Федеральный барометр «Деловой России» оценил индекс предпринимательских настроений за 2015 года
ИНДЕКС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ И НАСТРОЕНИЙ
- В целом по всем предприятиям в 2015 году по отношению к 2014 году произошло значительное снижение индекса предпринимательских настроений и уверенности.
- ИПН в 2015 году снизился сильнее для средних и крупных компаний относительно малых,
-16 п.п. и -9 п.п. соответственно.
- Наибольшее падение индекса пришлось на сферу розничной торговли, значения ИПУ снизились ниже значений кризисного 2009 года. Снизившись на 6 и 8 п.п. для малых, крупных и средних предприятий относительно 2014 года, и на 3 и 1 п.п. относительно 2009 года.
- Для промышленных организаций наибольшее снижение наблюдается на малых предприятиях – 7 п.п.
- Строительный сектор показал значительное снижение в равной степени для малых и крупных компаний, ИПУ в 2015 году по сравнению с 2014 снизилось на 7 п.п.

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
- Экономические показатели по итогам 2015 года по отношению к 2014 году значительно снизились в целом по всем видам деятельности
- Снижение экономических показателей в промышленности особенно сильно заметно на малых предприятиях, при этом наибольшее падение пришлось на показатель «цены реализации». Снижение цен реализации по малым предприятиям промышленности в 2015 году составило 46 п.п., обновив минимальное значение 2009 года на 26 п.п.
- По промышленным предприятиям наибольшую динамику к снижению продемонстрировали следующие экономические показатели «финансовая обеспеченность», «общая экономическая ситуация», «заказы». Снизившись от 7 до 11 п.п. по средним и крупным, от 17 до 18 п.п. по малым
- По строительным компаниям практически все показатели снизились относительно 2014 года, наибольшее снижение приходится на «финансовую обеспеченность» - 14 п.п. по малым и 20 п.п. по средним и крупным.
- В сфере розничной торговли, негативная динамика экономических показателей указывает на сильное кризисное состояние, как малых, так и средних и крупных предприятий
- В розничной торговле наибольшее снижение произошло по показателям «объем продаж», «спрос», значения которых по итогам 2015 года опустились значительно ниже данных за 2009 год, от 18 до 24 п.
- Сильное снижение в торговле произошло и по показателям «общей экономической ситуации на предприятиях» и «обеспеченность финансовыми средствами», снижение от 9 до 12 п.п. При этом, показатели «цены реализации», «численность занятых» снизились менее остальных
- Динамика экономических показателей в сфере услуг напоминает ситуацию в сфере розничной торговли. Наиболее сильное снижение произошло по показателю «экономическая ситуация» - 14 п.п. Значительно упал объем оказанных услуг и заказов, показатели «цены реализации», «численность занятых» снизились менее остальных
ДИНАМИКА ФАКТОРОВ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- В 2015 году по отношению к 2014 году фактор «неопределенности экономической ситуации», увеличившись на 28 и 23 п.п. для средних/крупных и малых предприятий соответственно, занял лидирующее положение по уровню негативного воздействия на развитие предприятий.
- Существенно увеличилось негативное влияние на средние и крупные промышленные компании фактора «высокой налоговой нагрузки» и фактора «недостаточного объема спроса», 13 и 12 п.п. соответственно
- Значения негативного влияния фактора «высокая налоговая нагрузка», для промышленных предприятий, по итогам 2015 года превысило значение кризисного 2009 года на 12 п.п.
- Для малых промышленных предприятий стали еще более существенны такие негативные факторы ограничивающие развитие бизнеса, как «недостаток финансовых средств», «высокий процент коммерческого кредита», «недостаточный спрос»
- По строительным компаниям основные ограничивающие деятельность факторы показали динамику к увеличению, основной прирост пришелся на фактор «высокой стоимости материалов» - 10 п.п.
- По малым строительным компаниям увеличение фактора «неплатежеспособности заказчиков»,
а для средних и крупных компаний - «высокий процент кредита» составило 7 п.п.
- В строительстве фактор «недостатка финансовых средств» обновил максимальное значение 2009 года, на 26 п.п. по средним и крупным, на 22 п.п. по малым предприятиям
- В розничной торговле наибольшее увеличение показали такие ограничивающие факторы как: «недостаточный спрос», «недостаток финансовых средств», «высокий процент коммерческого кредита», 9-8, 3-5, 4-5 п.п. соответственно
- В сфере услуг значительный рост показали следующие ограничивающие деятельность факторы: «высокий процент коммерческого кредита», «недостаток помещений», «недостаточный спрос», 21, 7, 7 п.п. соответственно