17 ноября 2006
1904

Игорь Караваев: Высокий рост продаж иномарок приводит к увеличению спроса премиальных шин

Высокий рост продаж иномарок приводит к увеличению спроса премиальных шин. В 2006 году рынок вырос на 12%, однако в дальнейшем участники рынка прогнозируют ежегодный рост рынка на 5-6%. Изменится и структура роста: через пять лет наибольшими темпами будут расти продажи не премиальных шин, а среднего сегмента- при стагнации в дешевом классе С.

По данным Научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП), в целом рынок легковых шин в количественном выражении вырастет в 2006 году на 12%: с 29,9 млн до 33,6 млн. При этом объем рынка в денежном выражении растет более высокими темпами: по итогам года ожидается рост на 21,7%, до более 60 млрд руб.

"На рынке наблюдается резкий рост продаж в сегменте А (дорогие импортные шины),- говорит заместитель генерального директора по стратегическому развитию холдинга "Сибур - Русские шины" Игорь Караваев.- Введение в строй новых мощностей заводов Michelin и Nokian Tyres в России привело к увеличению экспорта продукции этих заводов, однако сокращения импорта шин не произошло".

Генри Браун, генеральный директор Goodyear Russia, оценивает парк легковых автомобилей в России в 26,8 млн единиц: "Соответственно, в среднем можно говорить об объеме рынка около 24,1 млн шин".

В 2006 году, по его прогнозу, планируется 11-процентный рост авторынка, соответственно, парк легковых автомобилей вырастет до 28,1 млн единиц, а рынок шин - до 25,2 млн штук.

По словам Караваева, наблюдается бурный рост производства, в основном за счет отечественных производителей шин класса В (средний сегмент). "Постепенно низкокачественные устаревшие модели в сегменте С будут заменены шинами класса В",- прогнозирует Игорь Караваев. Андрей Пантюхов, генеральный директор Nokian Tyres в России, соглашается: в 2006 году возможен больший рост сегментов А и В за счет некоторой стагнации сегмента С.

Сведения НИИШП подтверждают эти тенденции. По данным института, шины класса А в этом году покажут рост в 44,4%, сегмент В вырастет на 28,1%, а класс С упадет на 8,7%.

Как отмечают участники рынка, растет спрос на более качественные и дорогие легковые шины. "Доля класса A увеличивается на 20-25% в год, доля сегмента B- на 13-15% в год, в то время как нижний ценовой сегмент продолжает снижаться ускоренными темпами",- говорит директор по связям с общественностью и инвесторами "Амтел-Vredestein " Джон Роуз.

На рынке легковых шин Генри Браун отмечает тенденцию уменьшения популярности шин диаметром 13 дюймов и, наоборот, увеличения спроса на шины больших размеров, что связано с ростом продаж импортных автомобилей. Рынок иномарок вырастет в этом году на 50%. "Структура рынка шин отражает перемены в автомобильном парке России",- говорит Браун.

Генеральный директор Michelin в России и странах СНГ Эрик Фэди отмечает активное развитие рынка зимних шин- сегодня на них приходится 50% от общих продаж. Он прогнозирует рост этого сегмента в 2007 году на 11%. ВMichelin говорят о более высоком интересе покупателей к нешипованным зимним шинам, хотя рынок шипованных колес развивается более быстрыми темпами. По мнению Фэди, перспективным направлением развития являются высокоскоростные шины с индексом скорости 270 км/ч. "Хотя доля высокоскоростных шин сейчас невелика, около 6% от летних, мы предполагаем, что их рост будет на уровне 30% в год",- говорит он.

Отечественные производители постепенно теряют свои доли на российском рынке шин, чему способствовал приход крупных европейских компаний. Так, по данным НИИШП, доля лидера рынка в сегменте легковых шин "Сибура- Русские шины" уменьшилась с 42% в 2003 году до 29% в 2005, доля "Нижнекамскшины" - до 27%. При этом иностранные производители наращивают производственные мощности и улучшают свои позиции на российском рынке. Собственные производства в России есть у Michelin и Nokian Tyres, и эти компании нарастили свою долю до 7% и 2% рынка соответственно.

Игорь Караваев не исключает, что в будущем выгодные позиции займут иностранные производители, локализовавшие производство в России. Однако отечественные компании сохранят конкурентные преимущества, что позволит им остаться на рынке. "Сила иностранных компаний - в технологиях, брэндах и системах управления, сила отечественных - в развитой товаропроводящей сети, логистике. Рабочая сила и оборудование в равной степени доступны всем игрокам",- считает Караваев, добавляя, что проблему с технологиями и брэндами можно решить путем инвестирования или создания совместных предприятий.

Пример - российско-словацкое СП "Матадор-Омскшина", 50% которого владеет "Сибур- Русские шины". Впрочем, выходить в премиум-сегмент, в котором активно развиваются иностранные компании, а также "Амтел-Vredestein", "Сибур - Русские шины" не планирует: в компании уверены, что после насыщения рынка рентабельность выгодных сегодня премиальных шин постепенно будет снижаться.

Сегодня уже существует СП российского "Амтела" и нидерландского Vredestein, возникшее после поглощения отечественной компанией западной. Однако, по мнению Джона Роуза, традиционно при вхождении на новый быстрорастущий рынок крупные игроки предпочитают строить производство с нуля. "По нашему опыту, совместные предприятия не дают особых технологических преимуществ местным производителям, но при этом приобретается бесценный опыт и ноу-хау",- говорит Джон Роуз. Генри Браун не исключает появления новых игроков, которые захотят продавать и, возможно, производить шины в России.

По прогнозу НИИШП, к 2012 году рынок легковых шин в целом вырастет на 21% по сравнению с текущим годом, до 40,8 млн штук. При этом наибольшими темпами будут увеличиваться продажи не в премиальном, а в среднем сегменте В, который, по данным экспертов, может прибавить 132%.

А продажи легковых шин класса С продолжат уменьшаться и сократятся в 2012 году до 7 млн шин (-52% к текущему уровню). Легковые шины в сегменте Абудут расти более скромными темпами и за это время прибавят 42%. Как отмечают участники рынка, рынок легковых шин будет расти в среднем на 5-6% в год. Джон Роуз добавляет, что такой рост будет обеспечен за счет роста ВВП и расширения российского автопарка. Генри Браун прогнозирует 5-процентный ежегодный прирост в 2007-2010 годах: "Динамика рынка шин связана с ростом автомобильного парка.

При его росте от 29,3 млн машин в 2007 году до 33,6 млн в 2010 емкость рынка шин может увеличиться от 27,7 млн в 2007 году до 30,2 млн шин в 2010 году".

Игорь Караваев прогнозирует, что в 2007-2010 годах качество и срок службы шин будут повышаться за счет внедрения новых технологий. Однако объем рынка сохранится за счет роста транспортной активности населения и парка машин. По его мнению, при небольших изменениях в объеме рынок переживает качественную реструктуризацию: замещение легковых машин отечественного производства на иномарки российской сборки, требующие более высокого качества шин. Он считает, что рост сегмента А в значительной мере обусловлен недостаточным развитием сегментов В и В+, которые будут наиболее бурно развиваться в дальнейшем.

С ростом цен на сырье будет падать доходность в сегменте С, что приведет к повышению цен и издержек - соответственно, теряется конкурентное преимущество в виде дешевой стартовой стоимости. Игорь Караваев добавляет: в других сегментах конкурентными преимуществами станут соотношение цены и качества, развитие товаропроводящей сети и вложения в промоушн. Джон Роуз также прогнозирует дальнейшие инвестиции в маркетинг и сбыт - "Амтел-Vredestein" сегодня формирует крупнейшую собственную сеть AV-TO. Андрей Пантюхов из Nokian Tyres прогнозирует развитие розницы за счет современных шинных центров и автосалонов: "Усилится роль розничных сетей шинных производителей (которые, как правило, развиваются по франчайзингу), таких как центры Vianor от Nokian Tyres".


17.11.2006
www.torgrus.com
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован