13 августа 2001
3345

Интервью генерального директора ОАО `Мосэнерго` Александра Ремезова агентству ПРАЙМ-ТАСС

Справка ПРАЙМ-ТАСС: Александр Николаевич Ремезов родился 29 августа 1954 г. в Иваново. В 1976 г. окончил Ивановский энергетический институт по специальности инженер-теплоэнергетик. С 1976 по 1989 г. работал на Костромской ГРЭС. В 1989-1994 гг. - заместитель начальника Волжского территориального энергетического объединения "Волгаэнерго" Минтопэнерго РФ. В 1994 г. - вице-президент страховой акционерной компании "Энергогарант". В 1995-1996 гг. - генеральный директор АО "Пензаэнерго" (PNZE) РАО "ЕЭС России" (EESR). С 1997 по 1998 г. - генеральный директор представительства РАО "ЕЭС России" по управлению акционерными обществами Центральной части России "Центрэнерго". 1998-2000 гг. - заместитель председателя правления РАО "ЕЭС России". С мая 2000 г. - генеральный директор АО "Мосэнерго".

Вопрос: Александр Николаевич, исполнился ровно год Вашего пребывания на посту генерального директора ОАО "Мосэнерго". Что было самым важным за этот год для Вас как руководителя московской энергокомпании?

Ответ: Самым важным было то, что мы сумели стабилизировать финансовое состояние компании, организовать бюджетирование общества, организовать оплату текущего потребления долгов денежными средствами и уйти от взаимозачетов. Второе - мы сумели, несмотря на серьезные финансовые трудности, продолжить техническое перевооружение энергосистемы, обеспечивающее не только поддержание необходимого текущего технического состояния системы, но и определенную ее модернизацию. Оба этих направления тесно взаимосвязаны и одинаково важны: без денег невозможно качественно ремонтировать и обслуживать производство, но без производства нельзя зарабатывать деньги.
В настоящее время благодаря тому, что финансовое положение компании стало более прочным, акцент в нашей работе по дальнейшему повышению эффективности работы "Мосэнерго" сместился в сторону снижения собственных производственных издержек и продолжения работы с должниками с тем, чтобы получить с них оставшиеся долги в сумме 11 млрд рублей. Что касается снижения затрат, то руководство компании приняло много технических решений по системе учета, по нормированию потерь и затрат, оснащению линий электропередачи системами учета, датчиками объема потребления. Кроме того, при стабильном финансовом положении энергосистемы появляются возможности для увеличения объемов реконструкции, технического перевооружения, замены оборудования на более современное. Тем более, что большая часть оборудования объектов ОАО "Мосэнерго" уже подходит к своему критическому уровню работы: его износ сегодня достиг 52 процентов. Цифра серьезная, хотя это и меньше, чем в среднем по РАО "ЕЭС России".

Вопрос: На сколько вы планируете сократить задолженность своих должников и производственные затраты до конца этого года?

Ответ: В этом году мы хотим получить с должников в общей сложности 5,8 млрд руб долгов. В том числе, в первом полугодии удалось погасить долгов на 2,4 млрд рублей. Предварительный план по экономии средств за счет сокращения производственных издержек составлял 300 млн рублей. Позднее этот план был пересмотрен в сторону увеличения: до 1-1,5 млрд рублей в целом за год.

Вопрос: Считаете ли Вы меры, предпринимаемые "Мосэнерго" в отношении должников, жесткими или, наоборот, щадящими?

Ответ: Скорее, они жесткие. Но здесь очень важно реально понимать и оценивать ситуацию должника, потребителя. Если он может платить, но не хочет, тогда надо вести в его отношении жестко. Если же, у руководителя предприятия нет реальных возможностей по погашению долгов и своевременной оплате потребления, но при этом стремится сделать со своей стороны все возможное, то здесь нам надо находить взаимоприемлемый компромисс. Бессмысленно "бить дубиной" какого-то руководителя, грозить ему отключением, если у него нет денег. Хочешь - отключай, хочешь - не отключай, все равно он ничего не заплатит.

Вопрос: Я этот вопрос задал в связи с беспрецедентными, по мнению печатных СМИ, предупреждениями РАО "ЕЭС" о возможности полного отключения потребителей Калининградской области в случае невыполнения ими условий энергохолдинга по оплате текущего потребления и погашения накопленных долгов.

Ответ: Я абсолютно уверен, что руководство РАО "ЕЭС" и калининградская администрация найдут компромиссные варианты выхода из создавшегося положения. Угрозы РАО можно отнести в этом конкретном случае к мерам предварительного давления на должников перед началом отопительного сезона. В ограничениях есть ведь и обратная сторона медали: при этих мерах энергетики теряют рентабельность своего производства, неся практически те же самые затраты.

Вопрос: Возможно ли возникновение энергетического кризиса, подобного прошлогоднему в Приморье, в Москве и при каких условиях?

Ответ: Нет. Я полностью исключаю такую возможность применительно к Москве и Московской области. Моя уверенность базируется на следующих соображениях: прежде всего, уровень текущих платежей потребителей за электроэнергию и теплоэнергию в регионе достаточно стабильный. В течение этого года ежемесячный сбор платежей был не ниже 100 процентов и даже выше, поскольку потребители расплачивались по прежним долгам, причем все эти платежи поступали денежными средствами. Во-вторых, энергосистема технически готова к зиме: ремонтные работы идут четко по плану без отставания, теплосети подготовлены на 80 проц от нормы, но у нас впереди еще целый месяц Фактические запасы топлива уже сейчас соответствуют нормативу на 1 октября. И, наконец, компания заключила долгосрочные договоры на поставки топлива. В этом году нам удалось дополнительно к обычным мерам по подготовке к зиме приступить к формированию так называемого аварийного запаса оборудования на общую сумму 50 млн рублей.

Вопрос: На последнем собрании акционеров "Мосэнерго" один из аналитиков высказал мнение, что у компании имеются большие шансы стать в ближайшей перспективе "голубой фишкой" российского фондового рынка.

Ответ: Компания уже реально стала "голубой фишкой" - она включена в список котировок акций Morgan Stanly, наши АДР котируются на Нью-йоркской бирже. Не думаю, что может быть "обратный откат" из этого положения, если только энергосистема резко не ухудшит свои финансовые и производственные показатели, но до для этого надо очень постараться.

Вопрос: Уже две недели продолжается скандал, связанный с вашей возможной отставкой с поста гендиректора ОАО "Мосэнерго". Вы не первый и, очевидно, не последний в цепи генеральных директоров АО-энерго, которых меняет руководство РАО "ЕЭС России". Почему ранее смещенные руководители региональных энергосистем ушли тихо, без каких-либо попыток отстоять свое мнение и, может быть, достоинство. Почему коса нашла на камень именно в случае с Александром Ремезовым?

Ответ: Всегда очень сложно комментировать действия других людей, поэтому не берусь этого делать. Может быть, эти люди не так на виду, а может сказался авторитет руководства РАО "ЕЭС". Что касается меня, то еще раз подчеркну, что я не возражаю против права акционеров заменить руководителя, который не устраивает - это нормально. Я категорически возражаю против тех доводов, которые были приведены как основание для моего снятия с должности: грубые финансовые ошибки. Это абсолютно не соответствует действительности, и именно с этим мы сегодня спорим.

Вопрос: Незадолго до начала этого скандала на пресс-конференции один из журналистов просил Вас прокомментировать слухи о Вашей скорой отставке. Вы тогда ответили, что этот вопрос решает Анатолий Чубайс, но Вы встречаетесь с Анатолием Борисовичем регулярно, и никаких к Вам претензий нет. И буквально через несколько дней глава РАО "ЕЭС" заявил о Вашей отставке. С чем это связано? И второе - если к Вам накопились серьезные финансовые претензии со стороны руководства РАО, то почему Александра Ремезова не сняли раньше, а хотят это сделать именно сейчас?

Ответ: Приходится признать, что тот журналист был гораздо более осведомлен о действиях РАО, чем я. Второе, то, что касается причины увольнения - это лишь повод. Истинные причины снятия генерального директора "Мосэнерго" лежат в экономической плоскости и отражают стремление некоторых руководителей РАО "ЕЭС России" усилить свое влияние на финансовые потоки в московской энергосистеме.

Вопрос: Если судить по тому, как идет замена генеральных директоров в АО-Энерго, возникает ощущение того, что в преддверии энергетической реформы руководство РАО расставляет своих людей в региональных компаниях. Не приведет ли это к тому, что, как пишут некоторые СМИ, в результате вместо притока иностранных инвестиций, о которых говорит РАО, кто-то хорошо "погреет руки" на реформировании энергетики?

Ответ: Смена руководителей АО-энерго в преддверии реформы естественна: любому руководителю хочется иметь на важных должностях тех людей, которых лучше знаешь, которым больше доверяешь и которые тебе лояльны. Относительно "погреть руки". Не знаю, насколько это удастся, кому и в какой степени, но то, что процедура реструктуризации РАО "ЕЭС России" связана с процессом перераспределения собственности - это очевидно. То есть, тот, кто будет управлять этим процессом, безусловно, будет иметь приоритетное положение на рынке ценных бумаг, на рынке капитала.
Жизнь показывает, что государство пока находится в стороне от этого процесса и не самым лучшим образом распоряжается своей собственностью. Яркий пример - АО "Москвич", где контрольным акционером является правительство России. Кстати, контрольным акционером и РАО "ЕЭС России" тоже является государство. И если государство поддерживает позицию руководства РАО по "Мосэнерго", ну тогда надо собираться и уходить.

Вопрос: Вы так говорите, поскольку уже знаете, что руководство страны поддерживает РАО "ЕЭС" в конфликте вокруг Вашей отставки?

Ответ: Нет. Я просто участвую в процессе и вижу невмешательство государства.

Вопрос: Вы назвали причинами возникновения конфликта в "Мосэнерго" экономические соображения руководства РАО. Нет ли здесь и политической подоплеки? Ходя упорные слухи, что глава РАО "ЕЭС России" снимает гендиректора "Мосэнерго" по той причине, что он стал слишком близок к мэру Юрию Лужкову и отдалился от руководства энергохолдинга?

Ответ: Такое заключение, что, мол, Ремезов стал слишком близким Лужкову, - это слишком примитивное, упрощенное понимание ситуации. Абсолютно очевидно, что любой генеральный директор вынужден и обязан работать вместе с мэром, и чем плотнее, тем лучше экономический результат. Но о какой-то политической близости здесь речи не идет, да в ней нет и необходимости. Есть необходимость в совместной, конструктивной работе. На благо города - раз, на благо акционерного общества - два. Я думаю, что у нас этот процесс с московской мэрией складывается нормально.

Вопрос: В одно время газеты писали о том, что мэр Лужков жестко выступает против осуществления реформы энергетики "по Чубайсу". Может быть, Ваша возможная отставка связана с опасением руководства РАО, что вы поддерживаете эту точку зрения?

Ответ: Я не думаю, что здесь есть какая-то связь, потому что ни с Лужковым, ни с Чубайсом мы детально не обсуждали проблемы реформирования энергетики. Были предварительные разговоры, обсуждение общих направлений и принципов, но детально этот процесс я не обсуждал ни с одним, ни с другим руководителем. И, следовательно, не высказывал свою точку зрения. К тому же, я всегда полностью поддерживал и буду поддерживать необходимость реструктуризации энергетики РАО "ЕЭС России" в целом. Другое дело, что могут быть нюансы в отношении того каким путем реализовывать реформу.

Вопрос: Член правления РАО "ЕЭС" Андрей Трапезников заявил газете "Ведомости": то, что делает А. Ремезов, означает путь в никуда и ведет лишь к снижению стоимости акций "Мосэнерго". Как Вы можете прокомментировать его слова?

Ответ: Я не понял, что он имел в виду в моих действиях. Если вот то, что я каждый день хожу на работу и работаю здесь по 12-14 часов...

Вопрос: Скорее, он имел в виду Ваше сопротивление воли руководства РАО "ЕЭС".

Ответ: Тогда он не совсем он прав в том плане, что, по крайней мере, сегодня большинству участников конфликта понятно, что акт ревизионной комиссии, который был подготовлен РАО "ЕЭС России", абсолютно необоснованный, неподтвержденный фактами документ. А именно это мы и ставим своей задачей доказать. Если он имеет в виду процедуру проведения или не проведения собрания акционеров, то это уже другой вопрос и основные дискуссии по нему еще впереди.

Вопрос: Вы уже направили письма в ФСБ и Генпрокуратуру по поводу рассылки бюллетеней к внеочередному собранию акционеров, разосланных акционерам без ведома "Мосэнерго"?

Ответ: Да. Как выяснилось, РАО уже и не скрывает, что эти бюллетени рассылают они. Непонятно только зачем надо было это делать втихаря и два дня делать удивленные глаза и заявлять, что они ничего не знают по этому поводу. Думаю, правовые органы дадут оценку этой истории.

Вопрос: Как Вы оцениваете Ваши шансы на предстоящем внеочередном собрании акционеров?

Ответ: Здесь все просто и ясно. Есть контрольный пакет акций в размере 50,6 проц, принадлежащий РАО "ЕЭС России". Как он будет использован, таким и будет решение. Проголосует РАО всем пакетом за отставку, значит с 1 сентября я ухожу в отпуск, а потом - на другое место работы. Если собрание не состоится или случится что-то непредвиденное и проголосуют за меня, значит, останусь работать в "Мосэнерго".

Вопрос: Скажется ли смена власти в компании на ее финансовых показателях?

Ответ: Я не могу спрогнозировать насколько серьезное, но определенное влияние, в том числе на котировку акций, конечно, будет, потому что новой команде надо будет сформулировать свою позицию. Все это займет время, и будут потеряны определенные позиции компании.

Вопрос: В случае уходя с поста главы "Мосэнерго", Вы свою дальнейшую судьбу связываете с энергетикой или есть другие варианты трудоустройства?

Ответ: Поживем - увидим. Жизнь богаче, чем мы ожидаем.

http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован