Существовало 2 вида страхований от огня – акционерное и взаимное (см. ОВС). В России с 1835 до 1870-х возникло свыше 10 крупных АСО. Цель АСО – чисто коммерческая: дать акционерам, учредившим такое предприятие, большой доход на их пак, вложенные в страховое дело. АСО мало или совсем не заботилось о развитии мер предосторожности от пожаров.
Те или другие улучшения противопожарной техники, расширение водоснабжения, образцовое оборудование пожарных команд, разработка вопросов по постройкам из огнеупорного материала – всё это, при обширности страхового поля, распространяющегося у АСО на Астрахский край, вызывало бы новые большие расходы, уменьшающие их предпринимательскую прибыль. АСО опасалось: проведение всех этих мероприятий в жизнь населения может истолковываться среди страхователей как средство, скорее ослабляющее острую нужду в страховании безопасных построек – это не в интересах АСО. Непомерное стремление АСО к личному обогащению своих акционеров за счёт страхователей долго держало страхование в тяжёлых условиях. Были годы, когда страховая премия увеличивалась и взималась АСО со своих страхователей по 10 коп. с каждого застрахованного рубля. Громадные барыши, получаемые акционерами от дела страхования, вызывали учреждение новых АСО. Неизбежно возникшая между ними конкуренция понизила страховые премии, Поскольку размер платёжей был высок и не посилен многим, среди самих страхователей родилась мысль объединиться между собой в особые ОВС «на началах круговой поруки всех своих членов» за пожарное несчастье каждого из них и тем избавиться от тяжёлых условий страхования акционерного. Учреждение в Астрахани ОВС, преследующего не предпринимательскую прибыль, а интересы самих страхователей, как равноправных между собой, нанесло большой удар АСО. очевидные преимущества ОВС перед АСО заставляли АСО понижать год за годом свои чрезвычайно высокие страховые премии. ОВС отвечало тем же, затем выступало с периодическими скидами со страховых премий вплоть до бесплатного страхования. Перед таким могучим орудием борьбы АСО, как живущее только прибылями – оказывалось бессильным. АСО, перестраховывая свои чрезвычайные риски за границей, уплачивая туда за это большую долю из ежегодной дани русских страхователей, производили тем самым отлив миллионных капиталов с русского денежного рынка на заграничный. АСО вправе по Уставу своему замедлить уплату пожарных убытков до 6 месяцев, а в судебных случаях задержать и того дольше. Это вынуждало страхователя на всевозможные уступки, в интересах акционеров. АСО решительно отказалось возмещать убытки от пожаров во время народных волнений. Ежегодные платёжи страховых платёжей в АСО пропадали у страхователей навсегда и безвозвратно. Все прибыли и остатки от расходов распределялись там между акционерами, а не страхователями. Избытки скопленного запасного капитала, находящегося всецело в распоряжении самих страхователей, не могли употребляться по воле и желанию тех же страхователей АСО на облегчение условий страхования, на улучшение людского общежития в отношении борьбы с пожаром, в виде расширения водоснабжения, ссуд на огнеупорные постройки. Электрическое освещение, сигнализацию, усиление пожарных обозов и команд, правильную постановку печного и трубочистного дела.
Все АСО в России за 70 лет своей деятельности сберегли к 1897 14 млн. руб.: огромная дань, собираемая ими со страхователей, ежегодно до 50 млн. руб., шла не на увеличение запасного капитала, а на погашение огромных расходов по управлению, на перестрахование за границу и в прибыли акционерам. Астраханское АСО устанавливало и повышало тарифы страховых премий без всякого согласия и участия страхователей, сообразно со своими большими расходами на ведение дела, желанием не облегчить страхование, а дать акционерам большой % прибыли. Всё достояние АСО, все их капиталы и ежегодные прибыли составляли собственность только акционеров. Большие капиталы, показываемые АСО в его отчётах, недоступных проверке и контролю самих страхователей, были единственным показным средством, привлекающим страхователей надеждой: эти капиталы обеспечивают ему уплату крупных пожарных убытков. Это показное средство в сущности не дало преимущества АСО перед ОВС: при состоянии построек в А. Чрезвычайные пожары – явление редкое, что могло случиться среди страхований АСО, нежели у ОВС, потому что АСО разбросаны по многим местностям всей России, тогда как каждое из взаимного ограничивалось только своим городом и носило риск только в границах своей местности. Если такой чрезвычайный пожар в какой-либо из многих местностях, охватывающих АСО, то АСО при таких условиях могло не возместить всех пожарных убытков: акционеры его ответственны перед страхователями только тем капиталом, какой имело АСО. АСО при такой несостоятельности не могло рассчитывать на государственную помощь.
Владимир Матвеевич Гусев
Источники: Исторический очерк и отчёт о деятельности Астраханского Общества Взаимного Страхователя от огня имущества за 25 лет его существования (с 7 февраля 1884г. по 1 января 1909) / Астрахань, 1909, СС. VII, 8-14.