31 июля 2008
2229

Игорь Бухаров: `Хочешь забрать шеф-повара и тот согласен - перекупи`

Он не понаслышке знает, что такое ресторанное дело в России. Он из элиты этого бизнеса. Его ресторан высокой кухни "Ностальжи" - один из известнейших в Москве вот уже 14 лет, а кафе "Шатер" на Чистых Прудах - пожалуй, самое популярное заведение в летнее время

Он не понаслышке знает, что такое ресторанное дело в России. Он из элиты этого бизнеса, который во всем мире считается чуть ли не самым сложным и даже провальным. Его ресторан высокой кухни "Ностальжи" - один из известнейших в Москве вот уже 14 лет, а кафе "Шатер" на Чистых Прудах - пожалуй, самое популярное заведение в летнее время. Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров рассказал о проблемах индустрии питания и гостеприимства в нашей стране.

- Игорь Олегович, чем живет сегодня наш ресторанный бизнес? Какие определились тенденции?

- Думаю, что Москва уже насыщена ресторанами, исповедующими высокую кухню. Нельзя сказать, что все они - и даже десятка самых популярных - забиты посетителями. Времена очередей на входе прошли. Мое мнение: не хватает ресторанов средней ценовой категории, демократичных, а ведь туда идут достаточно обеспеченные люди, хотя и не гурманы. Не все еще озаботились тем, что едят, - в отличие от среднего класса на Западе, который понимает, что такое здоровая еда и как питаться правильно.

- Что же нужно сделать, чтобы открыть хороший ресторан в Москве?

- Самая большая проблема - недостаток помещений. Центр Москвы, не центр - это вопрос второй. Исследовав рынок, можно найти успешное место и в спальном районе. Правда, вряд ли это будет элитный ресторан. Хотя если в парке... Кстати, многие рестораны высокой кухни на Западе расположены на краю промзоны. Но там готовят здорово, сочетание цены и качества хорошее - и люди туда едут. А у нас? Приехал человек, припарковаться негде - развернулся и уехал обедать в другое место. Это надо учитывать. А дальше? Нужна концепция. Если ты хочешь открыть ресторан классический, у тебя должно быть представлено энное количество блюд - рыба, мясо, птица, салаты. И еще вопрос: шеф-поваров у нас нет. А иностранцы стоят безумных денег.

- А чем французский шеф-повар отличается от нашего?

- Школой, отношением к делу! Во Франции в кулинарной школе изучают историю искусств. А у нас? Не поступил никуда - пошел в кулинарный техникум. Эту тенденцию надо переломить. И тогда появится своя школа, которая будет учить ресторанному делу как искусству, как части национальной культуры. Федерация рестораторов и отельеров пытается решить этот вопрос.

- Федерация поможет новичку открыть ресторан? Или конкуренты не нужны?

- Мы приветствуем наших коллег - только не калек. Можем им порекомендовать компании, которые занимаются устройством ресторанов, предостеречь от ошибок. Делаем это по одной простой причине: когда на рынок приходит дилетант, наступает страшная ситуация. Допустим, владельцу нефтяной компании захотелось открыть для друзей ресторан. Кто-то ему что-то построил, продал оборудование, а за два дня до открытия он вдруг вспоминает, что нет шеф-повара и меню. И начинается беготня: давай перекупим! Это лихорадит рынок. Надо, чтобы люди входили в него цивилизованно, обращались в специальные агентства для подбора персонала, а не переманивали людей. А бывает, что приходит человек в ресторан, говорит: очень вкусно, хочу поблагодарить шеф-повара, позовите. И дает ему визиточку, на которой написано: позвони, я заплачу больше. А мы предлагаем такую систему: хочешь забрать шеф-повара и тот согласен - перекупи. Как в футболе. Я же его искал, заплатил за него деньги, сделал ему разрешение на работу...

- Шеф-повар "Ностальжи" Жером Риго как появился?

- Я его лично нашел. Он работал у Труагро в Роане. И я, и он поступили честно по отношению к рынку - ни у кого нет обид.

- На Западе проще открыть ресторан?

- Проще. Отработанная схема. Династии есть. Вот у нас в Москве ресторанов 7 тысяч, а в Париже - 70 тысяч. Там есть культура этого бизнеса, а у нас она в зачаточном состоянии.

- И все же вместе с бизнесом вкусы клиентов развивались. Наверное, есть среди москвичей те, кто может отличить рыбу вчерашнего и сегодняшнего улова?

- Есть люди, которые отличают, к примеру, лосося фермерского от дикого. Мясо американское от австралийского. Но нам нужно свое мясо. Когда-то на Руси готовили все: дичь, медвежатину, кабанятину, лосятину. И осетров довозили царю из Оренбурга свежими, перекладывая крапивой, поливая водой. А сегодня никто не знает, как это сделать. Но все вернется, тот же борщ уже возвращается в рестораны, но в меньших порциях, по-другому оформленный.

- Что заставило рестораторов объединиться в Федерацию?

- Давайте честно скажем, что наш бизнес существует не благодаря тому, что сделало государство, а вопреки. Мы пытаемся лоббировать интересы отрасли и людей, которые работают в ней. Во благо потребителей. Всем кажется, что у нас какая-то масонская ложа. А мы решаем проблемы. Пишем образовательные стандарты, боремся с дилетантскими документами чиновников, а иногда и с их подтасовкой. Сложный вопрос с налогами. К примеру, все, что вкладывают в дело американцы, не облагается налогом - это затраты, а у нас облагается.

- Можете привести пример несуразных требований чиновников?

- Бывший Госстандарт - ныне Ростехрегулирование пытается внедрить такое правило: повар не может дегустировать блюда. А должен это делать человек, которого эта организация будет обучать и присылать. Что тут скажешь? Вы еще маме своей возьмите дегустатора. Потому что у мамы бумажки на это нет. К тому же для дегустации в ресторане должна быть отдельная комната. Представляете! У кого есть эта возможность при такой арендной цене? И потом, какие тут могут быть критерии? Мы считаем, что сертификацией персонала должны заниматься профессионалы.

- Конкуренция среди рестораторов сильна?

- Всем есть место. Мы друг друга знаем и уважаем. В других странах ресторанов больше в десятки раз. Так о какой конкуренции мы говорим? Ходим друг к другу на открытие ресторанов: надо посмотреть, а как же! Пообщаться, позавидовать в какой-то степени. Я считаю, в российском ресторанном бизнесе есть два столпа: Андрей Деллос и Аркадий Новиков. Они очень разные. Деллос - сразу скажешь: художник. Новиков - удачлив, есть у него фарт, чутье, он все время фонтанирует.

- А Игорь Бухаров?

- Спросите у Новикова и Деллоса.

- Слышала, что вы дома не готовите, - жена, Лариса Гузеева, не пускает на кухню.

- Не-не-не! Все равно готовлю. Вот сейчас у нас гриль стоит в садике, с женой казан осваивали. Ей очень нравится, а я рядышком смотрю на это, иногда что-то делаю. Вообще я мясоед. Но вот когда мне два года подряд на "Золотом Бокюзе" во Франции приходилось судить мясные блюда и пробовать их в большом количестве, было безумно тяжело.

Беседовала Карина Кобецкая

31.07.2008

russianews.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован