Великий русский писатель Иван Алексеевич Бунин родился 23 октября 1870 года (10 октября по старому стилю) в Воронеже. Старинная, хотя и обедневшая дворянская семья Буниных имела крепкие `литературные корни`: известный поэт ХIХ века В.А.Жуковский - один из предков Ивана Бунина.
Детство свое писатель провел на хуторе Бутырки, расположенном в Елецком уезде Орловской губернии, куда в 1874 году переехали Бунины. На этом хуторке, затерявшемся в просторах орловской земли, и формируется личность Ивана Алексеевича.
В оспоминания о детстве связаны у Бунина `с полем, с мужицкими избами` и их обитателями. Он ездил в ночное вместе с крестьянскими детьми и, подружившись с некоторыми из них, целыми днями пропадал в окрестных деревнях. Так он и его друзья, как вспоминал позднее Бунин в автобиографическом романе `Жизнь Арсеньева`, `сами того не сознавая, приобщались самой земли, всего того чувственного, вещественного, из чего создан мир`. И уже тогда, с той силой восприятия, которая свойственна только детству, он почувствовал главное - `божественное великолепие мира`, которое впоследствии и станет вместе с темой России, Родины главной темой его творчества.
Как вспоминал впоследствии сам Бунин, писателем он стал `рано и незаметно`. Но свою первую публикацию в петербургском журнале `Родина` запомнил на всю жизнь. Ему исполнилось тогда семнадцать лет: `Утро, когда я шел с этим номером с почты в Озерки, рвал по лесам росистые ландыши и поминутно перечитывал свое произведение, никогда не забуду`.
Осенью 1889 года Бунин становится газетчиком - начинает работать в газете `Орловский вестник`, нередко выступая в роли и главного редактора. Там же он печатает свои первые рассказы, стихи, литературно-критические статьи в разделе `Литература и печать`.
Тогда же Бунин узнал свою первую любовь. В редакции газеты он знакомится с корректором Варварой Владимировной Пащенко, дочерью елецкого врача. В 1891 году юные влюбленные поженились, но жить им пришлось невенчанными, поскольку отец и мать Варвары не хотели выдавать свою дочь за нищего поэта. Перипетии этой бунинской страстной любви впоследствии составят основу сюжета пятой книги его сочинений - `Жизни Арсеньева`, книги, которая часто издавалась отдельно под названием `Лика`...
Но газетная рутина не мешает писателю заниматься собственно литературным творчеством. Стихи и проза Бунина появляются уже и в столичных `толстых` журналах, среди которых `Вестник Европы`, `Мир Божий`, `Русское богатство`, и привлекают доброжелательное внимание литературной критики. А ее корифей Н.К.Михайловский, прочитав бунинский рассказ `Деревенский эскиз` (позднее озаглавленный `Танька`), написал, что из автора вполне определенно выйдет `большой писатель`.
И материальная стесненность, и газетная поденщина, и неурядицы в личной жизни (первая любовь писателя Варвара Пащенко оставляет поэта и выходит за его друга Арсения Бибикова) сыграли свою роль и в становлении личности писателя, и в формировании его литературного дара. Писатель становится внешне более замкнут, холоден, а кто-то даже говорит о его `высокомерии`, кичливости своим дворянством и прочем. Но все это не что иное, как своего рода броня, защита для человека искреннего, страстного, ранимого и очень нежного в своих чувствах и к любимому человеку, и к людям вообще, ко всему, что ему дорого. А газетная работа и личные невзгоды дали ему бесценный опыт, знание жизни, которые из книг не почерпнешь...
В 1895 году, после, как он выразился, `Бегства` любимой, Бунин оставляет Полтаву и едет в Петербург. Он открывает новую страницу в своей жизни, входит в столичную литературную среду. 21 ноября того же года он `дебютирует на столичной сцене`, и последнее почти буквально: он выступает в зале Кредитного общества Петербурга с чтением рассказа `На край света`. Чтение имело большой успех, литературный Петербург заговорил о новом русском писателе.
Конец 1890-х годов - особый период в жизни Бунина. Он много ездит по стране. Будучи в июне 1898 года в Одессе, Бунин знакомится с Анной Николаевной Цакни (1879 - 1963), с которой сочетался браком 23 сентября того же года. Но его семейная жизнь вновь не удается. (В марте 1900 года супруги разойдутся, а их сын Коля умрет в 1905 году). Писатель неоднократно бывает в Ялте, где знакомится с людьми, которые надолго становятся его друзьями: с Чеховым, Станиславским, Рахманиновым.
Примечательно, что особенно тесно Бунин сошелся именно с Чеховым, в семье которого он, по его выражению, стал `своим человеком`, а Чехов был с молодым собратом по перу `нежен, приветлив, заботился как старший`. Он же предсказывал, что из Бунина непременно выйдет `большой писатель`, отмечая, что в его рассказах `есть места просто на удивление`.
Впервые о Бунине широко заговорила критика России после того, как в начале 1901 года вышел сборник его стихов `Листопад`. Это было общее открытие Бунина-поэта. И отзывы были, как правило, самые положительные, по крайней мере, это касается отзывов тех людей, мнением которых писатель дорожил. Так, Куприн писал о `редкой художественной тонкости` в передаче поэтом настроения своего лирического героя. Блок, имея в виду `Листопад` и другие бунинские стихи, отводил писателю `одно из главных мест` в современной ему русской поэзии. И в те же годы состоялся успешный дебют Бунина-переводчика.
Вскоре пришло и официальное признание успехов писателя. 19 октября 1903 года за сборник `Листопад` и перевод `Песни о Гайавате` Лонгфелло Бунину была присуждена престижная Пушкинская премия Российской академии наук. А начиная с 1902 года стало выходить отдельными нумерованными томами собрание сочинений Бунина в издательстве Горького `Знание`.
4 ноября 1906 года в личной жизни Бунина произошло событие, оказавшее важное влияние на его творчество. Будучи в Москве, он знакомится с Верой Николаевной Муромцевой, племянницей того самого С.А.Муромцева, который был председателем Первой Государственной Думы. А в апреле 1907 года писатель и Муромцева вместе едут в свое `первое дальнее странствие`, посещая Египет, Сирию, Палестину. Это путешествие не только положило начало их совместной жизни, но и дало рождение целому циклу бунинских рассказов `Тень птицы` (1907 - 1911), в которых тот писал о `светоносных странах` Востока, их древней истории и удивительной культуре.
Цикл `Тень птицы` стал этапным в творчестве Бунина. Если, как он сам писал, раньше его трактовали только `как меланхолического лирика или певца дворянских усадеб, певца идиллий`, то теперь он находит новые, яркие краски, пишет новые сюжеты. Рецензент журнала `Вестник Европы` отмечал: `Его... слог беспримерен в нашей поэзии... Точность, красота языка доведены до предела. В отношении живописной точности г.Бунин не имеет соперников среди русских поэтов`.
Иными словами, теперь писатель не описывает, он - показывает. Или, говоря словами его друга живописца П.А.Нилуса, он привносит в свое творчество `принципы живописи`, становясь, таким образом, непревзойденным колористом в русской литературе, истинным мастером слова. И это тоже не остается без внимания со стороны ценителей его таланта: в 1909 году Российская академия наук присуждает ему вторую Пушкинскую премию за собственные стихи и за переводы Байрона и третью премию за поэтические работы. И в том же году Бунин избирается почетным академиком Российской академии наук.
Бунинский талант находится в непрерывном развитии. И ярким свидетельством этому послужила его известная повесть `Деревня`, вышедшая в свет в 1910 году. Она стала очередной и важнейшей вехой на бунинском творческом пути.
После этого `беспощадного`, по словам Бунина, произведения (которое сам автор называл также и романом) всем имеющим отношение к литературе людям стало ясно, что писать о `русском мужичке` в лубочном духе или в русле народнической идеализации того же мужика стало невозможно. `Мужицкое царство` стало другим, в нем вызревают новые, небывалые настроения. И первым заметил это и показал именно Бунин.
Всю свою жизнь Бунин шел своим собственным путем, `не выкидывал никаких знамен`, по его выражению, не провозглашал никаких лозунгов, не примыкал ни к каким группировкам, течениям и кружкам. Для этого он был слишком самодостаточен, индивидуален и неповторим. Как неповторимо и уникально его чувство Родины, чувство истории российской, чувство русского языка и красоты.
Поэтому после Октябрьского переворота 1917 года он не мог оставаться в советской России. Он неоднократно говорил Вере Николаевне, что не может жить в этом `новом мире`, ибо он как писатель и человек всецело принадлежит `старому миру` - миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга: поэзия только там, а в `новом мире` он ее не видит. И для Бунина и его жены начались долгие годы эмиграции. Сначала писатель жил в Париже, потом в маленьком городке южной Франции Грассе.
Художнику в эмиграции трудно - уходят язык, читатели, привычная среда, культура. Но Бунин много и активно работает, и, как это ни странно, именно в эмиграции он создает свои лучшие вещи `пронзительной лиричности` (слова самого писателя): `Митину любовь` (1924), `Солнечный удар` (1925), `Дело корнета Елагина` (1925) и, наконец, `Жизнь Арсеньева` (1927 - 1929, 1933). Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом. А по словам К.Г.Паустовского, `Жизнь Арсеньева` - это не только вершинное произведение русской литературы, но и `одно из замечательнейших явлений мировой литературы`.
В 1927 - 1930 годы Бунин пишет короткие рассказы - в страницу, полстраницы, а иногда в несколько строк. Эти его произведения вошли в книгу `Божье дерево`, книгу, которая стала еще одной, новой страницей в бунинском творчестве. Никогда раньше он не достигал такого красноречивого лаконизма, такой тонкости и глубины письма, такого совершенного, свободного владения словом. Это произведение по полному праву поставило писателя в один ряд с такими мастерами, как Пушкин, Толстой и Чехов.
В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия, которую, как считал сам писатель, он получил именно за `Жизнь Арсеньева`, свое лучшее произведение. Мировая слава обрушилась на него внезапно; неожиданно он ощутил себя международной знаменитостью. Когда Бунин приехал в Стокгольм, чтобы принять участие в церемонии получения Нобелевской премии, то там его уже ждали. Фотографии писателя были в каждой газете, в витринах книжных магазинов, он же, русский писатель Иван Бунин, смотрел на зрителей с экрана кинематографа. Даже случайные прохожие, завидев русского писателя, оглядывались на него, перешептывались. Несколько растерявшийся от этой суеты, Бунин ворчал: `Как знаменитого тенора встречают...`
Особенно радовались и за Бунина, и за Россию писатели-эмигранты. Борис Зайцев вспоминал о своем ликовании: `...Мы были какие-то последние люди там, эмигранты, и вдруг писателю-эмигранту присудили международную премию! Русскому писателю!.. И присудили не за какие-то там политические писания, а все-таки за художественное... Я в то время писал в газете `Возрождение`... Так мне экстренно поручили написать передовицу о получении Нобелевской премии. Это было очень поздно, я помню, что было десять вечера, когда мне это сообщили. Первый раз в жизни я поехал в типографию и ночью писал. Я помню, что я вышел в таком возбужденном состоянии (из типографии), вышел на рlасе d`Itаliе и там... обошел все бистро и в каждом бистро выпивал по рюмке коньяку за здоровье Ивана Бунина! Приехал домой в таком веселом настроении духа часа в три ночи, в четыре, может быть...`
А Бунин продолжает работать. Он пишет книгу `Темные аллеи`, книгу, которая, как заметил сам автор, `говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном...` Он писал: `Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни`.
Когда немцы оккупировали Францию, то Бунин ничего не печатал, хотя и крайне нуждался, фактически голодал. Сотрудничество с профашистской прессой он считал предательством по отношению к своей далекой Родине. И он искренне радовался победам советских и союзных войск.
В 1945 году Бунин вновь возвращается в Париж. Там он пишет книгу воспоминаний и работает над книгой `О Чехове`. Но закончить ее он уже не успел...
В ночь на 8 ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин умер на руках своей жены. Его похоронили на `русском кладбище` Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. В цинковом гробу, который обычно выбирали тогда, когда надеялись, что придет время, и прах будет однажды предан родной земле, которую покойный любил, на которую так хотел вернуться.
Но Бунин вернулся на Родину в своих творениях. Его читают, помнят, любят. Здесь он живет в сердцах своих читателей.
Игорь ЯНИН.
http://nvolgatrade.ru/