Как применить 31 инструмент креатива!

Большинство людей  умирают с мелодией, так и оставшейся у них внутри. Генри Дэвид Торо

Cколько раз на своих мастер-классах я слышу один вопрос: «Как?» Как придумать проект, написать роман, организовать ивент, и т.д. Предлагаю взять один из тридцати одного инструмента и действовать! Вдохновение – та самая капризная и пугливая птица, к некоторым она не прилетит никогда, а к кому-то залетит, но вдруг вспорхнет и не вернется… Эти слова я написал быстро и тихо, примостившись где-то со своим ноутом, но как шумно они существуют в пространстве моего желания творить,  и я творю. 

  1. Cравни и Проведи аналогию. Ищи сходство зимы и лета, лета и травы. Сними признаки с того объекта, что тебе интересен, и перенеси на свой объект. И зафиксируй свой неожиданный взгляд на образе жизни, внешности, стереотипных представлениях реальности. И ты переоценишь то, что у тебя есть.
  2. Создай ассоциацию! И ты найдешь на первый взгляд невидимую связь образов в твоем сознании. Например, дом у тебя ассоциируется с кораблем, потерявшим курс в океане. Корабль с путешествием, а путешествие с фотографией в альбоме… Посмотри, сколько ассоциаций увидел Фрейд, когда нырнул в свои сны. Хотел ли он выныривать?
  3. Выращивай гиперболы. Вытягивание формы до непривычного размера, преувеличение свойств ярко и контрастно раскроет образ. В преувеличенном ты разглядишь то, что было скрыто. Гиперреализм  выпячивает невидимое. Gulliver's Travels  Джонатана Свифта вытащили человеческие пороки так  ярко и остроумно, что уже несколько столетий люди скучают по Гулливеру.
  4. Трансформируй! Ты увлекся гиперболой, но все переросло в другие формы и ты увидел, что куски квадрата намокли, высохли, треснули и рассыпались, и из квадрата возник шар.
  5. Сотвори метаморфозу. Когда ты поднимаешь камень, и он птицей взлетает  из твоих рук в небо – ты Бог. Неживая материя оживает в твоих руках, как Галатея  - не бойся – ты сотворил метаморфозу  - значит метаморфоза произойдет и с тобой, как с художником. Знай о метаморфозе Кафки. Дневной клерк Франц Кафка ночью превращался в гения и творил свои Замок и  Процесс. Только так ему удавалось выйти из плена беспощадной боли, что преследовала его всю жизнь. Поддерживай свет в темноте беззвучия. А вообще метаморфозы происходят с нами каждую секунду, и каждую секунду превращаются в бабочек - пора обратить на них внимание. -Тогда полетишь и ты, зеленая гусеница.
  6. Займись купажированием. Смешай идеи как вина и пробуй, пока не получишь то, что тебя вдохновит. Все новые идеи - это различные комбинации уже существующих. Прообразом печатного станка Гутенберга был винный пресс. Режиссер Джон Литтлвуд сказал: «Если мы не заблудимся, то и не найдем нового маршрута»
  7. Создавай фантасмагории. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - говорил Эдвард Мунк об истории создания картины «Крик».
  8. Деконструируй. Разложи объект, проблему, ситуацию на детали, посмотри на каждую из них. Секвестируй или разбивай свои крупные долгосрочные проекты на мелкие эпизоды и мгновения, и наслаждайся каждым, как куском руды, как самородком, добытым с глубин неосвоенных рудников.  Cделай анализ: Разбросай, чтобы найти вокруг новые решения, а затем синтезируй - соедини все части в любой конфигурации и последовательности, если не складывается – займись любым кусочком, вдруг он окажется твоей имиджевой меткой... В кинофильме режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту «21 грамм»  — совершенно своеобразная фабула, сцены разбросаны как рассыпавшиеся разноцветные украшения одной коллекции, если внимательно взглянуть на один из теглайнов: «Сколько весит жизнь?» - то станет ясно, это из камешков состоит наша жизнь  - и когда-какой выпадет  - не знаешь. Но она такая легкая и хрупкая, что весит она всего 21 грамм – вес теряемый человеком в момент смерти.
  9. Нарушай правило! Если хочешь пробовать – то нужно что-то нарушать. Нарушение – это неизбежные потери. Ничего не потеряешь – ничего не добьешься! Чтобы начать найди правило, которое можно наРУШИТЬ (даже если это правило продуктивности). И скорчи ему рожу! Выйди на улицу и спроси себя: -Ты что, @лядь, тут делаешь? Ответ вряд ли найдется. Как минимум, что-то тебя вдохновит вернуться в дом и попробовать. Ну а теперь список четырех нарушителей! Генри Миллер нарушил все правила и получился роман «Тропик рака». Сергей Прокофьев нарушил каноны классической музыки и сегодня самый исполняемый композитор в мире. Ванесса Мэй открыла новый стиль, сумев сплавить акустическую и электрическую скрипки с современными ритмами – техно, джаз, рэгги. Фриденсрайх Хундертвассер — австрийский зодчий, всю жизнь посвятивший постройке домов, в которые органично вписаны растения и деревья. Все его дома чудным образом изогнуты и искривлены, окрашены в невообразимые цвета и нарушают все визуальные каноны архитектурной экспозиции. Джек Керуак задумывал свой роман «В дороге» из десяти глав. В результате перед ним лежал длинный свиток, в 36 метров, с записанным на нём непрерывным потоком сознания (автор, заканчивая одну машинописную страницу, приклеивал её скотчем к предыдущей). Этот уникальный подход к литературе не покажется таким уж удивительным, если принять к сведению, что Керуак подкреплял свои творческие силы гремучим коктейлем из алкоголя, марихуаны и бензедрина. Списанный из рядов ВМС США с формулировкой «шизоидная личность», Керуак с головой окунулся в жизнь, полную джаза, наркотиков и путешествий по миру. «Организуй переворот. Возьми вещь и спроецируй какое-то ее качество наоборот  - уже прикольно. Переверни знакомую ситуацию. “Если же Ваши будни кажутся Вам бедными, то пощадите их; вините сами себя, скажите себе, что в Вас слишком мало от поэта, чтобы Вы могли вызвать все богатства этих буден: ведь для творческого духа не существует бедности и нет такого места, которое было бы безразличным и бедным». Рильке
  10. Применяй итерацию. (С  лат. iteratio — повторяю).  Cкотч,изолента,клей – всегда с собой. Все соединяй. Это любимый прием альпинистов. В твоем случае - это процесс, в котором каждый предыдущий результат действий  используется следующим этапом.
  11. Живи в метафоре, как в скорлупе. Прототип станет носителем образа. Набрось свое внимание на образ, хотя бы на несколько сотен или тысяч секунд. Теперь пробуй его в разных ситуациях. Посмотри, сколько увидел Дега в балеринах и прачках, Босх – в уродах, Диккенс – в детях-сиротах, а Джек Лондон  -  в волке. Внедряйся в образ. Влезь в его шкуру. Вживайся в образ. Рисуешь дождь – ты Дождь.
  12. Открой референс! На улице, в сети, в альбоме любое изображение или фотография могут cтать ключевой подсказкой для твоей новой идеи и твои персонажи оживут и ты точнее передашь детали. В состав референса входят: Имя и изображение персонажа с характерными особенностями, цветовая гамма, текстовые описания и комментарии некоторых фрагментов.
  13. Придумай Fan-fiction для уже существующего персонажа.
  14. Сочини историю о той ситуации, что не оставила тебя равнодушным, поймай ее за крылья и выпусти из своих рук для нового полета. Как Чехов в рассказах или Федотов в жанровых сценках. Лови, героев, штурмующих крепости, блуждающих в джунглях Амазонки, застрявших во льдах Арктики, измученных жаждой пустынь, умирающих от кислородного голодания на Эльбрусе - чтобы они погрелись у твоего камелька с чашкой чая. Как и что значит твой сюжет для тебя? Для одних – это история, для других – просто в торопях выкуренная сигарета. Но для третьих, это штурм неприступной крепости или шлепанье босиком по лужам.  Я много сочиняю, гуляю, выступаю, читаю, а вместо сигарет прибегаю к конструированию смешных ситуаций и пью коньяк… Вдохновение – птица капризная и пугливая, Хожу –встречаю ее, в основном без толку, а встречу- не всегда узнаю. Некоторым она вообще не встретится никогда,  к кому-то залетит, вспорхнет и не вернется, а кто-то гонится за ней всю жизнь, как я …
  15. Задай себе позитивный вопрос. Если что-то случилось – наберись мужества, спроси себя: Что есть в этом хорошего? Чему учит случай? Что я могу сделать? Бывает, когда ищешь не ты, а случай сам находит тебя.
  16. Вдохни сиквелы. Продолжай чужие истории, развивай сюжеты с теми же персонажами.
  17. Сделай ремикс любого произведения, не только музыкального. Возьми то, что тебя зацепило – сделай новый прорыв! Задай другое направление, ритм и темп! Это эффект Владимира Мирзоева — театрального и кинорежиссера. В своих постановках он нередко переносит действие классических сюжетов в нынешние реалии.
  18. Заразись  Метонимией. И ты придумаешь образы, из которых как cоздатель Франкенштейна, извлечешь то, что у него было всегда и добавишь что-то новое от других.
  19. Преврати любую ситуацию в абсурд. Вспомни детскую игру с официальными рисунками и фото – как часто мы дорисовывали то, чего там быть никак не могло. Мы создавали абсурд. Взгляни на предмет или ситуацию, где понятен смысл происходящего – внеси туда людей или предметы, которые лишают предмет или ситуацию смысла – все становится абсурдным - получаем новое видение, значение  ситуации.
  20. Выпусти remake — и твоя «переделка» даст новые версии уже существующих произведений искусства с видоизменением, или добавлением в них собственных характеристик, в музыке, на телевидении). наполняет его новым и актуальным содержанием, однако «с оглядкой» на образец. Может повторять сюжетные ходы оригинала, типы характеров, но при этом изображать их в новых исторических, социально-политических условиях.
  21. Готовь фичер. Простая публикация, написанная в неформальном, информативном стиле по схеме: “описание - объяснение – оценка” расскажет тебе больше, чем ты успеешь сказать в ней.
  22. Создавай скрапбук. Вырезай страницы из журналов и лица из фотографических карточек и создавай из них коллажи в своем скрапбуке. Как гениальный Параджанов! Скрапбукинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, блокнотов, открыток и многих других изделий из бумаги с декоративным оформлением ручной работы.
  23. Cделай фокус из цифр. Нарушай арифметику жизни: 1+1=3, 1-1=2 … . Пусть два твоих начинания создадут три эффекта. Собрав материал для работы с разными аудиториями  - я увидел что передо мной новая будущая книга. Издатель продал ее в печатном виде – затем перевел в цифру и стал продавать в электронном варианте: тогда я из книги сделал 20 статей для журналов, согласившихся их раскупить, создал свой журнал, принес инвестору и стал его выпускать. На сегодняшний весенне-зимний день я сделал из книги 5 мастер-классов и продаю их. Теперь я смотрю на другую книгу и вижу, что из нее получится два новых произведения.
  24. Купи билет в собственное роуд-муви  - (англ. road movie — букв. «дорожное кино»). Тебе предстоит поездка в страну одного героя – тебя самого. Ты начнешь снимать фильм о своем путешествии, где каждый эпизод наполнится соками твоих впечатлений. Это испытание посвящено познанию самого себя через мир за окном поезда, автомобиля. Финал в твоем фильме-путешествии будет открытым – твоя дорога к творчеству бесконечна.
  25. Назови свое увлечение! Нейминг помогает сфокусироваться. Бегло придумай название  своему любимому занятию (хобби) любым словом, которое придет тебе в голову. Например, игра, баловство, шалость, розыгрыш, сумасбродство, хобби, украшение мира, сочинительство, творчество и т.п.  Запомни! Фиксация названия  - фиксация создания.
  26. Cмоделируй фрейм — (англ. frame — «каркас» или «рамка»). Эта метафорическая схема отобразит твой взгляд на реальность – ты запеленаешь ее в схему, чтобы сохранить  и уложишь как ребенка в коляску. Фрейм — это модель абстрактного образа, минимально возможное описание сущности какого-либо объекта, явления, события, ситуации, процесса.
  27. Нарисуй Скетч (англ. sketch, буквально — эскиз, набросок, зарисовка) — небольшая пьеса комедийного или острого содержания с двумя-тремя персонажами. Такая художественная форма, ведущая начало от народной интермедии, появилась в XVI веке. Khoi Vinh - Руководитель группы дизайнеров NYTimes.com сказал так: «Рисование - это возможность активировать всю хранившуюся в голове информацию для решения поставленной задачи: процесс рисования, процесс немедленной визуализации различных идей позволяет классифицировать многочисленные разрозненные элементы и устанавливать между ними неожиданные связи. Главное - это рисовать быстро, не отвлекаясь на технику исполнения. Так вы сможете удержаться в рамках контента и не увязнуть в форме.»
  28. Создай провокацию.  Для рекламной кампании фотограф Sisley Тед Ричардсон вносит в изображения    провокационные символы. Иногда он, как Брюллов, вставляет в полотна собственное изображение.
  29. Вырази протест. Жиллетт работал коммивояжёром разных фирм и мечтал о большом изобретении. В возрасте 40 лет во время бритья у него появилась идея, как можно облегчить нудный процесс точения лезвия бритвы. Он придумал бритвенный станок, в который зажимается лезвие, которое можно выбрасывать после того, как оно стало тупым.
  30. Пиши Саммари — тексты, в которых в сжатой форме рассказывается о ключевых идеях каждой книги. Мы не просто сокращаем текст, а анализируем и собираем всю «соль», которую автор старается донести до читателя.
  31. Экспериментируй! Никакие обстоятельства не обоснуют сведение искусства к вещи утилитарной. Малевич вместе с учениками экспериментировал над созданием образов и форм в трех плоскостях и даже одно время занимался дизайном бытовых предметов. На претензию директора завода, куда пришли авангардисты, что «из супрематического чайника плохо льется», Малевич ответил: «Товарищ директор, это не чайник, а идея чайника».

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован