В Ижевске состоялось большое и знаменательное для профессионального образования Удмуртии, Приволжского региона и Российской Федерации событие. 21-22 мая на базе автономного образовательного учреждения начального профессионального образования Удмуртской Республики "Профессиональное училище N 31" (директор А.В. Волохин), являющегося экспериментальной площадкой Учебного центра Федерального института развития образования (УЦ ФИРО) Министерства образования и науки РФ, состоялся первый межрегиональный проблемный семинар по теме "Инновационная модель автономного учреждения: опыт, проблемы, перспективы".
На наши вопросы отвечает Аркадий Викторович ВОЛОХИН, руководитель Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртской Республики, директор АОУ НПО УР "Профессиональное училище N 31".
- Аркадий Викторович, назовите организаторов и участников семинара.
- Учредителями (организаторами) проблемного семинара выступили: Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Федеральный институт развития образования (Учебный центр ФИРО), г. Москва, АОУ НПО УР "Профессиональное училище N 31", г. Ижевск, ДОАО "Спецгазавтотранс" ОАО "Газпром", г. Ижевск.
Ведущим докладчиком пленарного заседания и круглого стола был руководитель Учебного центра ФИРО Министерства образования и науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор Михаил Валентинович Никитин.
В семинаре участвовали руководители региональных и муниципальных органов управления образованием, директора образовательных учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, преподаватели ИПКиПРО УР, представители службы занятости, Общественной палаты Удмуртской Республики, представители работодателей (ТПП), СМИ, телевидения. В работе проблемного семинара приняли участие члены наблюдательных советов автономных учреждений.
С приветственным словом к гостям и участникам семинара обратился министр образования и науки Удмуртской Республики, доктор экономических наук, профессор Андрей Леонидович Кузнецов. Он отметил: "Тематика семинара созрела, можно сказать, даже перезрела. Будущее - за автономными учреждениями, другого пути у нас нет. Переходя на новую форму, мы сталкиваемся с определенными трудностями, и цель таких семинаров - не навязывать мнение, а использовать уже имеющийся опыт и обмениваться им".
- Почему первый межрегиональный проблемный семинар проходил в Удмуртии и именно на базе руководимого вами профессионального учебного заведения?
- Во-первых, в нашей республике принята и одобрена Президентом Удмуртской Республики А.А. Волковым утвержденная министром образования и науки Удмуртской Республики Концепция создания, развития и модернизации модели многоуровневой непрерывной системы профессионального образования для нефтяной и газовой промышленности Удмуртской Республики (автор А.В. Волохин. - Прим. авт.). Во-вторых, отвечая на этот вопрос, лучше, чем министр образования и науки Удмуртской Республики А.Л. Кузнецов, и не скажешь. В приветственном слове к гостям и участникам семинара он отметил: "Почему этот семинар проходит на базе профессионального училища N 31? Это объяснить очень легко: потому что здесь создан Ресурсный центр федерального значения, эта площадка заявилась достаточно громко и серьезно, это было услышано в Москве, и на сегодняшний день мы получили право провести первый межрегиональный семинар в России по вопросам автономных учреждений. Я хотел бы выразить слова благодарности в адрес организаторов нашего семинара. Это, конечно же, Михаил Валентинович, вам! Вы, несмотря на свою занятость, нашли возможность приехать к нам. И я очень надеюсь, что эта встреча будет плодотворной, интересной и не последней. Я рад тому, что на нашем семинаре присутствуют представители работодателей и общественных организаций, Общественной палаты. Это говорит о том, что вопрос, который обсуждается, не только наш с вами, это вопрос, выходящий за рамки одной отрасли, который нужно решать всем миром. И чем дружнее мы навалимся на решение этого вопроса, тем больше мы обречены на успех. Все вместе это позволит пройти нашему семинару полезно и эффективно. И, конечно же, хочу выразить слова благодарности организаторам и инициаторам семинара, всему коллективу ПУ-31.
Уже первое приближение к училищу показало, что здесь была проделана очень серьезная работа и по наведению благоустройства, и организационно, поэтому огромное вам спасибо. Всем желаю успеха, активной работы, интересных обсуждений. Надеюсь, что мы с вами продвинемся если не на шаг, то хоть на полшага вперед в этом процессе".
- Какие основные проблемы обсуждались в рамках работы семинара?
- Следует отметить, что в работе семинара приняли участие свыше 75 человек, в том числе представители шести субъектов Российской Федерации: Пермского края, Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Чувашии, Республики Башкортостан и г. Москвы.
В рамках межрегионального проблемного семинара были обсуждены следующие вопросы: нормативно-правовая база автономных учреждений; этапы перехода в статус автономного учреждения; автономное учреждение как механизм повышения качества, доступности и эффективности довузовского профессионального образования; критерии и показатели оценки учреждения профессионального образования (НПО, СПО) при решении вопроса о его переводе в статус автономного учреждения; структура управления и финансирования автономного учреждения на основе государственно-частного партнерства.
На пленарном заседании в дискуссии и за круглым столом выступили с докладами о становлении и совершенствовании работы автономных учреждений в условиях государственно-частного партнерства представители промышленности и бизнеса В.Б. Нельзин, заместитель генерального директора ДОАО "Спецгазавтотранс" ОАО "Газпром", О.И. Попов, генеральный директор нефтяной компании "Селена-Пермь", председатель Наблюдательного совета АОУ НПО УР ПУ-31, которые отметили плодотворное сотрудничество с АОУ НПО УР ПУ-31, представители советов директоров НПО С.И. Бобылев и СПО Г.А. Исаева, представитель Минимущества УР С.В. Ким. Председатель комиссии Общественной палаты Удмуртской Республики по вопросам образования, культуры, развития интеллектуального потенциала нации А.В. Еременко подчеркнула злободневность данных вопросов и роль Общественной палаты в становлении автономных учреждений Удмуртии. Представителем Татарстана А.И. Блощинским, кандидатом педагогических наук, директором Набережночелнинского экономико-строительного колледжа, высказана благодарность руководству Министерства образования и науки УР и руководству АОУ НПО УР "Профессиональное училище N 31" за своевременность и актуальность проведения данного семинара, одобрен опыт организации довузовского профессионального образования в Ресурсном центре подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности Удмуртии при АОУ НПО УР ПУ-31. Им было отмечено, что опыт формирования непрерывной многоуровневой довузовской подготовки в учреждениях НПО и СПО Ресурсного центра подготовки газовиков и нефтяников при АОУ НПО УР ПУ-31 следует внедрять в Татарстане и других регионах России.
Широко рассмотрены проблемы и механизмы формирования заказа на подготовку квалифицированных кадров с участием бизнес-сообщества (М.В. Никитин, руководитель УЦ ФИРО, д.п.н., профессор), вопросы формирования инновационной структуры управления автономного образовательного учреждения (Г.З. Файзуллина, зав. центром педагогического мастерства ИПКиПРО УР, к.п.н., доцент).
- Что планируется сделать по итогам работы семинара и как подводились его итоги?
- По результатам первого межрегионального проблемного семинара планируется выпустить сборник избранных статей под редакцией Федерального института развития образования (ФИРО) г. Москва Министерства образования и науки России и его экспериментальной площадки АОУ НПО УР ПУ-31 г. Ижевск.
Что касается подведения итогов, то по окончании первого межрегионального проблемного семинара руководящих работников общего, начального, среднего и высшего профессионального образования была принята соответствующая резолюция, а участникам семинара в торжественной обстановке руководителем Учебного центра Федерального института развития образования города Москвы, доктором педагогических наук, профессором М.В. Никитиным и представителями Министерства образования и науки Удмуртии были вручены сертификаты.
- В прошлом году в учреждения руководимого вами Ресурсного центра при АОУ НПО УР ПУ-31 был достаточно высокий конкурс приема. По каким профессиям и специальностям вы проводите набор в этом году?
- Мы проводим набор учащихся и студентов по профессиям чисто нефтяной и газовой направленности и прикладным этим отраслям. В училище на базе 9 классов мы обучаем по таким профессиям, как помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения, оператор по добыче нефти и газа, оператор товарный, лаборант химического анализа, автомеханик, на базе 11 классов - оператор по добыче нефти и газа, мастер отделочных строительных работ.
В нефтяном техникуме проводится набор на базе 9-х и 11-х классов по таким специальностям, как сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ, разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, бурение нефтяных и газовых скважин; техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, дизайн (в нефтяной и газовой промышленности), экономика и бухгалтерский учет (в нефтяной и газовой промышленности).
Помимо набора в учебные заведения, в структуре Ресурсного центра подготовки кадров для нефтяной и газовой промышленности мы совместно со школами г. Ижевска формируем несколько альтернативных классов профильной нефтегазовой направленности с обучением этих ребят на базе Ресурсного центра через систему элективных курсов.
Дмитрий ПИВОВАРОВ
02.10.2009
www.udmpravda.ru