26 июня 2006
1031

Игорь Караваев: Российскую шинную отрасль ожидают серьезные перемены

Все российские предприятия производили главным образом шины категории С,- говорит Игорь Караваев, заместитель гендиректора по стратегическому развитию компании "Сибур - Русские шины".- Это низкокачественные шины. Но до определенного момента жителей России они устраивали. Впоследние же годы доходы населения, как мы знаем, начали расти. В этом году, например, ожидается, что спрос на новые иномарки в России превысит спрос на автомобили отечественного производства. Естественно, меняются и требования к шинам: продажи более высококачественной продукции категорий А и В пошли в гору, а рынок С стал сужаться.
Если 2003 году в России было произведено около 26 млн шин категории С, то в прошлом году - уже 25,4 млн. А в 2008 году, по прогнозам компании "Амтел-Фредештайн", рынок шин этой категории сократится до 22,6 млн штук. Что же касается более высококачественного сегмента, то с 13,4 млн штук в 2003 году объем производства шин категорий А и В вырос до 15,7 млн в 2005 году. И через два года, как пророчит "Амтел-Фредештайн", он уже перевалит за 27 млн штук, пишет "Бизнес".

Поскольку отечественные компании либо просто не умеют делать высококачественные шины, либо делают их немного, наш рынок захватывают западные производители. Например, в прошлом году доля импортных шин и тех, что произвели размещенные в России заводы Nokian и Michelin, составила 43%. А к 2010 году, по прогнозу экспертов "Сибур - Русские шины", этот показатель возрастет до 53%.

Но и это еще не все. Положение российских компаний усугубляется тем, что с ростом нефтяных цен дорожают сырье и материалы для шинного производства (например, синтетический каучук, технический углерод и др.). Ведь шины категории С, являясь далеко не самым высокотехнологичным продуктом на свете, имеют низкую добавочную стоимость. Поэтому с ростом цен на сырье сокращается рентабельность их производства.

В России есть только три крупные компании - уже упоминавшиеся "Сибур" и "Амтел-Фредештайн", а также "Нижнекамскшина", которые делят между собой более 90% рынка (в той его части, которую не занял импорт). Ну а все остальные, включая алтайский, московский, красноярский, санкт-петербургский заводы, вполне подходят под определение маленьких компаний, которые (во всяком случае, пока) не могут "уйти в категорию В".

Логика, согласно которой их ожидают тяжелые времена, строится на следующих утверждениях. Прежде всего для организации производства высококачественных шин нужны мощные инвестиции в модернизацию. Например, инвестиционная программа того же "Сибура" на 2006-2008 годы составляет около $300 млн. По словам Джона Роуза, "производство шин более сложное дело, чем это многим кажется, и часто легче построить завод с нуля, чем модернизировать старое производство". Руководствуясь этими соображениями, "Амтел-Фредештайн" не так давно продал ранее входивший в него красноярский комплекс, отказавшись от идеи его модернизации.

В то же время не менее важной составляющей успеха в деле освоения производства категорий А и В является приобретение соответствующих технологий. Как выразился Игорь Караваев, "технологии и передовой опыт менеджмента важнее денег". В России такие технологии не созданы. Следовательно, получить их можно только на Западе - через сотрудничество с западными компаниями.

Таким образом, получается замкнутый круг. Инвесторы не очень интересуются маленькими компаниями, поскольку у них нет перспективных технологий. А западные компании- собственно, обладатели этих технологий - не спешат налаживать с маленькими российскими компаниями сотрудничество, потому что у тех незначительна доля на рынке. В итоге эти пресловутые маленькие компании как выпускали шины С, так и продолжают их выпускать, постепенно сокращая объемы производства и не выказывая особого желания общаться с прессой на предмет своих дальнейших перспектив.

Что же касается крупных компаний, то, по словам Игоря Караваева, они, осваивая категории А и В, "стараются дружить с западными партнерами кто как может". Например, "СибурРусские шины" создал на базе своего омского завода СП со словацкой компанией Matador.
"Нижнекамскшина" сотрудничает с итальянской компанией Pirelli. Но, пожалуй, дальше всех в деле сотрудничества с Западом пошел "Амтел", купив за 195,6 млн евро голландскую компанию Vredestein Banden и, соответственно, переименовавшись в "Амтел-Фредештайн".

"Амтел-Фредештайн" стал первым российским производителем шин премиум-класса А. Сначала они делались только в Голландии. Но недавно компания запустила производство шин категории А на своем заводе в Кирове. В следующем году планирует наладить аналогичное производство на воронежском заводе. А "Сибур - Русские шины" сейчас запускает производство категории А (грузовые шины) на своем ярославском предприятии.

В будущее ведущие российские компании смотрят с пиаровским оптимизмом, характерным для предприятий, модернизирующих свои мощности: повышение качества продукции, расширение рынков сбыта, рост объемов производства и т. д. И в достижении этих благ им, как ожидается, должны помочь не только собственные усилия, но и прекращение роста цен на сырье. Например, прогнозируется, что в ближайшее время стабилизируются цены на синтетический каучук, поскольку в ряде стран Юго-Восточной Азии запускается сразу несколько мощных заводов по его производству. А если подтвердится мнение, что ранее эксперты переоценили потребности Китая в энергоресурсах, и если Ирак наконец начнет экспортировать нефть, то может подешеветь и "черное золото". По оптимистическим прогнозам, примерно на 30%. Но маленькие российские шинные заводы, по мнению специалистов, вряд ли доживут до этого момента, сообщает "Бизнес".


26.06.2006
www.autoconsulting.com.ua
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован