11 мая 2011
1402

Иван Бортник: Стратегии должны быть понятны населению

Иван Бортник: Не менее важная и понятная для населения цель инновационной стратегии - обеспечение личной и национальной безопасности


Интервью с председателем наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере
11:36 МСК
Председатель наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник рассказал ER.RU в среду, 11 мая, о стратегии инновационного развития России, о перспективах выхода отечественных компаний на глобальный рынок.

ER.RU: Иван Михайлович, какой Вам представляется стратегия инновационного развития России? На что она должна опираться?

- Ну, во-первых, я не стратег и моё представление о стратегии может сильно отличаться от того, что положено ожидать от стратегии. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы стратегия инновационного развития отвечала двум условиям - была направлена на удовлетворение наиболее актуальных потребностей населения России и чтобы была им понята и поддерживалась всем народом, а не узкой группой специалистов.

А что будет понятно населению? Да, например, если по средней продолжительности жизни россияне поднимутся на среднеевропейский уровень. И не потому, что им нужен какой-то абстрактный уровень, а потому, что жить они станут в среднем на десять лет дольше, что детская смертность упадёт, что население России начнёт прирастать. И если такая цель стратегии поставлена и для её достижения не только перераспределяются нефтегазовые доходы на закупку необходимой медицинской техники, а целенаправленно развиваются соответствующие направления отечественной науки, возрождаются и развиваются отечественные биологическая, фармацевтическая, медицинская промышленности, обеспечивается резкое улучшение качества медицинского обслуживания населения по всей стране, обеспечивается достойный уровень экономического благосостояния и пенсионного обеспечения, формируется вся необходимая для здорового образа жизни инфраструктура, то здесь будет такой простор для всех видов инноваций - технологических, организационных, маркетинговых и даже экологических и социологических, что инноваторам жизнь скучной не покажется. И здесь всем технологиям найдётся место - и биологическим, и информационным, и энергосберегающим, и машиностроительным, и сельскохозяйственным, и строительным, не говоря уже о нанотехнологиях.

Не менее важная и понятная для населения цель инновационной стратегии - обеспечение личной и национальной безопасности. Причём национальная безопасность понимаемая не в узком смысле сильной армии и полиции, но и в наличии мощной, современной и диверсифицированной экономики, позволяющих избежать техногенных, экологических, природных катастроф и их последствий национального масштаба.

В принципе наше государство движется по пути достижения таких целей. Но почему-то, когда речь заходит о целях инновационной стратегии, то часто цель сводится или к достижению достаточно абстрактных для населения задач типа выйти на такой-то уровень российских наукоёмких товаров на мировом рынке или задач типа выведения такой-то отрасли промышленности на лидирующие позиции в мире. Важные, конечно, задачи и способствующие серьёзному развитию этих и смежных с ними отраслей промышленности за счёт концентрации на них ограниченных, к сожалению, ресурсов государства. Но значительная часть населения, да ещё при отсутствии жёсткого противоборства двух политических и экономических систем, не воспринимает такие задачи достойными стратегии инновационного развития страны.

А опираться на что должна стратегия инновационного развития, вернее, её реализация? Да на то, что я уже сказал - на поддержку всего населения, мощные образование, науку (и фундаментальную и прикладную) и промышленность.

ER.RU: Какую роль призван сыграть малый и средний бизнес в инновационном развитии страны?

- Малый и средний бизнес могут и должны сыграть в инновационном развитии страны ту же роль, что они играют и во все мире. Ведь инновации - это вывод на рынок нового продукта или услуги. А малое предприятие чаще всего и образовывается именно для этого. Более того, современные тенденции развития промышленности показывают, что крупные компании все больше сосредотачиваются на снижении издержек серийного производства за счет оптимизации технологических и управленческих процессов. А разработку и вывод на рынок новых продуктов они или сами организовывают через малые компании или находят такие компании с нужным продуктом и покупают их. Малые же предприятия в большинстве случаев являются и поставщиками комплектующих для крупных компаний. А известно, что появлению до трети новых продуктов предприятие обязано своим контактам с поставщиками комплектующих изделий. Поэтому малые компании и во все мире рассматриваются, как основной источник и инновационных идей и инновационных продуктов. То же самое уже происходит и в России. Но не обязательно судьба малых компаний завершается их поглощением крупными. Конечно, им трудно привлекать капитал для своего самостоятельного развития, но если это удается, то компания развивается в среднюю и даже крупную. И здесь велика роль государства, насколько легкие оно создаст условия для привлечения инвестиций именно малыми компаниями.

ER.RU: Есть ли сейчас в стране компании, готовые в будущем стать глобальными гигантами, в том числе и в плане инноваций?

- Конечно, есть. А почему им, собственно, не быть? Проблема не в том, что у нас их нет, а в том, что их пока в России мало. И дело не только в труднодоступности и тяжёлых условиях предоставления капитала для развития для малых и даже средних компаний Масштабы спроса в России на продукцию высокотехнологичных компаний недостаточны для их роста в глобальных игроков. Ведь когда Вы задаёте этот вопрос, то под глобальными гигантами понимаете компании с объёмами продаж в десятки и даже сотни миллиардов долларов. В России даже компании по информационным технологиям, достигшие объёма продаж в сотни миллионов долларов уже испытывают ограничения по росту, вызванные ограниченностью внутреннего рынка. Пожелания таким компаниям быстрее и масштабнее завоёвывать внешние рынки, правильны, но не так легко и не так быстро реализуемы. Но процесс всё же идёт. Всё чаще появляются сообщения, если не о миллиардных (в долларах) пока объёмах продаж российских инновационных компаний, то о их капитализации уже в миллиарды долларов. Ещё пять лет назад это казалось вообще нереальным. Более того некоторые из таких компаний стали выходить на первичное размещение акций на технологичные западные биржевые площадки и тем самым привлекать необходимый капитал для своего развития. Начинается размещение компаний и на российской инновационной биржевой площадке в рамках ММВБ.


http://er.ru/text.shtml?20/2509,111110
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован