19 апреля 2005
5883

Иван Иванюк: `монетизация` льгот - военный аспект

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. No 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", безусловно, является одним из самых значимых за последнее время по масштабам решаемых задач и социально-экономическим последствиям.
В его рамках были перераспределены расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с полномочиями органов власти, введен новый механизм финансового обеспечения социальной поддержки инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, предусматривающий передачу финансового обеспечения социальной поддержки этих категорий населения с регионального на федеральный уровень с правом выбора граждан между пакетом льгот и заменяющей его компенсацией. Наконец, был осуществлен перевод натуральных льгот, финансовое обеспечение которых передается на федеральный бюджет, в денежную форму, что и определяет восприятие закона No 122-ФЗ гражданами страны как закона о "монетизации" льгот.
С учетом того, что были внесены изменения в более чем 150 действующих законов, а десятки неисполняемых или устаревших законодательных актов были отменены, предстоял огромный работ подготовительной работы, который до вступления подавляющего большинства статей закона (1 января 2005 года) так и не был выполнен. Проблемы возникли и из-за того, что до утверждения закона не были достаточно полно и объективно проработаны финансово-экономические обоснования по переводу отдельных льгот в денежную форму. Эти проблемы наглядно видны на примере замены отдельных льгот денежными выплатами для военнослужащих, лиц, уволенных в запас и отставку, членов их семей.
В рамках реализации закона в отношении этих категорий граждан Правительство Российской Федерации должно было принять 17 постановлений. Значительная часть из них увидела свет в последних числах декабря прошлого года, когда уже Министерство обороны Российской Федерации было не в состоянии физически издать для реализации этих постановлений соответствующие приказы. А проекты трех постановлений на межведомственном уровне не смогли согласовать до середины апреля 2005 года.
В частности, не были вовремя приняты постановления Правительства Российской Федерации о льготах в жилищно-коммунальной сфере членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. Не были урегулированы вопросы оказания юридической помощи и возмещения расходов по уплате государственной пошлины за подачу жалобы в суд военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. Организационные издержки продолжились на этапах доведения нормативных правовых документов до органов военного управления, воинских частей, учреждений и организаций, разъяснительной работы в воинских коллективах.
Следующий блок проблем связан с увеличением объемов расходных обязательств федерального бюджета при переводе в денежную форму так называемых "спящих мандатов". К ним относятся, к примеру, льготы по транспортному, медицинскому, социальному обслуживанию военнослужащих и членов их семей. Так, Федеральным законом "О статусе военнослужащих" декларировано право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования) на обеспечение раз в год санаторно-курортным лечением, вместе с тем мощности военных здравниц лишь 7 % нуждающихся в таком лечении. Для реализации зафиксированных в законе льгот по медицинскому обслуживанию на протяжении всего времени его действия не хватало возможностей военных госпиталей и поликлиник. Предложение правительства перевести эти льготы в денежную форму не нашло поддержки у депутатов Государственной Думы.
А вот "транспортный узел" было решено развязать. Система общественного транспорта в последнее время стала приходить в упадок, в том числе по причине того, что десятки категорий льготников пользовались его услугами бесплатно, а транспортные предприятия не получали адекватной компенсации своих затрат из федерального бюджета. С принятием первой редакции Федерального закона "О статусе военнослужащих" в 1993 году военнослужащие получили право на бесплатный проезд во всех видах городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), при этом на протяжении более чем десяти лет так и не был урегулирован вопрос межведомственных расчетов в связи с этой льготой.
По предварительной оценке, сделанной Минфином России при подготовке законопроекта с опорой на отчеты консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, расходы на возмещение льгот по проезду на общественном транспорте военнослужащих и федеральных государственных служащих, учтенные при разграничении доходов, в 2003 году составили 3,1 млрд. рублей, а при переводе их в денежную форму объем их финансирования оценивался расчетно в 9,5 млрд. рублей. Дополнительные средства предстояло изыскать за счет оптимизации расходов федерального бюджета. Но эти и другие расчеты оказались, увы, слишком приблизительными.
Взамен права военнослужащих, проходящих службу по контракту, на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 ноября 2004 года No 391 было повышено денежное довольствие указанным лицам путем увеличения размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 70 до 120 процентов должностного оклада.
Первоначально принятая мера не обеспечила полноту компенсации расходов на проезд отдельных категорий военнослужащих, особенно, проходящих военную службу в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в ряде случаях привела к снижению их жизненного уровня.
В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2005 года было принято решение об увеличении указанной надбавки в этих районах до 200 процентов (для генералов - до 130%, для младших и старших офицеров - до 160%, для остальных военнослужащих - до 200% оклада по должности).
Добавим, что усредненный подход к реализации компенсационных выплат вызвал недовольство той части военнослужащих, которая оказалась экономически ущемленной. В отличие от гражданских льготников, для военнослужащих не был предусмотрен механизм нивелирования имеющихся различий путем предоставления права выбора между денежной компенсацией и льготным проездным билетом. Не был урегулирован также вопрос оплаты проезда в связи со служебной необходимостью. Для военнослужащих, проходящих службу в крупных городах, часто бывающих в местных командировках, занимающихся контрольной и инспекторской работой и т.п., этот вопрос имеет большое значение.
Следует отметить, что введенная с 1 марта с.г. надбавка для военных пенсионеров в размере 240 рублей не перекрывает в полной мере транспортные расходы. Кроме того, мы отмечаем снижение реального уровня пенсий указанных лиц, связанное с инфляцией, которая имела место в последние годы, в то время как военные пенсии не индексировались с 2003 года.
При этом рост цен и тарифов, особенно на жилищно-коммунальные услуги, за это время был настолько велик, что в отдельных регионах военным пенсионерам приходится более 50 процентов пенсии тратить на эти цели. При этом если первый этап монетизации (хотя она так и не называлась) в 2002 году имел в основе строгий математический расчет, не дающий повода усомниться в адекватности денежной компенсации отмененным льготам в натуральном виде, то реализация Федерального закона No 122-ФЗ пошла совершенно по иной схеме.
Проиллюстрируем сказанное. На момент отмены льготы по 50-процентной оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства с 1 июля 2002 года их средняя ежемесячная стоимость составляла 714,2 рубля, а в 2003 году - 919,2 рубля. Средние ежемесячные вычеты за уплату подоходного налога (13%) в 2002 году для среднестатистического военнослужащего составляли 728,4 рубля, а в 2003 году - 826,7 рубля. В целом, после 1 июля 2002 года из денежного довольствия среднестатистического военнослужащего, которое он мог бы получать ежемесячно, в 2002 году изымалось 1442,6 рубля (25,7%), а в следующем году - 1745,9 рубля (27,5%).
После 1 июля 2002 года среднестатистическое денежное довольствие военнослужащих в оставшиеся месяцы 2002 года в среднем возросло на 2213,8 рубля, а в 2003 году - на 2989,9 руб. (с учетом инфляции в 2002-2003 годах - 2669,6 рубля). С учетом вычетов в связи с отменой основных социальных льгот военнослужащим после 1 июля 2002 года прирост к ежемесячному денежному довольствию среднестатистического военнослужащего в 2002 году составил 771,2 рубля, а в 2003 году - 1110,8 рубля. Указанные суммы соответствуют размерам надбавок военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет, так называемой "пенсионной надбавки", которая была отменена после 1 июля 2002 года.
При реализации федерального закона No 122-ФЗ увеличение надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы явилось фактически единственной мерой, компенсирующей финансовые потери военнослужащих от отмены права на льготы, спектр которых при всем при том оказался достаточно широким. Кадровые военнослужащие, в отличие от военных пенсионеров, к примеру, с 1 января с.г. лишены льготы по уплате земельного налога (льгота по уплате налога на имущество физических лиц, предусмотренная не только законом "О статусе военнослужащих", но и Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. No 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (п.1 ст.4), сохранена).
Не предусмотрена никакая компенсация военнослужащим (военным пенсионерам) потерь, связанных с отменой гарантий на получение доли государственной собственности в процессе ее приватизации, права на бесплатное предоставление в собственность (по месту службы или выбранному месту жительства) земельных участков и др. В процессе углубления рыночных преобразований это может привести к снижению уровня социальной защищенности военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
При этом ни законодатель, ни правительство в своих постановлениях не увязало увеличение надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с отменой права на бесплатный проезд или, скажем, с отменой льготного налогообложения земельных участков. В результате в армейских кругах это было воспринято как очередное повышение денежного довольствия. Последуют ли за этим обращения в судебные инстанции, трудно сказать, как и оценить, какой будет судебная практика, скажем, в случае роста налогов на землю (пока они невелики и оставляют даже в престижной Московской области всего несколько сотен рублей в год). Но прецеденты массовых обращений в суды имеются, и, к сожалению, в ходе принятия и реализации Федерального закона No 122-ФЗ так и не была решена самая острая на сегодняшний день проблема.
Законом были внесены изменения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" с целью ограничения контингента военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, имеющих право на получение продовольственного пайка, а также изменения в части выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка. Так, пунктом 1 статьи 14 действующей редакции Федерального закона "О статусе военнослужащих" было установлено, что выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) производится в размере его стоимости. В то же время в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете в 2001-2004 годы были установлены ограничения по размеру выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка - 20 рублей в сутки.
Эта сумма была закреплена и на 2005 год постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года No 906, принятым в рамках реализации Федерального закона No 122-ФЗ, что привело к определенным ущемлением социальных прав военнослужащих (кроме отдельных их категорий), поскольку расчетная стоимость общевойскового пайка в настоящее время составляет 56,0 рублей в сутки.
На совещании у заместителя председателя Правительства Российской Федерации (протокол от 9 декабря No АЖ-П4-36пр) Минобороны России и Минфину России поручено до 1 апреля 2005 года подготовить предложения об увеличении размера выплаты военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов в период прохождения военной службы (службы), начиная с 2006 года, компенсации взамен продовольственного пайка в увязке с изменением законодательства, определяющего расчет пенсий указанным категориям лиц.
Такой законопроект в настоящее время подготовлен и внесен в Государственную Думу. В нем предлагается установить, что в расчет пенсии включается не "месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим", а "денежная компенсация взамен продовольственного пайка (питания), выплачиваемая военнослужащим".
Между тем, применявшаяся в 2001-2004 годах практика приостановления федеральными законами о федеральном бюджете действия отдельных статей и положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющих права военнослужащих на различные виды обеспечения, не предусматривала какого-либо компенсаторного механизма. Это вызвало многочисленные обращения военнослужащих и военных пенсионеров в различные судебные инстанции, вплоть до Конституционного Суда Российской Федерации. И если кадровому офицеру С.А. Микляеву Конституционный Суд своим определением от 30 сентября 2004 года No 353-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы на том основании, что его право на продовольственное обеспечение не ущемлено, поскольку он имел возможность получать продовольственный паек пищевыми продуктами, то с военными пенсионерами ситуация выглядит по-иному.
14 декабря 2004 года в своем определении No 429-О по запросу Калининградской областной Думы и жалобам граждан Р.А. Степанова и М.Е. Тюльпина Конституционный Суд РФ указал, что приостановление действия федеральными законами о федеральном бюджете отдельных положений действующего законодательства "не предполагает отказ государства от взятых на себя обязательств по продовольственному обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру пенсий военным пенсионерам на основании действующего пенсионного законодательства в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка".
Военные пенсионеры отстаивали свои права и до решения Конституционного Суда. Только в 2003 году в ряде регионов России (Псковская, Магаданская, Сахалинская, Ростовская, Оренбургская, Ивановская, Липецкая, Саратовская области) судами было вынесено более 20 тыс. решений в их пользу. И эта проблема по-прежнему остается неурегулированной.
Проблему монетизации льгот нельзя рассматривать в отрыве от общего уровня оплаты воинского труда. Так случилось, что в это же время решались вопросы повышения денежного довольствия военнослужащих центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации в рамках проводимой административной реформы. В результате принятых решений возник серьезный дисбаланс в уровне доходов тех, кто служит в центральном аппарате, и военнослужащих войскового звена.
Даже с учетом мер, принятых Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. No 177, по значительному увеличению с 1 марта 2005 года оплаты воинского труда в войсках и на флотах сложившаяся ситуация, при которой прапорщик, проходящий службу в центральном аппарате, будет получать денежное довольствие выше, чем командир батальона, представляется явно ненормальной и требует своего решения.
Семьи младшего офицерского состава, в которых в большинстве своем жены не работают, по уровню своих доходов во многих регионах по-прежнему будут находиться на уровне прожиточного минимума. Конечно же, такое положение дел не обеспечивает реальной конкурентоспособности военной службы с другими видами занятости населения, хотя такая задача была прямо поставлена Президентом Российской Федерации. Сохраняющуюся остроту данной проблемы можно наблюдать не только в связи с продолжающимся массовым оттоком молодых офицеров из Вооруженных Сил, но и в связи с фактическим разрушением механизма ротации военных кадров в центре и на местах.
Все это вместе взятое дестабилизирует ситуацию в армии и на флоте в период проведения серьезных социально-экономических реформ и чревато негативными последствиями. Причем мы остановились только на самых острых и масштабных проблемах, связанных с монетизацией льгот военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.

И.ИВАНЮК,
Ведущий инспектор Счетной палаты Российской Федерации, член Академии проблем военной экономики и финансов

Опубликовано: Журнал "Российская юстиция", No 4 2005 г.

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован