23 июля 2007
1412

Инновации в энергосбережении

В Институте теплофизики Уральского отделения РАН под председательством академика Юрия Изюмова состоялось заседание Круглого стола, посвященного энергосберегающим технологиям. Участники заинтересованно обсуждали как специальные вопросы и перспективы конкретных энергосберегающих технологий, так и глобальные проблемы, высказывали альтернативные идеи.

Доклад кандидата технических наук Александра Липилина (Институт электрофизики УрО РАН) был посвящен твердооксидным топливным элементам (ТОТЭ) и научно-техническим проблемам водородной энергетики, в которой они могут эффективно использоваться. Во всех странах, проводящих энергосберегающую политику, имеются государственные программы по разработке ТОТЭ. Они привлекательны тем, что здесь происходит прямое преобразование химической энергии топлива в электрическую. КПД энергоустановок на ТОТЭ более чем в два раза выше, чем у тепловых электростанций. В Институте электрофизики разрабатываются многослойные электрохимические системы ТОТЭ с использованием нанопорошковых элементов.

Член-корреспондент РАН Виталий Щербинин совершил экскурс в историю создания отечественных магнитных снарядов-дефектоскопов для контроля состояния трубопроводов, которая началась в Институте физики металлов еще в конце 1960-х годов. Отечественный снаряд-дефектоскоп с системой намагничивания на постоянных магнитах оказался экономически более выгодным, чем зарубежные аналоги с электродинамической системой намагничивания. В 1989 году на базе ИФМ было создано ЗАО НПО "Спектр", которое объединило ученых и инженеров ─ создателей дефектоскопов. В последние годы на основе разработок ученых выпущен большой парк внутритрубного оборудования для разных диаметров трубопроводов. На научно-техническом совете ОАО "Газпром" отмечено, что достоверность результатов внутритрубной инспекции, выдаваемых отечественными снарядами-дефектоскопами ЗАО НПО "Спектр", составляет до 95%.

В докладе доктора технических наук Святослава Тимашева (НИЦ "Надежность и ресурс больших систем машин) рассматривалась комплексная проблема обеспечения целостности и безопасности трубопроводов. Одна из основных причин нарушения целостности трубы - дефекты стенки, которые возникают при ее изготовлении, монтаже и развиваются во времени. Во избежание аварийных ситуаций предлагается интеграционная методика оценки риска эксплуатации магистральных газо- и нефтепроводов, позволяющая управлять этим риском за счет мониторинга целостности трубы, оптимального выбора времени проведения ремонта, изменения режима перекачки и контроля скорости развития дефектов.

Кандидат технических наук Георгий Перельштейн (Институт теплофизики УрО РАН) представил разработанный в ИТ способ повышения надежности и экономичности работы разборных контактных соединений электротехнического оборудования, который позволяет в 10-15 раз уменьшить и стабилизировать на уровне первоначальной сборки величину переходного электрического сопротивления в этих устройствах, снизить потери электроэнергии и нагрев.

В докладе доктора физико-математических наук Павла Скрипова (ИТ УрО РАН) был представлен метод контроля летучих примесей в маслах турбоагрегатов. Это актуальная практическая проблема, поскольку повышение содержания влаги может привести к возгоранию.

Дискуссионную точку зрения на закономерности инновационных процессов в энергетике высказал кандидат физико-математических наук Борис Коробицын (Институт промышленной экологии УрО РАН). Рассмотрев различные по масштабу инновации (новое поколение компактных теплообменников, "озонобезопасные" хладагенты, атомная энергетика), он проанализировал механизмы и движущие силы, которые их инициировали. В первом случае - это экономические и технологические преимущества, во втором - законодательные ограничения на использование галогеноуглеродных хладагентов, в третьем - политическая воля и соответственно государственная поддержка инновации. По мнению докладчика, атомная энергетика, создание которой во всех странах финансировалось государством, так и не стала конкурентоспособной на энергетическом рынке. Нежизнеспособна без мощной государственной поддержки и технология создания автомобилей на водородном топливе - до тех пор, пока не будет решена проблема получения дешевого водорода. Самостоятельно могут существовать только инновации, естественно вытекающие из общего хода научно-технического прогресса. Причем появление успешной технологически обусловленной инновации связано не с каким-то одним изобретением, а с формированием своеобразного "инновационного кластера", включающего новые материалы, технологии их обработки, инфраструктуру, нормативно-правовое обеспечение.

Елена ПОНИЗОВКИНА.

ИА "Апельсин", 23.07.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован