Люди практически всегда и везде, так или иначе, занимались регулированием своего взаимодействия с окружающей природной средой. В прошлом огромную роль играла экологическая культура, строго предписывавшая человеку соблюдать заповедь "не навреди" в его отношениях с природой. Формирование экологической политики прошло три основных этапа: возникновение, становление и развитие в рамках "земельного права в широком смысле", развитие в рамках отраслей народного хозяйства стран, современный период развития - выход за отраслевые рамки. Защищая свои жизненно важные экологические и экономические интересы, общество инициирует переход от отдельных и частных природоохранных акций к формированию природоохранного или экологического законодательства, приобретающего по мере своего развития все более системную форму. Развитие экологического права вполне закономерно обусловливает появление большого числа отраслевых, межотраслевых и региональных законодательных актов. Природоохранное законодательство вместе с системой подзаконных актов и основанная на них целенаправленная деятельность государства образуют экологическую политику, ставшую реальностью в нашей стране, как и во многих зарубежных государствах, в 60-70-е годы ХХ века. Политический строй часто влияет на состояние окружающей среды. Например, во время колониального господства политические системы во многих регионах изменили структуру землепользования. В ходе колонизации природные ресурсы использовались для экспорта, были созданы крупные плантации монокультур и открыты сферы, в основном не эксплуатировавшиеся ранее. С превращением колоний в самостоятельные государства управление земельными ресурсами перешло к национальным властям. Вновь образованные правительства, как правило, большее внимание уделяли быстрому экономическому развитию, чем справедливому и равноправному доступу бедного населения к природным ресурсам. Ситуация напоминала начальный период развития европейских стран, когда землевладельцы и чиновничество отказывали беднякам в основном праве на землю, что в XVIII и XIX веках привело к катастрофическим последствиям в Западной Европе и в ХХ веке - в Восточной Европе. Глобальная роль человечества была осознана только к середине двадцатого века. Вернадский В.И. доказал, что человечество как живое вещество неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли - с ее биосферой. Человек - это биологический вид, занимающий вполне определенное место в зоологической классификации, а системы, центральным компонентом которых являются люди, должны обладать всеми особенностями экологических систем. Внимание общественности к проблемам существования человека в конечном мире было привлечено в 70-е годы. Важная роль в этом принадлежала глобальным моделям. Они позволили ярко и наглядно проиллюстрировать то обстоятельство, что ресурсов планеты не хватит, чтобы экономическое и промышленное развитие шло так же, как и прежде. Хотел бы отметить, что в этой связи, в структуре системы международной политики безопасности экологические аспекты безопасности сегодня заняли достойное место. Поэтому право на здоровую окружающую среду человека должно ограничиваться соблюдением экологических норм и стандартов охраны окружающей среды. Большинство стран мирового сообщества, после первой конференции по охране окружающей среды которое состоялось в Стокгольме в 1972 году создало и развивает новую функцию государства экологическую безопасность. На этой основе подняты расходы на экологическую безопасность в странах Европы, например в ФРГ до минимально необходимого уровня-2-5% валового внутреннего продукта. В Советском Союзе, конечно эти расходы несколько меньше и не превышают процента. Таким образом, хотел бы подчеркнуть, что в настоящее время в странах Европы и в СССР стратегия государств пока не соответствует структуре приоритетов их национальной безопасности. Поэтому, в соответствии с ноосферной стратегией безопасности и перехода стран к качественному развитию, в систему стратегического планирования и управления стран должен войти ряд компонентов, такие как, политический анализ и оценка политики регионов, государства, институтов законодательной и исполнительной власти, органов регионального управления, экологическое зонирование, районирование стран и развитие территориальных систем экологической безопасности, оценка качества природных ресурсов, особенно на кризисных территориях и зонах экологического бедствия, экологический анализ запасов природных ресурсов, техногенных угроз и рисков безопасности, а также других приоритетов развития.
ФРГ, Бонн, 05.04.1989
viperson.ru