12 июля 2007
1551

Интервью Директора ИАМ Елены Тюриной `Радио России`

Неслучайно слово "инфляция" женского рода. Эта дама весьма своенравная, капризная, а главное - многоликая. Например, пенсионеры и олигархи всегда её по-разному оценивают и воспринимают, не говоря уже о том, что официальные инфляционные показатели частенько расходятся с обывательскими впечатлениями от походов по магазинам и рынкам. Генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Борисовна Тюрина - желанная персона в студии.

- Статистика утверждает, что средний россиянин треть своих доходов тратит на покупку еды.

Тюрина: Думаю, что это адекватный показатель. Он может быть даже и большим. Всё зависит от уровня доходов потребителя. То есть, чем человек беднее, тем он большую долю своих доходов тратит на еду.

- Что происходит сейчас с ценами на российском продовольственном рынке?

Тюрина: Первое полугодие на рынке продовольствия в России было относительно стабильным. Резких скачков цен на продукты не отмечалось. Цены на мясную группу даже имели некоторую тенденцию к снижению. С чем это было связано? Прежде всего, с устойчивым производством мяса птицы. По итогам первого полугодия 2007 года он составил 25 процентов к уровню прошлого года. Во-вторых, росло производство свинины. Впервые за последние пять лет был отмечен рост производства, причем темпы роста производства свинины в 2007 году сопоставимы с темпами роста производства мяса птицы и составили порядка 25 процентов. Эти два момента являются положительными для российского рынка. Если оценивать рынок говядины, то на нём сохранялась старая тенденция к устойчивому снижению, которая отмечается на протяжении последних 5-7 лет.

Если рассмотреть ситуацию с импортом, то в связи с ростом производства свинины и мяса птицы зависимость этих рынков от импорта снижается. А в связи с тем, что снижается производство говядины увеличивается доля импортной продукции на рынке. В принципе стабильная ситуация на рынке продовольствия была связана с увеличением предложения российских свинины и птицы и в целом говядины.

- Но любой человек, который ходит на рынок и имеет глаза, который считает собственные деньги, не может не увидеть неких несуразностей. Например, цены на морковь и капусту летом рванули вверх, причем достаточно серьёзно. Или взять клубнику и черешню. В сезон эти ягоды продавались по 70-80 рублей за килограмм и выше. Но самое главное - цена держалась и не снижалась даже по мере увеличения предложения. Как это можно объяснить?

Тюрина: Розничный рынок так устроен, что цены сегодня на нём редко падают. Если цены на оптовом рынке снижаются, то просто увеличивается прибыль розницы. Подобная ситуация связана характерна для страны с рыночной экономикой и рыночными отношениями. То есть, просто увеличивается прибыль продавцов или розничных сетей.

- Это связано с жадностью розничных продавцов?

Тюрина: Кто же откажется от прибыли и будет снижать цену, если спрос адекватный и потребитель уже рад тому, что цены просто держатся на определённом уровне и не растут. Поэтому снижать цены никто, естественно, не будет.

Снижение цены возможно только в случае, когда отмечается резкое увеличение предложения продукта на рынке и резкое обострение конкуренции между производителями. Только в этом случае под влиянием самих производителей, их борьбы за рынок возможно некоторое снижение цены. Но здесь производителю необходимо контролировать цены розницы, работать с ней, а это сегодня могут делать только очень крупные производители. К ним можно отнести мясокомбинаты, колбасные производства, птицефабрики и в будущем - свинокомплексы.

Если говорить о высоком уровне цен на овощи, то все знают, что текущий год достаточно сложный в сельскохозяйственном отношении, засуха, некоторое опоздание по сбору урожая, в том числе и по овощам.

К настоящему моменту запасы прошлого года уже израсходованы, а поступлений новой продукции на рынок пока нет. Именно с этим отчасти связано то, что уровень цен на овощи и фрукты в сезон продолжает оставаться высоким. Словом, всё объясняется конъюнктурой рынка. Спрос есть, а предложение запаздывает. Соответственно, образуется некий дефицит, который восполняется повышением цены.

- Хорошо. Без черешни и клубники жить грустно, но можно. А вот без хлеба вообще прожить невозможно. Он, как известно, всему голова.




12.07.2007
"Радио России", программа "Персона грата":
http://www.apkmarket.ru/content.html?n=543&print=2
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован