06 марта 2003
2627

Интервью генерального директора ООО `ВНИИГАЗ` Рудольфа Тер-Саркисова агентству `ПРАЙМ-ТАСС`

Вопрос: Как вы оцениваете перспективы роста добычи газа независимыми производителями, насколько оправдан прогноз роста добычи газа независимыми производителями в среднесрочной перспективе до 118 млрд м3?

Ответ: Ряд независимых компаний и отдельные недропользователи в настоящее время имеют около 70 лицензий на газовые месторождения и залежи в Надым-Пур-Тазовском регионе /НПТР/.

Ресурсная база независимых производителей составляет по НПТР 6 трлн м3 газа. Прогнозные объемы добычи газа при разработке этих ресурсов оцениваются в 170-180 млрд куб м в год и, по перспективным планам независимых производителей, могут быть достигнуты уже к 2010 г.

Эксперты ВНИИГАЗ считают, что прогнозные уровни добычи независимых производителей требуют дополнительного обоснования, поскольку залицензированные ими сравнительно небольшие по запасам залежи рассредоточены на обширной территории НПТР и приурочены в значительной части к глубокозалегающим горизонтам, газ которых содержит ценные компоненты /этан, пропан-бутаны, конденсат/, характеризуются сложным геологическим строением и требуют доразведки.

В связи с этим, предлагаемые уровни добычи газа следует рассматривать лишь как потенциально возможные из-за: отсутствия единой политики независимых компаний и отдельных недропользователей по поставкам газа; отсутствия утвержденного Минэнерго РФ плана-графика по срокам ввода месторождений отдельных недропользователей в эксплуатацию и прогнозных уровней добычи газа, увязанных с добычей предприятиями ОАО "Газпром" в отдельных газоносных регионах; возникновения проблем транспортировки газа из НПТР, особенно в головной части газотранспортной системы /ГТС/; отсутствия анализа необходимых мощностей по переработке углеводородов для независимых производителей.

В целом развитие добычи газа независимыми производителями может способствовать укреплению потенциала топливно-энергетического комплекса /ТЭК/ страны.

Вопрос: Должны ли независимые производители получать в среднесрочной перспективе право доступа к экспортным газотранспортным сетям. Если да, то на каких условиях?

Ответ: С технологической точки зрения этот доступ возможен при наличии свободных газотранспортных мощностей. Сейчас большая часть российских экспортных потоков газа проходит через Украину, следовательно, запас пропускной способности должен быть как в российской, так и украинской газотранспортной системе.

Что касается транспортных возможностей сети ОАО "Газпром", то в настоящее время имеется некоторый запас производительности по экспортному ужгородскому коридору, но этот запас неизмеримо ниже потенциальных возможностей добычи газа независимыми поставщиками.

Следует иметь в виду, что сам "Газпром" намерен увеличить свой экспорт газа к 2010 г на несколько десятков млрд.куб м/год.

Таким образом, между ОАО "Газпром" и независимыми производителями складывается конкурентная ситуация, при которой, безусловно, потребуется как новое строительство, так и реконструкция объектов транспорта газа при соответствующем украинской сети.

Следует также иметь в виду, что емкость зарубежного рынка газа не бесконечна, причем зарубежные потребители ориентируются не только на российский газ, но и на газ других поставщиков /т.н. диверсификация поставок в интересах безопасности рынка/.

Кроме этого, существенной особенностью внешних поставок газа является формирование рыночной цены на газ. Неконтролируемый выход независимых на зарубежные рынки приведет к конкуренции российских производителей газа между собой. Это будет сопровождаться падением цены на газ и уменьшением прибылей российских компаний и уменьшением притока валюты в страну. Конечно, отдельные независимые компании получат выигрыш, однако в целом для государства это будет убыточно. Поэтому в интересах России выход на зарубежные рынки должен осуществляться только на основе единой политики. Кроме этого, независимые производители газа, как и другие отечественные компании, должны вносить вклад в газоснабжение России. Поэтому сугубо экспортная ориентация отдельных газодобытчиков не отвечает интересам страны.

И, наконец, следует подчеркнуть, что ОАО "Газпром", в соответствии с законом РФ "О газоснабжении", является ответственным за надежное и бесперебойное снабжение газом народного хозяйства страны и обеспечение его экспортных поставок, т.е. в конечном счете за энергетическую безопасность России. В настоящее время независимые производители газа таких обязанностей не несут, что также ослабляет их конкурентные позиции в притязаниях на экспортные поставки.

Вопрос: Насколько целесообразно ОАО "Газпром" привлекать независимых производителей к освоению новых крупных месторождений?

Ответ: Поддержание добычи в основном газодобывающем регионе /НПТР/ и освоение новых регионов страны /п-ов Ямал, Обско-Тазовские губы и др./ потребуют значительных инвестиций и, в условиях либерализации рынка, установления приемлемого уровня цен на природный газ. Значительные инвестиционные ресурсы необходимы также для модернизации и расширения существующей ЕСГ.

Координационные структуры Минэнерго РФ должны проводить комплексную экспертизу предложений независимых производителей и принимать сбалансированные решения по объемам добычи газа и по подключению к системе ЕСГ, с позиций социально - ответственного недропользования и обеспечения энергетической безопасности страны.

Приказом N357 от 15.10.2002 Минэнерго РФ утверждена Комиссия по координации деятельности независимых производителей и ОАО "Газпром".

30 января 2003 г в Минэнерго РФ состоялось первое заседание Комиссии по координации деятельности независимых производителей газа и ОАО "Газпром" по вопросам, отнесённым к компетенции Минэнерго России.

Принято решение создать при Департаменте газовой промышленности и газификации Минэнерго РФ рабочую группу из представителей независимых газодобывающих и нефтяных компаний и ОАО "Газпром" для принятия сбалансированных решений по объемам добычи газа и подключению независимых производителей к системе ЕСГ.

Комиссии по координации деятельности необходимо подготовить предложения по механизму федерально-правового регулирования принятия единых сбалансированных решений ОАО "Газпром" и независимых производителей по обеспечению надежного функционирования ТЭК России, предусматривающих: укрепление ресурсного потенциала топливно-энергетического комплекса страны; создание механизма, определяющего ответственность и обязательства по надежному газоснабжению, включая экспортные поставки; обобщение опыта разработки месторождений с позиций социально-ответственного недропользования; системный анализ объектов добычи углеводородов и их транспортировки, а также долевой вклад в развитие и реконструкцию объектов ЕСГ; контроль за выполнением лицензионных обязательств.

Вопрос: Должны ли участвовать независимые производители в финансировании строительства газопроводов? Должны ли быть частные газопроводы, которые не входят в Единую систему газоснабжения?

Ответ: Газотранспортная система ОАО "Газпром" в настоящее время характеризуется следующими показателями: протяженность магистральных газопроводов и отводов - 154,9 тыс.км /газопроводы диаметром 1020, 1220, 1420 мм составляют более 62%/; в эксплуатации находятся 254 КС, в состав которых входят 689 компрессорных цехов с 4-мя тысячами газоперекачивающих агрегатов /ГПА/.

Установленная мощность газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях 42,6 млн кВт; количество действующих подземных хранилищ газа - 22 ед. с объемом активного газа 61,7 млрд куб м; количество эксплуатируемых газораспределительных станций /ГРС/ - 3645 ед.

Система эксплуатируется уже более 40 лет, что не могло не привести к ее моральному и физическому старению.

К настоящему времени 14 проц газопроводов уже выработали свой срок амортизации /33 года/, 64 проц эксплуатируются от 10 до 32 лет, остальные 22 проц до 10 лет. Средний возраст газопроводов близок к 22 годам.

Протяженность газопроводов с пониженным разрешенным давлением - 24,6 тыс км /более 16% от общей протяженности газопроводов/. Выработали свой технический ресурс более 23 проц ГПА.

В сложившихся условиях важнейшими направлениями деятельности ОАО "Газпром" являются восстановление и поддержание технического состояния газотранспортной системы, предотвращение ее дальнейшей деградации, повышение технически возможной производительности газопроводов, надежности, промышленной и экологической безопасности объектов транспорта газа. В условиях дефицита капитальных вложений наиболее эффективным средством для достижения поставленных целей, является своевременная реконструкция и техническое перевооружение объектов транспорта газа.

В 2002 г загрузка газотранспортной системы НПТР составила 518 млрд куб м/год, что практически исчерпало ее технические возможности по приему и распределению газа от месторождений Западной Сибири. Прием дополнительных объемов газа требует развития и реконструкции газотранспортных мощностей, увеличивающих пропускную способность системы.

К 2007 г. в результате выполнения мероприятий по реконструкции и новому строительству ряда газотранспортных объектов технически возможная производительность ГТС должна возрасти до 555 млрд куб м/год. В период до 2013 г. её производительность возрастет до 578 млрд куб м/год при условии своевременного ввода недостающих компрессорных цехов по газопроводам Ямбург-Поволжье и СРТО-Урал, а также выполнения мероприятий по реконструкции, поддерживающей технически возможную производительность на достигнутом уровне.

Существующая газотранспортная система, даже с учетом ее реконструкции и намеченного нового строительства, не сможет транспортировать газ независимых производителей в полном объеме. Это обуславливает необходимость либо уменьшения перспективных уровней добычи газа ОАО "Газпром" и независимых производителей по Западной Сибири, либо увеличения технически возможной производительности газотранспортной системы с долевым инвестиционным участием независимых производителей.

В этих условиях вопрос "должны ли участвовать независимые производители в финансировании строительства газопроводов" имеет риторический характер. Безусловно должны. Вопрос только в формах кредитования развития ГТС.

Что касается вопроса должны ли быть частные газопроводы, которые не входят в "Единую систему газоснабжения", то здесь мы даем отрицательный ответ, частными могут быть только газопроводы, подключающие месторождения к ЕСГ.

Вопрос: Насколько экономически оправдано выделение транспортной компании из структуры ОАО "Газпром", которое лоббируется независимыми производителями?

Ответ: Единая газотранспортная система /ЕСГ/ является уникальным достижением развития топливно-энергетического комплекса России. ЕСГ - это единый производственный организм, все преимущества которого связаны с его неделимостью, обусловленной внутренними организационными и технологическими связями.

Малейшие сбои в согласованной работе газодобывающего и газотранспортного блоков ЕСГ и распределительных сетей приводят к резкому снижению эффективности и надежности газоснабжения.

В середине 90-х годов группа европейских специалистов под эгидой ЕБРР проводила оценку надежности ГТС "Газпром". Она пришла к выводу, что несмотря на физическое и моральное старение объектов, ГТС в целом именно за счет своих системных свойств остается надежной и устойчивой.

Поэтому мы категорически против выделения газотранспортной компании из структуры ОАО "Газпром", и соответственно против существования частных газопроводов.

Иногда сравнивают ситуацию в ОАО "Газпром" с положением в РАО ЕЭС, где рассматривается возможность разделения генерирующих мощностей и передающих электроэнергетических сетей. Особенность ЕСГ "Газпрома" в инерционности процессов транспортировки /электроэнергия подается мгновенно, газ движется со скоростью 10-15 м/сек/. Управление газотранспортной системы должно осуществляться из единого центра с учетом инерционности процессов, сезонной неравномерности транспорта газа требующих использования подземных хранилищ газа.

http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован