15 ноября 2006
2284

Интервью Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра обороны Российской Федерации С.Б.Иванова греческой газете `Катимерини`

22.09.2006 года

- Сергей Борисович, прошло всего несколько дней с того момента, как начало действовать перемирие в Ливане. Какую практическую помощь Российская Федерация готова оказать Ливанской республике с целью восстановления разрушенной инфраструктуры?

Вполне очевидно, что единогласное принятие всеми 15 членами Совета Безопасности ООН резолюции 1701 позволило снизить накал напряженности на Ближнем Востоке.

Однако, несмотря на прекращение боевых действий, вооруженное противостояние между Израилем и "Хезбаллой" оставило за собой слишком широкий "шлейф" проблем гуманитарного и экономического характера.

Именно поэтому наряду с активизацией дипломатических усилий, направленных на скорейшее урегулирование ливанской проблемы, Россия готова и к оказанию экстренной практической помощи населению этой разрушенной войной страны.

Так, например, сейчас активно рассматривается возможность участия наших специалистов в восстановлении дорожной инфраструктуры Ливана.

Причем мы планируем, что инженерно-саперный батальон Минобороны России будет направлен туда не в рамках миротворческой операции ООН, а на основе двусторонней договоренности между российским и ливанским руководством.

- Считаете ли Вы обоснованными и беспристрастными опасения Америки относительно ядерной программы Тегерана или же Вы предчувствуете исход событий, схожий с развитием ситуации в Ираке, когда задним числом было обнаружено, что аргументы, приведшие к уничтожению целой страны, были несостоятельны?

После ответа Ирана на пакет предложений "шестерки" и доклада Гендиректора МАГАТЭ по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1696 ситуация вокруг иранской ядерной программы еще более обострилась.

Вместе с тем, несмотря на то, что Иран не выполнил главное требование резолюции - не приостановил деятельность, связанную с обогащением урана, никаких явных признаков наличия в этой стране военной ядерной программы не выявлено.

Поэтому при обсуждении в Совбезе ООН санкций в отношении Тегерана российская сторона будет настаивать на предоставлении конкретных неопровержимых доказательств, свидетельствующих о попытках Ирана создать ядерное оружие, а также фактов поддержки им международного терроризма.

Недопустимо повторение иракского сценария, когда санкции были введены в условиях отсутствия официально признанной доказательной базы.

Считаю, что иранскую ядерную проблему можно решить только политико-дипломатическим путем, в котором ведущую роль должно играть более тесное взаимодействие Тегерана и МАГАТЭ.

- Какое-то время назад американский Конгресс наложил эмбарго на компанию "Сухой", отреагировав на решении России поставить боевые самолеты на вооружение венесуэльских ВВС. Как Вы можете прокомментировать эти действия?

Во-первых, хочу особо отметить, что российские компании, осуществляющие военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами, в том числе "Рособоронэкспорт" и "Сухой", всегда действуют в строгом соответствии с нормами международного права и российского законодательства. Естественно, включая обязательства нашей страны в сфере нераспространения и экспортного контроля.

Во-вторых, проецирование норм внутреннего законодательства США на международную деятельность, тем более под надуманным предлогом, не может расцениваться иначе, как просто одно из средств в конкурентной борьбе за рынки сбыта военной продукции.

И в-третьих. Нравится это кому-то или нет, но свое военно-техническое сотрудничество с Венесуэлой, как, впрочем, и с другими нашими партнерами, Россия строила, строит и всегда будет строить, основываясь на международном праве и своих национальных интересах.

- Могут ли жесткие меры со стороны США привести Вас к пересмотру договора между Россией и Ираном в области военно-технического сотрудничества?

Давление со стороны третьих стран не может заставить Россию отказаться от своих международных обязательств в отношении тех или иных стран.

Так что, как Вы выразились, "жесткие меры со стороны США", продиктованные интересами этой страны, к пересмотру нашего договора о военно-техническом сотрудничестве с Ираном не приведут.

- В середине августа министры обороны стран ГУАМ приняли решение создать в Грузии воинские формирования по образцу НАТО. Как Вы расцениваете это решение?

Прежде всего хочу отметить, что по имеющейся у нас информации, в Тбилиси прошла встреча не министров обороны, как вы сказали, а экспертов военных ведомств Грузии, Украины и Азербайджана. Представители Молдавии участие в ней не принимали.

Вполне возможно, что наряду с прочим в ходе встречи обсуждался и вопрос о создании некоего совместного военного подразделения организации ГУАМ, скорее всего миротворческой направленности.

Кстати, по нашим данным, официальный Тбилиси в последние два года неоднократно выступал с подобной инициативой.

Вообще грузинские власти, причем не без поддержки ряда ведущих западных государств, всеми силами стремятся придать ГУАМ именно военно-политическую направленность.

Это во многом обусловлено тем, что в Тбилиси крайне заинтересованы в эвентуальном использовании военного потенциала организации в миротворческой деятельности, при этом его главной целью является замена российских контингентов в Абхазии и Южной Осетии.

Кроме того, наличие дополнительных сил на территории Грузии позволяет его руководству не отказывать себе в желании в любой момент "поиграть мускулами", как это было недавно сделано в Кодорском ущелье, а также дает возможность использовать их как дополнительные козыри в противостоянии с Сухуми и Цхинвали.

Естественно, что Россия, выступающая за урегулирование существующих конфликтов только политическими методами, найдет адекватные меры, чтобы не допустить развития ситуации по данному сценарию.

Еще один момент. Миротворческую структуру ГУАМ, естественно, будут планировать для использования не только в Абхазии и Южной Осетии, но и в Нагорном Карабахе и Приднестровье.

Уверен, что подобные "миротворческие услуги" со стороны заведомо ангажированного объединения не могут быть адекватно восприняты всеми сторонами процесса урегулирования.

Гораздо плодотворнее искать политические пути разрешения так называемых "замороженных конфликтов", развивая достигнутый позитив в форматах, которые давным-давно доказали свою эффективность.

- В июне прошлого года мы все стали свидетелями бурных протестов жителей Крыма против запланированных натовских учений Sea Breeze, которые, в конце концов, так и не состоялись. Если Украина и Грузия вступят в НАТО, не считаете ли Вы, что это обстоятельство может привести к изменению расклада геополитических сил в регионе?

Позиция России относительно расширения НАТО остается без изменений. По нашему мнению, этот процесс не отвечает ни на один из реальных вызовов, с которыми сталкиваются сейчас государства Европы, а уж тем более государства постсоветского пространства.

Нужно признать, что расширение альянса происходит в условиях отсутствия каких бы то ни было попыток адаптировать военно-политический союз к новым евроатлантическим реалиями.

Трансформация происходит в основном путем оптимизации структуры управления военной организации НАТО, укрепления военных бюджетов государств-участников, стандартизации вооруженных сил и вооружений, реконфигурации военных группировок.

При этом, конечно же, не остается без нашего внимания и высокая активность руководства некоторых государств из ближнего окружения России любой ценой стремящихся форсировать свое вступление в состав альянса.

Однако, как показывает, например, бурный протест жителей Крыма против проведения на их территории учений "Sea Breeze" с привлечением американских военнослужащих, народ зачастую не разделяет мнения "власть имущих" относительно своих натовских перспектив.

Подытоживая сказанное, хочу подчеркнуть, что Россия не выступает против эволюции НАТО, пусть даже и в некотором смысле путем механического расширения. Нам в целом понятна и политика "открытых дверей" для приема в альянс новых членов, так же, как не вызывает сомнения и суверенность права любого государства быть в составе той или иной международной организации.

Вместе с тем мы твердо настаиваем на том, чтобы при этом всегда учитывались законные интересы России.

- В октябре этого года в Греции будет проводиться выставка вооружений "Defendory", на которой у России будет самый большой стенд.

Каким Вам видится будущее двух стран в области военно-технического сотрудничества? Как Вы оцениваете российско-греческие отношения вообще?

Российская экспозиция действительно будет весьма представительной, как, впрочем, и всегда, на "Дефендори". Это региональная выставка, и российские оборонные предприятия стремятся показать свою продукцию всем потенциальным покупателям.

Помимо этого, не будем забывать, что выставка проходит именно на территории Греции, которая является нашим традиционным партнером в военно-технической сфере.

Применительно же к двусторонним отношениям могу сказать, что сейчас они действительно находятся на высоком уровне. Доказательством этого может служить и недавний официальный визит Президента России в вашу страну, и достаточно интенсивные контакты на межправительственном уровне.

Кроме того, и это очень важно, наши позиции по основным международным проблемам близки или совпадают, что создает объективные предпосылки для дальнейшего развития российско-греческого взаимодействия.

Что касается конкретного наполнения нашего сотрудничества, то здесь необходимо отметить несколько аспектов.

Прежде всего, это энергетика.

Россия в течение последнего десятилетия в рамках межправительственного соглашения поставляет в Грецию природный газ, обеспечивая тем самым ее бесперебойное снабжение энергоресурсами. Наши компании возвели и продолжают участвовать в строительстве ряда объектов энергетики на территории вашей страны. Большие перспективы сулит нам и реализация проекта нефтепровода Бургас-Александруполис, который даст возможность обеспечить более устойчивое снабжение мирового рынка углеводородами, снизит напряженность транспортных потоков в заливах Босфор и Дарданеллы и повысит экологическую безопасность региона.

Высоких показателей достиг и общий объем товарооборота между нашими странами. В прошлом году он составил более 2,1 млрд. долларов.

Однако думаю, что это далеко не предел.

Ибо существует реальная возможность увеличения этого показателя, и в первую очередь за счет поставок в Россию широко известных своим отменным качеством греческих товаров.

Конечно же, как Министр обороны не могу не упомянуть наше сотрудничество и в военно-технической сфере.

Как известно, Греция закупила в России зенитно-ракетные комплексы TOP-MI. На вооружении греческой армии находится и зенитно-ракетный комплекс С-300 ПМУ, который по своим тактико-техническим характеристикам намного превосходит мировые аналоги.


Совсем недавно наши специалисты закончили сопряжение этих двух комплексов и их интеграцию в единую систему противовоздушной обороны Греции.

Таким образом, сейчас ваша страна имеет, пожалуй, одну из самых современных систем ПВО в средиземноморском регионе.

Также Россия поставила в вашу страну три десантных корабля на воздушной подушке "Зубр" - весьма эффективное средство переброски техники и войск, особенно с учётом протяжённости береговой линии и наличия большого количества островов.

Российской стороной на одной из баз ВМФ Греции был возведен и комплекс базирования для этих кораблей.

Кроме того, греческие военные приобрели у нас уникальный противотанковый ракетный комплекс "Корнет-Э", возможности которого, можно сказать, просто восхищают специалистов.

При этом хочу выделить особо, что российская сторона не только занимается поставками оружия и военной техники, но и по традиции уделяет особое внимание их гарантийному и послепродажному обслуживанию.

Мы прекрасно понимаем, что мало продвинуть на тот или иной рынок нашу продукцию. Ключевым моментом для закрепления на нем является способность обеспечить бесперебойное обслуживание техники, что в конечном итоге определяет боеготовность и боеспособность вооруженных сил.

Именно с этой целью нами и была создана в Греции компания "Рособоронсервис-Хеллас".

Относительно перспектив нашего военно-технического сотрудничества могу заверить, что Россия готова обеспечить греческую армию самым современным вооружением и военной техникой.

С учетом среднесрочной программы ее развития и модернизации мы могли бы предложить, например, самолет четвертого поколения "Су-30", зенитно-ракетные комплексы средней дальности "Бук-М1 и М2", транспортные вертолеты Ми-17, а также амфибийные боевые машины пехоты БМП-ЗФ и бронетранспортеры БТР-80 и 90.

Все это надежная, современная техника, к тому же сравнительно недорогая, если сопоставлять с зарубежными аналогами.

Теперь дело за нашими греческими партнерами. У них есть возможность выбора.

- Сергей Борисович! В завершение нашей встречи позвольте выразить благодарность за то, что в своем напряженном рабочем графике Вы нашли время ответить на вопросы наших читателей.

Желаем Вам успехов в служебной деятельности и всего самого наилучшего!
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован