Расплачиваться за одобрение законов исполнительной власти все равно придется, если так, то никто особенно заинтересован ни в достижении консенсуса по налогам, ни тем более в такой налоговой реформе, которая устроит страну, поднимет промышленность и бизнес, о чем постоянно говорят.
Очевидно, будет принята та налоговая схема, которую изначально нарисовало правительство: отмена налога с продаж со следующего года, снижение налога на 2% и через год снижение единого социального налога.
Общее мнение по 5-процентному налогу с продаж: он вреден и отменять его надо, однако цены от этого не понизятся, и к тому же региональные бюджеты потерпят серьезный урон, что отразится на выплатах зарплаты бюджетникам и тарифах ЖКХ.
Что касается ЕСН, то это, конечно, налог вредный, как сказал председатель бюджетного комитета Александр Жуков, однако против отмены горой встал с обиженным видом глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов. Получился компромисс: снижение с 35,6% до 30% отложили, и пока непонятно, какая будет схема этого налога. Возможно, действительно удастся добиться того, чтобы зарплаты в конвертах станет меньше, ведь при этом работник совершенно не защищен.
По нашей просьбе представитель комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Широков (ОВР) прокомментировал ход обсуждения в нижней палате налоговой реформы и причину того, почему депутаты отклонили снижение единого социального налога:
- Снижение ЕСН - это самое сложное решение, по которому шли думские баталии. На этом фоне было много всевозможных обвинений в адрес центристов. Ничего удивительного нет в том, что центристы поддерживали правительственный вариант. Да, недоразумение, но оно было техническим.
Во-первых, вся работа в Думе проходит в очень жестком режиме, не хватает времени для досконального рассмотрения всех тонкостей.
Во-вторых, предвыборная лихорадка уже увлекла многих депутатов в регионы. А закон хороший: аграриям будет с чем идти перед выборами на село, а российские севера, разрабатываемые нефтяниками и газовиками, получает дополнительный стимул для развития социальной инфраструктуры, что всегда было для них большим бременем. Экономика от этого выигрывает. Плюс - это значительный шаг в сторону обеления российского бизнеса. Если правительство усиливает борьбу с налоговыми уклонистами, то было бы разумно снизить такой налог, как ЕСН. А вот с отменой налога с продаж ситуация пока не ясная. Мне до сих пор не понятен источник быстрой компенсации такого изъятия из бюджета. Предполагается его замена налогом на имущество. Но для этого надо произвести тотальную инвентаризацию и оценку всего имущества. Это весьма сложная задача, особенно в регионах. Вместе с тем понятно, что рядовой потребитель от отмены налога с продаж должен выиграть, только захотят ли розничные торговцы снизить свои цены в тех же пропорциях? У нас народ изобретательный.
Лев Московкин
http://www.shirokov.ru/