Мечта любого работодателя - сотрудник, который трудится, что называется, не за страх, а за совесть. Вернее, не только и не столько за зарплату, сколько потому, что ему это интересно. Самомотивация (иначе говоря, умение самостоятельно находить стимулы для эффективной работы) - это на самом деле великая сила...
Навык самомотивации - качество не врожденное, а благоприобретенное, так что работодатель вполне может стимулировать его развитие у сотрудников - для этого достаточно использовать определенный набор управленческих приемов. Если получится - выгода будет налицо: во-первых, самомотивированность сотрудников повышает эффективность команды в целом, во-вторых, именно из тех, кто умеет нацелить себя на работу, стоит формировать кадровый резерв и готовить кандидатов на ответственные должности.
- Это самая ценная категория сотрудников, их надо в прямом смысле слова холить и лелеять, - уверена директор центра развития бизнеса и карьеры ООО "Наше время" Анастасия Тюрина. - Самомотивированные люди хорошо организованы, собраны, четко знают, чего хотят и как этого добиться: для продвижения бизнеса - это несомненно ценные качества.
Самомотивация - чувство долга, ответственности, внутренняя установка на качественный, производительный труд; осознанное желание быстрее достичь результата.
Словарь по общественным наукам
Правильный вопрос
Определить, насколько потенциальный сотрудник способен в будущем войти в "золотой резерв" компании, можно уже на собеседовании. Для этого достаточно просто "внести в контекст" несколько вопросов, причем далеко не всегда напрямую связанных с будущей работой:
- Чтобы определить, насколько кандидат способен обходиться без внешнего положительного подкрепления, следует использовать вопросы, во-первых, связанные с целями, а, во-вторых, с уверенностью в себе, - говорит г-жа Тюрина. - Спросите у будущего сотрудника, каковы его цели на ближайшее время, на год вперед, может быть, на пять лет. Попросите рассказать, что он считает своими достижениями... Четкие, продуманные ответы - это как раз показатель того, что человек умеет мотивировать сам себя на решение поставленной задачи, ему в большей степени не нужны "кнуты и пряники" со стороны.
Еще один тип вопросов, которые помогут работодателю составить четкое представление о самодисциплине и самомотивированности работника, - так называемые проектные вопросы. Вы можете спросить не о достижениях, а о провалах - и проверить тем самым, умеет ли кандидат адекватно оценивать собственные неудачи и их причины, способен ли выносить полезные уроки из сделанных ошибок. Узнайте, как работник строит свой рабочий день - как правило, умеющий мотивировать себя на работу человек четко знает, какие дела он должен выполнить в течение дня, во сколько ему необходимо встать, чтобы уложиться в составленный план, умеет расставить приоритеты в списке дел - в итоге вы получите сотрудника, который разумно распоряжается рабочим временем и, как правило, успевает на порядок больше менее самодисциплинированных сотрудников.
Цель "за пределами жизни"
- Нас растят и победы, и неудачи, самомотивированный сотрудник это очень хорошо понимает - поэтому, потерпев неудачу, прежде всего, анализирует, почему это произошло, где он не доработал, где выбрал неправильную стратегию движения, - считает Анастасия Тюрина. - К тому же, такие люди легко переносят критику. Не то, чтобы они на нее не реагировали, скорее, они воспринимают ее либо как некое руководство к действию, помогающее в будущем избежать каких-то ошибок, либо просто игнорируют - если знают, что могут исправить свои промахи самостоятельно.
Однако работодателю не стоит забывать: самомотивация - это все-таки медаль с двумя сторонами. Самостоятельный и независимый специалист нередко становится плохо управляемым и легко расстается с компанией, если его интерес к работе по каким-то причинам снижается. Впрочем, этого удара работодатель может избежать:
- В первую очередь, надо смотреть, на что мотивирует себя сотрудник. Если речь идет только об интересе к работе - шанс, что он покинет компанию, как только этот интерес исчезнет, действительно очень велик. Другое дело, если работник ориентирует себя на достижение результата, ставит перед собой так называемую "цель за пределами жизни", - комментирует Анастасия Тюрина. - В этом случае он будет работать в компании, если, конечно, руководитель озаботиться созданием для такого сотрудника "площадки для самореализации".
Научить самостоятельности
Специалисты единодушно выделяют несколько управленческих приемов, с помощью которых работодатель может сформировать у подающего надежды сотрудника способность к самомотивации.
Во-первых, рефрейминг - технология, благодаря которой человек развивает позитивный подход к жизни. Проще говоря, учится в любом негативе искать положительные черты. Главное, что в положительных формулировках не было обмана: если вы говорите, что цените медлительного сотрудника за вдумчивость и тщательность, значит, так и должно быть на самом деле...
Во-вторых, постепенно, тактично и вдумчиво делайте из своих настроенных на самомотивацию сотрудников problem solver - людей, которые в сочетании "решить проблему" акцент делают, прежде всего, на слово "решить". Для того, чтобы добиться от сотрудников такого взгляда на работу, работодатель должен расстаться со своим монопольным правом на ответственность и взять на себя контроль за дальнейшими действиями уполномоченных на решение вопросов сотрудников. Еще один нюанс: научите своих самомотивированных работников решать сложные ситуации и выходить из конфликтов.
Третий прием: даже в том случае, если сотрудник допустил ошибку, возьмите за правило отказываться от вопроса "Кто виноват?" в пользу вопроса "Что делать?". Переориентируйте себя и своего подчиненного с прошлого на будущее - и ищите способ в дальнейшем избежать однажды допущенной ошибки.
На самом деле, приемом обучения навыкам самомотивации существует достаточно много. И, конечно, учить нужно не всех. Но буквально несколько ключевых специалистов, способных самостоятельно настроить себя на работу, на достижение положительного для компании результата, - это уже огромное конкурентное преимущество. В этой ситуации работодателю важно помнить одно: мало предоставить талантливым сотрудникам возможность для профессиональной самореализации, надо "держать в уме" еще и внешние стимулы - поощрять своих профи на словах и платить зарплату, соответствующую результатам их труда.
10/09/2007
ИА "Верхнекамье"
Людмила Климова