Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (А.С. Пушкин).
Ну, знаете ли, уважаемый Владимир Гарматюк, и откуда Вы только «взяли», и «обозвали», в своей публикации на VIPERSON: «Глупость – беда, подобная Потопу», Иоанна IV Васильевича (Грозного) «кровожадным убийцей», «садистом» и т.п. «эпитетами»…
Вы, безусловно, человек, как весьма творчески одаренный, хорошо образованный и, вне всякого сомнения, к тому же и проповедующий идеалы высокого русского духовного патриотизма, «подзабыли» что ли, или специально (умышленно), но тогда совершенно не понятно, почему и зачем, совершенно обошли «стороной» неоспоримые исторические факты того, что как раз именно, и ни кто иной, как Иван IV заложил все основы российской государственной системы, без которой, вот уже на протяжении более чем четырех столетий не было бы и в помине никакой Российской Империи, Советского Союза и современной Российской Федерации.
«Коротенько» их, наверное, не грех всем нам и «освежить» в своей памяти: это созыв Земских соборов, принятие свода государственных законов (Судебника), реформа государственной судебной, военной системы и государственного управления в целом, расширение государственных границ до колоссальных, и гораздо больших, чем вся Европа вместе взятая, размеров.
Сама идея открытия памятника Ивану Грозному далеко не нова. И вовсе не славный город Орел, в формате теоретического развития и конкретной реализации этой темы, стал «первооткрывателем и первопроходцем».
Впервые такая «идея», правда, как – то больше «вскользь», но, тем не менее, «промелькнула» на фоне подготовки празднования Тысячелетия(Миллениума) Казани, в 2005 году.
Но тогда это вызвало такую категорическую «протестную бурю» со стороны, в первую очередь, националистически настроенных кругов Татарстана, что «инициаторы» сразу же как – то «попрятались»по «кустам» и больше, из них, никогда не«высовывались», а сама эта «идея», с увековечиванием в «бронзе» «лика» Ивана IV, была «задушена» на «корню», но как показало время, не окончательно…
То, что касается религиозной тематики, и верил ли в Бога Иван Грозный. Ну, по тем материалам, которые есть, сомневаться в этом не приходится. У него были очень доверительные отношения с Митрополитом Макарием. В период его правления Собором было канонизировано святых, количеством гораздо поболее, чем за 500 предыдущих лет существования Церкви.
История же развернувшаяся вокруг Митрополита Филиппа имеет довольно неоднозначный и противоречивый характер. Он (Филипп) официально отказывает царю в благословлении на службу в Успенском Соборе. Тогда Иван IV переодевается в простого монаха и приходит на службу. Филипп, увидев его, в присутствии фактически всей государственной элиты того времени, восклицает, что он не «узнает» царя, что, в принципе, означает не только жестокое моральное оскорбление, но и не признание его государственной легитимности, провоцирующий серьезный «сбой» в системе государственного управления.
И прежде, чем винить Малюту Скуратова, в том, что он удушил его (Филиппа) в Отрочем монастыре, наверное, стоит вспомнить один, очень показательный, для этого - самого случая анекдот:«Сын спрашивает отца: «Папа, а правда, что все Апостолы Христа были евреи?» На что, тот ему отвечает: «Времена такие были, сынок…».
Ну, а памятник, ну, что памятник, пусть он служит для всех нас наглядным уроком истории становления нашей государственности, процесса сложного, драматичного, а где – то и глубоко трагического, но, по большому счету, безусловно,великого…
Е. Газеев