расположенный в спальном районе магазин современной торговли, начиная от "дискаунтера" и заканчивая классическим супермаркетом. Главное - быть как можно ближе к потребителю и удовлетворять его ежедневные потребности.

"В магазинах "у дома" должны быть представлены товары первой необходимости, самое основное - продукты питания", - говорит Татьяна Ключинская, директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International. С ней соглашается Иван Назаров, ведущий консультант МАГАЗИН МАГАЗИНОВ в ассоциации с СB Richard Ellis: "В такие магазины потребитель отправляется практически каждый день, купить что-то по мелочи. Ассортимент в них ограниченный по сравнению с супермаркетами - 2- 2,5 тыс. единиц против 7 тыс. В первую очередь, это молоко, хлеб, рыба, мясо, стиральный порошок, мыло, шампуни. Но если в супермаркет молочные продукты поставляют 8-10 поставщиков, в магазин "у дома" - 2-3".

"Если понимать под этим форматом магазин самообслуживания относительно небольшой площади (200-500 кв. м.), то ассортимент, как правило, представлен 5-10 тысячами наименований. Количество категорий практически совпадает с их количеством в супермаркете, но меньше позиций в каждой" - считает Денис Шириков.

Тем не менее, у магазинов "у дома" есть свой "конек" - свежие продукты. Например, в торговых объектах "Билла", которые по сути являются супермаркетами, а на практике, зачастую, выполняют и функции формата "у дома", эта особенность активно используется для привлечения посетителей. "Доля свежих продуктов в ассортименте наших магазинов составляет 60%", - говорит гендиректор "Билла Раша" Кристиан Хартен. - "В нее входят хлеб, молоко, мороженое - весь тот ассортимент товаров, которые не хочется долго хранить дома". По мнению Кристиана Хартена, именно за счет свежих продуктов магазины у дома и выживают.

Покупатели мигрируют

Впрочем, надо сказать, что в "лабораторных" докризисных условиях конкуренция между форматами магазина "шаговой доступности" и супермаркета и так практически отсутствовала, что обусловлено разной периодичностью посещения магазинов разных форматов. Более того, по словам Дениса Ширикова, в России конкуренция в первую очередь существует между современной и традиционной (павильоны, открытые рынки) торговлей.

Однако кризис берет свое. Он повлек сокращение расходов потребителей и изменение их предпочтений и, как следствие, миграцию посетителей на уровне форматов розницы. "Из гипермаркетов покупатели уходят в магазины "шаговой доступности", из них - в дискаунтеры, из дискаунтеров - на рынки", - констатирует Елена Калашникова, генеральный директор ГК "Виктория". Проделываются эти операции с одной целью - сберечь семейный бюджет.

Впрочем, насколько хорошо это удается - вопрос спорный. "Популярность магазинов "у дома" обусловлена желанием покупателей экономить на покупке продуктов питания, а также психологической установкой "меньше средний чек - больше экономия"", - рассказывают в пресс-службе компании "Лента". - "Наши исследования показывают, что многие покупатели считают, что, покупая в магазинах у дома, они тратят меньше. При этом ценовые мониторинги свидетельствуют об обратном".

Все объясняется тем, что значительная часть покупателей не ведет учета затрат на приобретения, а ориентируется на стоимость разовой закупки, которая в магазинах у дома составляет 200-500 рублей. Средний чек в гипермаркетах существенно выше. Тем не менее, как считают в "Ленте", "политика ценообразования, применяемая в экономичных гипермаркетах, позволяет извлечь выгоду при покупке стандартной потребительской корзины, а сам формат воспитывает рационального покупателя. Покупки в гипермаркетах совершаются 1-2 раза в неделю, что позволяет планировать их заранее и сводить к минимуму лишние траты, возникающие при частом посещении магазинов (например, магазинов "у дома")".

Есть и другой взгляд на то, где выгодно совершать покупки, а где нет. По мнению Михаила Бурмистрова, руководителя отдела аналитики ИА "INFOLine", формат магазина "у дома" вполне вписывается в кризисные реалии. Чего не скажешь о формате супермаркета. "Итоги развития этого формата в России уже подведены на 2 года вперед, потому что в тяжелой экономической ситуации потребитель ориентируется исключительно на цену, и перспективы супермаркета сомнительны в сегодняшних условиях".

Кто стоит у руля?

Надо отметить, что за развитие формата магазинов "шаговой доступности" брались многие розничные операторы. Кто-то обнаружил интерес работать в рамках целевых программ московского правительства, кто-то счел целесообразным обойтись собственными силами. В разное время в формате начали работать такие сети, как "Перекресток" с брендом "Перекресток-Экспресс", "Пятерочка", "Копейка", "Дикси" с брендом V-Mart, "Квартал", "12 месяцев", "Мосмарт" с брендом "Мосмартик", "Утконос", "Продуктория", "Магнолия", "Седьмой континент" с брендом "Седьмой Континент - Семь шагов".

Но, как говорится, "иных уж нет, а те далече". По словам Михаила Бурмистрова, "Мосмарт" и "Седьмой континент" в настоящее время очень "закредитованы", их финансовое состояние - тяжелое. Руководство "Магнолии" погасило облигационный займ и сделало заявление о том, что планов дальнейшего открытия магазинов у компании нет. Компания "Дикси" всерьез подумывает о том, чтобы до конца года закрыть все 12 магазинов сети V-Mart.

А лидирующие позиции по количеству магазинов у дома в Москве занимает компания X5 Retail Group с брендом "Пятерочка". По состоянию на 3 квартал 2008 года сеть включала 176 магазинов "у дома" в Москве. Второе место принадлежит сети "Копейка" - 130 магазинов "у дома". В не совсем традиционном формате - "стол заказов" - в Москве работает сеть "Утконос" - по состоянию на 3 квартал сеть включала 156 магазинов.

"Крупные розничные сети были и остаются заинтересованными в развитии данного направления - им это необходимо для того, чтобы по возможности охватить все форматы современной торговли", - говорит Иван Назаров. - "Причем, формат интересен, как для инвесторов, так и для арендодателей. Для инвесторов (собственников сетей) - это диверсификация бизнеса. Кроме того, объем затрат на открытие магазина "шаговой доступности" существенно меньше, чем на открытие супермаркета, а значит и риски меньше. Если из 10 открытых магазинов 2 будут нерентабельны, то это приемлемо - в крайнем случае их можно будет закрыть. Супермаркет же требует более значительных инвестиций, а значит и потери в случае неудачи больше. Что касается арендодателей, то для них формат магазина "шаговой доступности" привлекателен своей стабильностью: продукты люди в любом случае будут покупать - просто перейдут на более дешевые".

Иными словами, предпосылки для развития формата есть, основная "докризная" проблема, связанная с отсутствием помещений и высокими арендными ставками, теперь решается за счет освобождающихся помещений и большей гибкости собственников торговых помещений.
"Формат "магазин у дома" является многообещающим форматом для развития в Москве, поскольку такие магазины могут быть эффективно размещены в жилых домах, что выступает существенным преимуществом в условиях нехватки площадей для строительства крупных торговых объектов на территории Москвы (большинство крупных торговых объектов Москвы расположены по периметру МКАД). Кроме того, в условиях экономического кризиса формат магазина "у дома" перспективен по причине меньших вложений в открытие магазинов" - подтверждают в ИА "INFOLine".

Формат интересен многим, и в кризис этот интерес сам по себе не снизился, отчасти - даже наоборот. Но, так или иначе, развивать направление будут те компании, у которых есть на это деньги. А их можно пересчитать по пальцам.

27.03.2009
www.arendator.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован