21 февраля 2007
1618

Игорь Ромашов: Погранпереходы помогут избавиться от конвенций

Игорь Ромашов, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Минтранса России:

- Говоря о взаимоотношениях железных дорог с портами, нельзя не сказать о том, что до сих пор по сравнению с предыдущим годом не уменьшается количество конвенционных запретов. Они обусловлены проблемами, хронически возникающими при перевалке груза на стыке "железная дорога - море". Не уменьшается количество "брошенных" поездов, которые превращаются в так называемые склады на колесах. Я приведу некоторые статистические данные.

В январе из-за конвенционных запретов на отправку грузов в направлении портов потери российских компаний составили 766 млн руб. Причем грузоотправители и грузополучатели в первую очередь предъявляют претензии РЖД, обвиняя компанию в неэффективном управлении движением. Однако ОАО "РЖД" в целом справляется со своими задачами.

Эти вопросы мы обсуждали на совещании в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта. Проблема в том, что налицо неэффективное взаимодействие железной дороги и портов, что превратило введение конвенций в плохую традицию.

Составы стоят на подъездных путях, не разгружаются, инфраструктура портов не обеспечивает быстрой перевалки, есть случаи нанесения ущерба вагонному парку при операциях в порту. Все это порождает проблему "брошенных" поездов. В январе 2007 года из-за этих проблем, к примеру, компания ОАО "РЖД" недополучила 3,6 млрд руб. и не приняла заявки на перевозку 5,6 млн тонн грузов.

В феврале на Мурманском отделении Октябрьской железной дороги скопилось 1900 полувагонов с углем, ожидающих выгрузки в Мурманском морском торговом порту. На подходе к Мурманску в движении находятся еще 2000 вагонов. В порту обеспечивается выгрузка 300 вагонов в сутки при норме 450 вагонов.

На подходах к припортовым станциям черноморских торговых портов в ожидании выгрузки находятся 34 состава.

Подобные ситуации имеют место на подходах практически ко всем российским портам. В результате этого порт и примыкающие к нему железнодорожные станции превращаются в своеобразный склад на колесах, в котором трейдер имеет возможность выбора грузовой партии для отправки морем, а это ведет к дополнительным расходам со стороны железных дорог.

Причины, по которым порты не справляются с объемами работ, сводятся к следующим факторам: недостаточное количество груза на складе порта и в стоящих на подходах к порту вагонах для согласованной судовой партии по внешнеторговому контракту, колебание мировых цен на экспортные грузы, смена собственника при пересечении грузовой партии борта судна, недостаточное развитие инфраструктуры портов и припортовых станций, отсутствие взаимодействия между железнодорожниками, моряками, портовиками, стивидорами, отсутствие симметричной материальной ответственности участников внешнеторговых перевозок в смешанном сообщении за причиненный материальный ущерб своим партнерам по бизнесу. На последнем необходимо остановиться подробнее, поскольку достижение симметричной материальной ответственности при нынешних тарифных ставках за хранение груза на складе порта и в вагоне становится проблематичным.

При пересчете на одну тонну или вагон деньги, которые получают железнодорожники за хранение груза в вагоне как на складе на колесах, согласно существующим тарифам более чем в 30 раз ниже ставок порта. Имеет место тарифный дисбаланс в суммарной ставке на перевозку одной тонны любого груза по железной дороге и за операции, производимые в порту при передаче его на морской транспорт (стивидорные, сюрвейерские и другие услуги, а также другие сборы: маячный, лоцманский, буксировочный, канальный). Если сравнить железнодорожный тариф со ставками сборов за перевалку в портах, то получится, что при перевозке, например тех же металлов, последние составляют до 70% в зависимости от расстояния платы за перевозку по железной дороге.

Я считаю, что необходимо изменить порядок коммерческого взаимодействия железнодорожников с портами и другими субъектами транспортного рынка. Необходимо создать такие условия взаимодействия, которые поставят железнодорожников и их партнеров в равные рыночные условия, введя новые нормы оплаты за простой вагона перед припортовой станцией.

В этом аспекте в значительной степени проблемы железнодорожников могут быть решены за счет налаживания международного сотрудничества. Приведу такой пример: министерства транспорта Украины, России и Венгрии образовали трехстороннюю комиссию по проекту создания международного логистического центра на венгерской территории. Логистический центр планируется создать на базе терминала в городе Захонь (Венгрия) и провести к нему железнодорожную колею от Чопа шириной 1520 мм. Для нас имеет смысл принять участие в реализации этого проекта.

Также целесообразно провести переговоры с Украиной и Польшей о возможности создания аналогичного транспортного логистического центра на базе станции Славков в Польше. К преимуществам данного центра можно отнести наличие железнодорожной колеи 1520 мм и его расположение практически в центре Европы. Все это позволит улучшить использование инфраструктуры российских железных дорог и увеличить их пропускную способность, а также уменьшить зависимость грузоотправителей от работы портов.


www.gudok.ru

portnews.ru

21.02.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован