11 февраля 2008
6139

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В конце XX столетия человеческое общество столкнулось с рядом проблем, вызванных развертыванием информационно-телекоммуникационной революции, быстрым распространением информационных технологий, глобализацией общественных процессов, а также международной конвергенцией и многопрофильной кооперацией. Происходит формирование новой глобальной информационно-коммуникационной среды жизни, образования, общения и производства, которая получила название "инфосфера".
Организационно-технологической основой информационного общества являются глобальные информационные сети, ядро которых составляет Интернет. Эти процессы происходят на фоне быстрой смены информационных потоков, постоянных изменений в сфере экономики и миграций населения. С другой стороны, изменения в экономике влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки специалистов.
На передний план выходят такие качества, как:
#167; умение быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях;
#167; хорошо ориентироваться в происходящих процессах;
#167; умение работать в сотрудничестве с другими людьми, относящимися к различным социально-культурным и профессиональным группам;
#167; умение общаться с людьми;
#167; умение критически мыслить и принимать самостоятельные решения и т. д .
Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования образовательной системы. Это отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, их доступе к мировым информационным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность студентов, обучение в сотрудничестве и т. д. Благодаря средствам новых информационных и коммуникационных технологий появилась новая технология обучения - дистанционное обучение. При дистанционном обучении студент и преподаватель пространственно отделены друг от друга, но при этом могут находиться в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного процесса, форм контроля, методов коммуникации посредством электронной почты и прочих технологий Интернета, а также специально предпринимаемых организационно-административных мероприятий.
Дистанционное обучение, основанное на использовании технологий Интернета, выполняет ряд новых функций и предполагает реализацию определенных принципов, среди которых большое значение имеет принцип распределенного сотрудничества, интеграции, вхождения в сетевое образовательное сообщество. Дистанционное обучение или его эффективные сочетания с элементами очного или заочного обучения, организованное на основе технологий Интернета, постепенно приобретает черты универсальной формы профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей.
Новый социальный заказ повлиял на необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного пожизненного образования, с помощью которой человек может иметь доступ к мировым ресурсам информации и базам данных, непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки и которая позволяет ему быть профессионально мобильным и творчески активным.
Начиная с 2001 г. Правительством Российской Федерации было принято несколько программ, призванных изменить коренным образом ситуацию с оснащением компьютерами и подключением учебных заведений к Интернету, сложившуюся в системе образования за последние 5-10 лет.
Существенное продвижение в развитии этих процессов в настоящее время обеспечивается приоритетным Национальным проектом "Образование". В рамках этого проекта планируется дальнейшее развитие информационных технологий и максимальное использования возможностей сети Интернет. По данным главы Мининформсвязи Л. Реймана в 2007 году в рамках национального проекта "Образование" около 53 тысяч российских школ получили широкополосный доступ к Интернет. "Более чем в 9 тысячах школ полностью отсутствовала телефонная связь, а в некоторых из них не было и электричества. Еще одна особенность проекта - подключение к сети Интернет почти 7,5 тысяч образовательных учреждений, находящихся в труднодоступных районах страны ".
Однако уровень использования ИКТ в образовании должен определяться не столько количеством поставленных в вуз компьютеров, принтеров и сканеров или доступом к Интернету, сколько качественными показателями включения этих средств в образовательный процесс, создания многофункциональных виртуальных учебных сообществ, эффективного использования возможностей новых технологий для дальнейшего проведения реформы образования. Дистанционное обучение, а особенно одна из его форм, в основу которой положены технологии Интернета, находится на стыке всех проблем современного образования. Будучи новой формой обучения, оно с максимальной эффективностью адаптирует под свои нужды все "новинки" сетевых технологий, из чего и складываются основные достоинства дистанционного обучения :
1. Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.
2. Доступность и открытость обучения - возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. Это делает процесс обучения более доступным и организационно намного проще, чем классическое обучение.
3. Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию - появляются новые возможности для выбора курса обучения. Можно выбрать несколько курсов из разных университетов и даже из разных стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Появляется возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей. Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. Создается возможность обучения инвалидов и людей с различными отклонениями.
4. Индивидуальность систем дистанционного обучения. Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Обучающийся изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования. Опыт показывает, что студент, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Дистанционное обучение делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.
Перечисленные достоинства показывают, что развитие дистанционного обучения требует использования новых инструментов и методов обучения, построения новых моделей обучения.
Вместе с тем, следует отметить и недостатки дистанционного обучения:
1. Отсутствие прямого очного общения между обучающимся и преподавателем.
2. Необходимость в персональном компьютере и доступе к Интернету, в постоянном доступе к источникам информации, т.е. нужна хорошая техническая оснащенность и готовность к использованию средств дистанционного обучения.
3. Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.
4. Одной из ключевых проблем Интернет-обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию, отчасти из-за того, что невозможно достоверно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей системы дистанционного обучения - тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего.
5. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для россиян является мощным побудительным стимулом.
6. Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание курсов дистанционного обучения и приобретение технико-технологического обеспечения.
7. Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов работы профессионалов.
Частичное преодоление указанных недостатков видится в сочетании экстернатной формы образования с дистанционными методами и технологиями, что позволит каждому обучающемуся установить контакты в диалоговом режиме с известными представителями научно-образовательного процесса, а также использовать электронные библиотеки престижных университетов. И все это не завершается вместе с окончанием их обучения в университете, но продолжается всю их жизнь, т.е. приращение знаний и приложение их на практике не прекращается.
Однако проведенные исследования показывают, что, несмотря на такую привлекательность дистанционного обучения, сторонников методик, применяемых в традиционной системе высшего образования, гораздо больше. Даже среди желающих обучаться по дистанционной модели большую часть составили те, кто предпочитает живое общение с преподавателем, традиционное посещение лекций, семинаров, консультаций (43%). Возможность получать задания и инструкции по их выполнению, а также консультации по электронной почте удовлетворяет только 8% сторонников дистанционной формы обучения. На подготовку к занятиям, используя электронные источники информации в виде электронных учебников, энциклопедий, специальных обучающих программ, ориентировано 13% опрошенных. Самой нежелательной формой обучения для сторонников дистанционной модели обучения является видеофильм или слайд-лекция. Подготовиться к занятиям с ее помощью хотело бы только 6% опрошенных по группе.
Это связано с тем, что очень часто возникают индивидуально-психологические проблемы, которые сам студент преодолеть не может, т.е. ему необходима дополнительная помощь, консультация. Кроме того, для дистанционного обучения необходима достаточно жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Данные указанного исследования свидетельствуют о том, что традиционная форма организации обучения, где в основе лежит живое интерактивное общение преподавателя и студента, пока доминирует в образовательных потребностях российских студентов. Дистанционная же модель в том виде, в котором она внедряется сегодня в регионах, остается не полностью востребованной.
Согласно результатам исследования, причины этого видятся в следующем:
#167; во-первых, уровень требований к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании значительно выше, чем реальные знания, навыки и умения студентов;
#167; во-вторых, такие ступени образования, как дошкольное и школьное, не предлагали альтернативу занятиям с педагогом и как следствие - для студентов характерны привыкание к классическим и сложность адаптации к современным методам обучения, поскольку последние рассчитаны, прежде всего, на самостоятельное овладение учебным материалом.
Поэтому дистанционная образовательная модель в данный момент в российских вузах еще не раскрыла заложенных в ней возможностей, полное использование которых, несомненно, способно существенно повысить эффективность обучения в высшей школе.
В заключение следует отметить, что, несмотря на то, что российским государством предпринимаются отдельные шаги в развитии инновационных дистанционных технологий в образовательном процессе, остается нерешенной главная проблема - отсутствие координации этого процесса со стороны государства, отсутствие централизованных проектов по разработке технологий и методик дистанционного обучения, обеспечение ими образовательных учреждений, обучение педагогов, и, наконец, продвижение в российском обществе информации о новом способе получения образования.

Павлютенкова М.Ю. - к. пол. н., доцент кафедры политологии и политического управления РАГС при Президенте РФ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован