27 января 2010
3453

Инновационная экономика России

( Комментарии на статью Е. Гайдара "Кризис и Россия" )
Выдержка из Послания Президента Федеральному собранию РФ -
Д.А. Медведев:
"....Я надеюсь, что благополучие России в относительно недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, от-крытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодёжь в духе интеллектуальной сво-боды и гражданской активности. В чём я вижу главные факторы такого развития? Отечественная экономика должна, наконец, переориентироваться именно на реаль-ные потребности людей, а они сегодня главным образом связаны с обеспечением безопасности, с улучшением здоровья, с доступом к энергии и с доступом к инфор-мации. Отсюда и наш выбор приоритетов модернизации экономики и технологиче-ского развития. Они являются ключевыми для выхода России на новый технологиче-ский уровень, для обеспечения лидерских позиций в мире. Это внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. ..." "...Привычка жить за счёт экспорта по-прежнему тормозит инновационное раз-витие. Российский бизнес до сих пор предпочитает торговать тем, что создано в дру-гих странах, а конкурентоспособность нашей продукции позорно низка....".


Е.Т. Гайдар в своей статье определил следующие приоритеты долгосрочной экономи-ческой политики России:
o предоставление большей экономической свободы российским компаниям;
o изменения социальной политики;
o создание конкурентоспособного инновационного сектора.
Важнейшей предпосылкой успеха политики стимулирования инновационного роста он считал совершенствование законодательного регулирования: налогового, бюджетного, па-тентного законодательства, регулирования внешнеэкономической деятельности, а также соз-дание инфраструктуры поддержки инноваций: бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, сти-мулирования банковского инвестиционного кредитования.
К сожалению, Егор Тимурович не расшифровал конкретные направления реализации инновационной политики. Указанные приоритеты неоднократно декларировались учеными-экономистами и государственными руководителями всех уровней исполнительной и законо-дательной власти с начала текущего десятилетия. За последние годы в нашей стране был осуществлен ряд мероприятий (внесены изменения в Налоговый кодекс РФ; принята четвер-тая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая отношения интеллектуальной собствен-ности; реализуются федеральные и региональные целевые программы поддержки иннова-ций). В Воронежской области создана определенная инфраструктура инновационной дея-тельности:
- по поручению губернатора Алексея Гордеева правительство расширило полномочия ГУ "Агентство по инновациям и развитию" с целью усиления инновационной политики Во-ронежской области, упорядочивания всех составляющих ее инновационной инфраструктуры и проведения регулярной работы по инновационному развитию региона;
- создан региональный венчурный фонд с участием федеральных средств, который должен отбирать инновационные проекты в регионе и осуществлять финансирование их вне-дрения;
- действуют областные целевые программы, технопарки и бизнес-инкубаторы;
- программа "Старт" по поддержке малых инновационных предприятий.
По поручению Совета федерации ученые ВГУ подготовили проект федерального зако-на об инновационной деятельности (руководитель проф. Зражевская Т.Д.).
Однако следует отметить, что до настоящего времени указанные мероприятия не при-вели к заметному росту инновационного сектора. По нашему мнению, данные мероприятия носят общий характер и, при безусловной необходимости, не являются достаточными для стимулирования инноваций.
Принципиальная особенность инновационного роста экономики заключается в невоз-можности его стимулирования при помощи традиционной фискальной и бюджетной полити-ки. Пример Юго-Восточной Азии, на который ссылается в упомянутой статье Е.Т. Гайдар, показывает, что государство не проводило активной политики поддержки инноваций; основ-ную роль сыграла удачная комбинация экономических и технологических факторов: общее развитие предпринимательства, минимальные социальные расходы государства (см. выше тезисы Е.Т.), дешевая рабочая сила и ненасыщенные внутренние рынки сбыта в качестве макроэкономических условий плюс заимствованные технологические достижения американ-ских и европейских компаний. Аналогичные факторы экономического роста действовали и в Китае с конца 1980-х гг. Азиатский инновационный рост произошел на базе относительно дешевых (по сумме инвестиций на вход в отрасль) коммерчески применимых технологий.
Перспективы инновационного роста в России определяются несколькими ключевыми факторами:
1) наличие рамочных условий: гарантии экономической свободы, политической ста-бильности, дешевые интеллектуальные и трудовые, но не сырьевые ресурсы;
2) наличие перспективных технологий, готовых к массовому коммерческому внедрению и имеющих ненасыщенный рынок сбыта.
Проведение государственной политики по первому фактору можно признать достаточ-но активным и адекватным. В отношении второго фактора возникают вопросы, способно ли государство в отсутствие активности частных инвесторов:
(а) отобрать перспективные технологии или способствовать их появлению;
(б) создать условия для массовой заинтересованности предпринимателей в применении данных технологий.
Ответ на данные вопросы, учитывая приведенные ниже аргументы, к сожалению, с вы-сокой вероятностью будет отрицательным.
Рассмотрим технологии, которые считаются перспективными для инновационного рос-та отечественной экономики (биомолекулярные, нанотехнологии, аэрокосмическую отрасль, технологии по энергоэффективности и др.). Для всех указанных технологий характерно:
o отсутствие ясных перспектив коммерческой реализации;
o необходимость масштабных капиталовложений;
o отсутствие либо насыщенность рынков сбыта предполагаемой продукции.
Проводимая государственная политика поддержки таких технологий ориентирована фактически на сверхдолгосрочный период (десятки лет), когда научные разработки приведут к созданию коммерчески внедряемых с разумными инвестиционными затратами продуктов и процессов. Попытка снизить риски частных инвесторов за счет государственной поддержки и частично выполнить их функции за счет бюджетных капиталовложений на текущий мо-мент не приносит существенных результатов именно из-за отсутствия коммерчески приме-нимых технологий либо рынков сбыта.
Выводы:
1) политика создания рамочных условий для инновационного роста, без сомнений, должна быть продолжена, поскольку она приносит ощутимую пользу и на уровне обычного (неинновационного) предпринимательства;
2) поддержка фундаментальной науки и инвестирование в потенциально перспективные технологии необходимо как задел будущего развития на горизонте 20-50 лет;
3) "немедленный" рост хотя бы в среднесрочном периоде (5-10 лет) за счет инноваций невозможен, однако по отдельным частным направлениям вполне вероятны значи-тельные успехи.
Рекомендации:
Долгосрочная перспектива:
1) поддержка фундаментального естественнонаучного образования, создание научных центров, обязательная оценка их эффективности (начиная от индекса цитируемости);
2) создание академического совета (РАН) по перспективным научным разработкам и учет его рекомендаций при формировании программ бюджетного финансирования;
3) сохранение существующих направлений благоприятствующей налоговой и бюджет-ной политики, курса на открытую экономику (включая снятие барьеров для россий-ского высокотехнологичного экспорта).
Среднесрочная перспектива:
1) внимание к малому инновационному предпринимательству. Именно такие предпри-ятия внедряют настоящие коммерчески применимые инновационные технологии, располагая минимальными финансовыми ресурсами. В качестве первоочередного ме-роприятия можно предложить учет и последующий систематический мониторинг та-ких предприятий, на базе которого в дальнейшем возможно:
o выявить настоящие проблемы малого инновационного предпринимательства;
o организовать обмен опытом и целевую информационную поддержку;
o определить направления инфраструктурной поддержки инноваций.
Т.е. провести работу по анкетированию и созданию реестра малых инновационных предпри-ятий. Существует база данных инновационных предприятий области, но она:
(1) непонятно как обновляется;
(2) содержит в основном крупные предприятия и некоторое количество "псевдоинновато-ров";
(3) недоступна заинтересованным пользователям (должна быть в открытом и бесплатном доступе для инвесторов).
29 января в Воронеже пройдет всероссийский форум "Стратегия 2020", на котором помимо прочих будет работать секция "Инновационная деятельность". Выступая в качестве эксперта по вопросам усиления инновационной составляющей в национальной экономике выделяю следующие вопросы для открытой дискуссии:
1. Какие отрасли региональной экономики можно выделить в качестве приоритетов модернизации и технологического развития России?
2. Инфраструктура инновационной деятельности в регионе.
3. Финансовое обеспечение инновационного развития.
4. Кадровое обеспечение инновационного рывка в экономике.
5. Имеются ли в регионе "якорные" предприятия, формирующие внут-ренний спрос на инновационные разработки?


Дмитрий Ендовицкий
www.iet.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован