Такая великая страна с огромными возможностями как Россия не может позволить себе так долго заниматься тематикой приграничного сотрудничества без выхода "Закона о приграничном сотрудничестве". Россия - часть мировой экономики. И нам, наконец, пора определиться, что делать по всему периметру нашей 62-тысячекилометровой границы от Европы до Азии. И думать, что у нас одинаково будут развиваться отношения с Китаем и Финляндией, большое заблуждение, - считает торговый представитель России в Финляндии Валерий Шлямин - Мне кажется, что 2007 год - год, когда закон должен быть принят. Он позволит РФ дифференцированно подойти к собственной границе, как с Европой, так и с Азией, создать наилучшие стартовые условия для реализации потенциала приграничных территорий.
Удельный вес Российской Федерации во внешнеторговом обороте Финляндии сегодня составляет около 12 процентов. В начале 80-х годов доля Советского Союза доходила до 25 процентов, что очень беспокоило финнов. Последние несколько лет мы находимся на этапе подъема торгово-экономических отношений. И, тем не менее, проблемы существуют. Во многом они связаны с нашим экспортом. Более чем на 80 процентов он, к сожалению, сырьевой: нефть, газ, необработанная древесина и полуфабрикаты (пиломатериалы, целлюлоза, железорудные окатыши, электричество). Поставляем некоторые виды машин и оборудования. Но их удельный вес в структуре российского экспорта составляет только два процента.
- С такой структурой идти в будущее невозможно, - говорит Валерий Шлямин - Настанет время, когда цены на нефть упадут, и наши торговые отношения снова окажутся на спаде. Это мы уже проходили. Поэтому развитие России связано с новым видением внешней торговли.
Такое видение у нашего Торгового представительства в Финляндии есть. В частности, на хорошие перспективы в развитии кооперации сопредельных территорий. Они предусмотрены в новой концепции программы "ЕвроРоссия" на 2007-2013 годы, которая представлена на рассмотрение Минэкономразвития РФ. В Торгпредстве считают, если России и Финляндии - мировым лидерам в области арктического судостроения - не объединить усилия в проектировании и строительстве судов уже сейчас, то через пять лет лидирующие позиции этого сектора перейдут к Южной Корее и Китаю. Тем более, что более десятка лет в России не обновлялся ледокольный флот. Нужны стране и суда многоцелевого назначения, которые могут не только перевозить грузы, но и тушить пожары в северных морях и на внутренних водоемах РФ, собирать нефтеразливы.
Пока же в Торгпредстве надеются на то, что в новой стратегии внешнеэкономической деятельности России, разрабатываемой Минэкономразвития РФ, найдется место и Северной Европе. Однако, по мнению Валерия Шлямина, трудно разрабатывать стратегию внешнеэкономическую, не имея стратегии пространственного (территориального) развития страны. По его мнению, в противном случае это может привести к большим ошибкам.
14.07.2007
http://www.rusfintrade.ru/index.cfm?id=2395