Система программно-целевого (ПЦ) метода[1] стратегического планирования[2] – это механизм обеспечения согласованного взаимодействия – институт государства и общества[3] – при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения[4].
К участникам стратегического планирования относятся высшие органы государственной власти – Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство России, ФОИВ и Совет Безопасности, который осуществляет координацию деятельности всех государственных и общественных институтов[5]. Контроль за реализации осуществляется в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту России. При этом предполагается, что тот предложит некие показатели (которые пока что неизвестны)[6].
Важно отметить, что к участникам стратегического планирования в новой редакции Стратегии относятся не только государственные ИР, но и общественные, что, безусловно, является шагом вперед в её развитии[7].
Другой аспект Стратегии связан с повышением эффективности государственного управления, которое связано непосредственно со Стратегией, её приоритетами и координацией с задачами социально-экономического развития и безопасности страны (Ст. 3)[8].
Наконец, Стратегия предполагает необходимость корректировки других документов стратегического планирования, имеющих более частный характер, в процессе их реализации (Ст. 104).
Организация и функционирование системы стратегического планирования основываются на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе[9].
Но в реальных условиях развития СВО на Украине этот метод и процедуры очевидно запаздывают. Прежде всего, за действиями противника, в частности, поставок ВВСТ США на Украину, которые росли не только с точки зрения массовости и объемов, но и с точки зрения быстрого наращивания ТТХ вооружений в 2022 году. Это наглядно видно на примере поставок ВТО США. Так, эскалация поставок РСЗО и ОТР США с точки зрения их дальности, возможности и точности в 2022 году, по оценке специалистов МГИМО, развивалось следующим образом[10]. MGM-140A и MGM-140B, в системах наведения этих ракет блоки GPS коррекции отсутствуют, в связи с чем они не обладают точностью, сравнимой с точностью М31. Более совершенные снаряды произведены американским военпромом в небольших количествах и вряд ли достанутся нацистам.
Таблица авторов
ТТХ ракет GMLRS и ATACMS
А вот «полноценными» ракетными системами правильно считать M270 MLRS – Multiple Launch Rocket System – в переводе многоразовая (многократная, многозарядная) пусковая ракетная система, и M142 HIMARS – High Mobility Artillery Rocket System – высокомобильная артиллерийско-ракетная система.
И обе эти ракетные системы могут применять оба семейства ракет и 9” GMLRS и 24” ATACMS. Может нести 2 блока по 6 ТПК М-39 с ракетами M30/31 дальностью 84 км в каждом, или 2 ТПК M-48, M-57 по 1 ракете MGM-140/164/168 дальностью 300 км. Может нести блок с 6-ю ТПК М-39 с ракетами M30/31 дальностью 84 км в каждом, или 1 ТПК M-48, M-57 с ракетой MGM-140/164/168 дальностью 300 км.
В зависимости от применения тех или иных систем меняется состояние не только СО, но и ВПО. Вот две карты. Первая была сделана до потери Купянска и Изюма, вторая уже с учётом этих потерь[11].
Зона возможного поражения ракетами MGM-140/164/168 при пуске их от линии боевого соприкосновения.
Как видите, при существующей ЛБС Крым и Крымский мост, полностью накрываются зоной. Вся отвоёванная территория простреливается, в зону попадают и крупные города, промышленные инфраструктурные и военные объекты на территории РФ. Конечно, вплотную к ЛБС нацисты установки подводить не станут. Но это не должно нас успокаивать. Даже при дальности на 20-25 км меньше они всё равно дотягиваются до Курска, Орла, Воронежа, Ростова-на-Дону и др.
________________________________________
[1] Программно-целевой метод планирования – зд.: метод, при котором мероприятия по достижению поставленных целей увязываются с ресурсной составляющей и преобразуются в программу. В программно-целевом методе осуществляется постановка цели, исходя из нее определяются задачи и система мероприятий по их (задач) достижению в определенные сроки при сбалансированном ресурсном обеспечении.
[2] Афиногенов Д.А., Грибин Н.П., Назаров В.П., Плетнев В.Я, Смульский С.В. Основы стратегического планирования в Российской Федерации: Учебное пособие / под общ. ред. В.П. Назарова. М.: Проспект, 2015, cc. 73–74.
[3] См.: Подберёзкин А., Родионов О. Институты развития человеческого капитала – альтернатива силовым средствам политики // Обозреватель, 2021, № 7, cc. 33–48; Боброва О.В., Подберёзкин А.И., Подберёзкина О.А. Негосударственные институты развития – силовые средства политики // Обозреватель, 2021, № 9, сс. 17–38; и др.
[4] См. подробнее: Алексашин А.А., Гарбук С.В., Губинский А.М. Российский оборонно-промышленный комплекс: история, современное состояние, перспективы. М.: Издательство Московского университета, 2011. 240 с.
[5] В новой редакции Стратегии (Указ № 400 Президента РФ) говорится о мониторинге состояния национальной безопасности «на основе показателей состояния», определяемых Президентом Российской Федерации (Ст. 105 СНБ)
[6] Путин В.В. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» № 400 от 2 июля 2021 г. / https://cdnimg.rg.ru/pril/article/212/57/79/0001202107030001.pdf
[7] Военно-технические и военно-экономические аспекты итогов и уроков Второй мировой войны / кол. авт. под ред. проф. Викулова С.Ф. М.: АПВЭ и Ф, «Канцлер», 2020, сс. 134–135.
[8] Путин В.В. Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» № 400 от 2 июля 2021 г. / https://cdnimg.rg.ru/pril/article/212/57/79/0001202107030001.pdf
[9] Подберёзкин А.И. Современная военная политика России. М.: учебно-методический комплекс. В 2 т. М.: МГИМО-Университет, 2017. Т. 2. 987 с.
[10] Каберник В., Галабурда И. Куда может долететь ATAMS? // Как на самом деле. 17.09.2022 / https://dzen.ru/media/id/5daad4a0c7e50c00b1294ff0/kuda-mechtaet-doletet-atacms-6325777516cbe933e4bb0257?&
[11] Каберник В., Галабурда И. Куда может долететь ATAMS? // Как на самом деле. 17.09.2022 / https://dzen.ru/media/id/5daad4a0c7e50c00b1294ff0/kuda-mechtaet-doletet-atacms-6325777516cbe933e4bb0257?&.