07 сентября 2009
1974

Итоги форума `Банки России - ХХI век`

В преддверии создания в финансовой сфере мегарегулятора чиновники от банковского бизнеса засуетились. Сначала с банками велась индивидуальная работа по их "умиротворению". Теперь настала очередь озвучивания предложений, которые должны достичь слуха руководства страны. Площадкой явилась ежегодная сентябрьская тусовка банков в Сочи. ЦБ предложил программу реформирования старого банковского надзора.
Как не раз уже случалось, не разобравшись в существе дела, журналисты принялись ругать ЦБ за намерения ужесточить надзор. Однако за угрожающей риторикой старого регулятора видится использование прежних механизмов банковского надзора. В самом деле, ничего нового в перетягивании каната между регулятором и банками не было, нет, и вряд ли будет. Регулятор, как прежде, будет искать возможность поймать недобросовестных предпринимателей, а те будут стремиться "оптимизировать" свои отношения с ним. Запугивание банков ужасами создания мегарегулятора, что потребует увеличения трансакционных издержек, сопровождается туманными как бы намеками на обязательство следовать триаде подходов при выработке решений - консервативной оценке рисков, объективной отчетности и - самое важное, - взаимной ответственности. В России, впрочем, как и в ведущих развитых странах, эти подходы оказались на поверку весьма условными. Фактически, предлагается сохранить статус-кво в отношениях между регулятором и банками. Разве что с учетом текущих изменений: ростом числа иностранных участников и ужесточением международных стандартов корпоративного управления.
Другой подход представляется прямо-таки революционным. Для начала провозглашается курс на защиту банков от ...Закона. Старый надзор берется сохранить возможность для банков привлекать вклады, несмотря на понесенные из-за кризиса убытки и, добавим от себя, очевидное ухудшение показателей экономических нормативов. Банкам предлагают воспользоваться ситуацией и не приукрашивать отчетность. Это в определенном смысле является привлекательным, поскольку в посткризисный период начинать с "нарисованного" благополучия, вроде бы, труднее, чем с реальной базы. Вот только послабления для пассивных операций, пожалуй, будет маловато. У регулятора как-то само собой получилось не акцентировать внимание на том, что банки, вообще то говоря, являются кредитными организациями. А вот кредиты без соответствующих резервов и без уменьшения рисков в экономике, они выдавать вряд ли смогут больше, чем сегодня, то есть минимально. Кроме того, им ведь придется выплачивать огромные суммы заимствованных у бюджета на финансовую поддержку средств. Откуда же их взять, если не заниматься коммерческим кредитованием? Наваривать на девальвации?
В этих обстоятельствах, мягко говоря, несвоевременно выглядит инициатива старого регулятора по расширению надзора за счет оценки бизнес-планов банков. Дело в том, что нынешний регулятор не обладает, в отличие от бывшего Госбанка СССР, ни соответствующей инфраструктурой, ни специалистами, ни методиками для оценки бизнес-планов банков. Более того, и это является главным, нет никакого представления об актуальных направлениях становления новой экономики в России. ЦБ, как известно всем специалистам, фундаментальные исследования и сам не ведет и другим не дает. Нынешний регулятор не способен выполнять главную функцию любого, даже самого плохинького банка - определять вместе с заемщиком хозяйственное содержание инвестиционного процесса.
До того увлеклись под мудрым водительством Минфина технологией применения финансовых инструментов, что позабыли для чего это все делается. Сколько же можно взывать к ЦБ, что он является Банком, а не клиринговой палаткой. Нынешнее обсуждение проблем надзора в Сочи, похоже, способно лишь укрепить подозрения российского истэблишмента в неспособности регулятора брать на себя макроэкономические риски в банковской сфере. Но и топорный способ решения этой проблемы то же не поможет.
Выход, на самом деле, является очень простым и всем понятным. Власти обязаны добиваться того, чтобы каждое ведомство выполняло полагающиеся ему по закону обязанности, в полном объеме реализуя как возложенную на него ответственность, так и права. И тогда не надо будет плодить местечковых "мегарегуляторов", ответственность и права которых без всякого сомнения будут еще меньше, чем у материнских контор. Правительство должно помнить, что оно и есть тот самый мегарегулятор, которому не надо никаких "дочек", чтобы выполнить свой долг перед обществом - прекратить транжирить бюджетные средства под предлогом борьбы с кризисом, а направлять их на развитие новой экономики, для чего нужны в том числе специальные финансовые организации - банки и банковский надзор.


07.09.2009

kommentarii.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован