Большинство людей умирают с мелодией, так и оставшейся у них внутри. Генри Дэвид Торо
Cколько раз на своих мастер-классах я слышу один вопрос: «Как?» Как придумать проект, написать роман, организовать ивент, и т.д. Предлагаю взять один из тридцати одного инструмента и действовать! Вдохновение – та самая капризная и пугливая птица, к некоторым она не прилетит никогда, а к кому-то залетит, но вдруг вспорхнет и не вернется… Эти слова я написал быстро и тихо, примостившись где-то со своим ноутом, но как шумно они существуют в пространстве моего желания творить, и я творю.
- Cравни и Проведи аналогию. Ищи сходство зимы и лета, лета и травы. Сними признаки с того объекта, что тебе интересен, и перенеси на свой объект. И зафиксируй свой неожиданный взгляд на образе жизни, внешности, стереотипных представлениях реальности. И ты переоценишь то, что у тебя есть.
- Создай ассоциацию! И ты найдешь на первый взгляд невидимую связь образов в твоем сознании. Например, дом у тебя ассоциируется с кораблем, потерявшим курс в океане. Корабль с путешествием, а путешествие с фотографией в альбоме… Посмотри, сколько ассоциаций увидел Фрейд, когда нырнул в свои сны. Хотел ли он выныривать?
- Выращивай гиперболы. Вытягивание формы до непривычного размера, преувеличение свойств ярко и контрастно раскроет образ. В преувеличенном ты разглядишь то, что было скрыто. Гиперреализм выпячивает невидимое. Gulliver's Travels Джонатана Свифта вытащили человеческие пороки так ярко и остроумно, что уже несколько столетий люди скучают по Гулливеру.
- Трансформируй! Ты увлекся гиперболой, но все переросло в другие формы и ты увидел, что куски квадрата намокли, высохли, треснули и рассыпались, и из квадрата возник шар.
- Сотвори метаморфозу. Когда ты поднимаешь камень, и он птицей взлетает из твоих рук в небо – ты Бог. Неживая материя оживает в твоих руках, как Галатея - не бойся – ты сотворил метаморфозу - значит метаморфоза произойдет и с тобой, как с художником. Знай о метаморфозе Кафки. Дневной клерк Франц Кафка ночью превращался в гения и творил свои Замок и Процесс. Только так ему удавалось выйти из плена беспощадной боли, что преследовала его всю жизнь. Поддерживай свет в темноте беззвучия. А вообще метаморфозы происходят с нами каждую секунду, и каждую секунду превращаются в бабочек - пора обратить на них внимание. -Тогда полетишь и ты, зеленая гусеница.
- Займись купажированием. Смешай идеи как вина и пробуй, пока не получишь то, что тебя вдохновит. Все новые идеи - это различные комбинации уже существующих. Прообразом печатного станка Гутенберга был винный пресс. Режиссер Джон Литтлвуд сказал: «Если мы не заблудимся, то и не найдем нового маршрута»
- Создавай фантасмагории. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - говорил Эдвард Мунк об истории создания картины «Крик».
- Деконструируй. Разложи объект, проблему, ситуацию на детали, посмотри на каждую из них. Секвестируй или разбивай свои крупные долгосрочные проекты на мелкие эпизоды и мгновения, и наслаждайся каждым, как куском руды, как самородком, добытым с глубин неосвоенных рудников. Cделай анализ: Разбросай, чтобы найти вокруг новые решения, а затем синтезируй - соедини все части в любой конфигурации и последовательности, если не складывается – займись любым кусочком, вдруг он окажется твоей имиджевой меткой... В кинофильме режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту «21 грамм» — совершенно своеобразная фабула, сцены разбросаны как рассыпавшиеся разноцветные украшения одной коллекции, если внимательно взглянуть на один из теглайнов: «Сколько весит жизнь?» - то станет ясно, это из камешков состоит наша жизнь - и когда-какой выпадет - не знаешь. Но она такая легкая и хрупкая, что весит она всего 21 грамм – вес теряемый человеком в момент смерти.
- Нарушай правило! Если хочешь пробовать – то нужно что-то нарушать. Нарушение – это неизбежные потери. Ничего не потеряешь – ничего не добьешься! Чтобы начать найди правило, которое можно наРУШИТЬ (даже если это правило продуктивности). И скорчи ему рожу! Выйди на улицу и спроси себя: -Ты что, @лядь, тут делаешь? Ответ вряд ли найдется. Как минимум, что-то тебя вдохновит вернуться в дом и попробовать. Ну а теперь список четырех нарушителей! Генри Миллер нарушил все правила и получился роман «Тропик рака». Сергей Прокофьев нарушил каноны классической музыки и сегодня самый исполняемый композитор в мире. Ванесса Мэй открыла новый стиль, сумев сплавить акустическую и электрическую скрипки с современными ритмами – техно, джаз, рэгги. Фриденсрайх Хундертвассер — австрийский зодчий, всю жизнь посвятивший постройке домов, в которые органично вписаны растения и деревья. Все его дома чудным образом изогнуты и искривлены, окрашены в невообразимые цвета и нарушают все визуальные каноны архитектурной экспозиции. Джек Керуак задумывал свой роман «В дороге» из десяти глав. В результате перед ним лежал длинный свиток, в 36 метров, с записанным на нём непрерывным потоком сознания (автор, заканчивая одну машинописную страницу, приклеивал её скотчем к предыдущей). Этот уникальный подход к литературе не покажется таким уж удивительным, если принять к сведению, что Керуак подкреплял свои творческие силы гремучим коктейлем из алкоголя, марихуаны и бензедрина. Списанный из рядов ВМС США с формулировкой «шизоидная личность», Керуак с головой окунулся в жизнь, полную джаза, наркотиков и путешествий по миру. «Организуй переворот. Возьми вещь и спроецируй какое-то ее качество наоборот - уже прикольно. Переверни знакомую ситуацию. “Если же Ваши будни кажутся Вам бедными, то пощадите их; вините сами себя, скажите себе, что в Вас слишком мало от поэта, чтобы Вы могли вызвать все богатства этих буден: ведь для творческого духа не существует бедности и нет такого места, которое было бы безразличным и бедным». Рильке
- Применяй итерацию. (С лат. iteratio — повторяю). Cкотч,изолента,клей – всегда с собой. Все соединяй. Это любимый прием альпинистов. В твоем случае - это процесс, в котором каждый предыдущий результат действий используется следующим этапом.
- Живи в метафоре, как в скорлупе. Прототип станет носителем образа. Набрось свое внимание на образ, хотя бы на несколько сотен или тысяч секунд. Теперь пробуй его в разных ситуациях. Посмотри, сколько увидел Дега в балеринах и прачках, Босх – в уродах, Диккенс – в детях-сиротах, а Джек Лондон - в волке. Внедряйся в образ. Влезь в его шкуру. Вживайся в образ. Рисуешь дождь – ты Дождь.
- Открой референс! На улице, в сети, в альбоме любое изображение или фотография могут cтать ключевой подсказкой для твоей новой идеи и твои персонажи оживут и ты точнее передашь детали. В состав референса входят: Имя и изображение персонажа с характерными особенностями, цветовая гамма, текстовые описания и комментарии некоторых фрагментов.
- Придумай Fan-fiction для уже существующего персонажа.
- Сочини историю о той ситуации, что не оставила тебя равнодушным, поймай ее за крылья и выпусти из своих рук для нового полета. Как Чехов в рассказах или Федотов в жанровых сценках. Лови, героев, штурмующих крепости, блуждающих в джунглях Амазонки, застрявших во льдах Арктики, измученных жаждой пустынь, умирающих от кислородного голодания на Эльбрусе - чтобы они погрелись у твоего камелька с чашкой чая. Как и что значит твой сюжет для тебя? Для одних – это история, для других – просто в торопях выкуренная сигарета. Но для третьих, это штурм неприступной крепости или шлепанье босиком по лужам. Я много сочиняю, гуляю, выступаю, читаю, а вместо сигарет прибегаю к конструированию смешных ситуаций и пью коньяк… Вдохновение – птица капризная и пугливая, Хожу –встречаю ее, в основном без толку, а встречу- не всегда узнаю. Некоторым она вообще не встретится никогда, к кому-то залетит, вспорхнет и не вернется, а кто-то гонится за ней всю жизнь, как я …
- Задай себе позитивный вопрос. Если что-то случилось – наберись мужества, спроси себя: Что есть в этом хорошего? Чему учит случай? Что я могу сделать? Бывает, когда ищешь не ты, а случай сам находит тебя.
- Вдохни сиквелы. Продолжай чужие истории, развивай сюжеты с теми же персонажами.
- Сделай ремикс любого произведения, не только музыкального. Возьми то, что тебя зацепило – сделай новый прорыв! Задай другое направление, ритм и темп! Это эффект Владимира Мирзоева — театрального и кинорежиссера. В своих постановках он нередко переносит действие классических сюжетов в нынешние реалии.
- Заразись Метонимией. И ты придумаешь образы, из которых как cоздатель Франкенштейна, извлечешь то, что у него было всегда и добавишь что-то новое от других.
- Преврати любую ситуацию в абсурд. Вспомни детскую игру с официальными рисунками и фото – как часто мы дорисовывали то, чего там быть никак не могло. Мы создавали абсурд. Взгляни на предмет или ситуацию, где понятен смысл происходящего – внеси туда людей или предметы, которые лишают предмет или ситуацию смысла – все становится абсурдным - получаем новое видение, значение ситуации.
- Выпусти remake — и твоя «переделка» даст новые версии уже существующих произведений искусства с видоизменением, или добавлением в них собственных характеристик, в музыке, на телевидении). наполняет его новым и актуальным содержанием, однако «с оглядкой» на образец. Может повторять сюжетные ходы оригинала, типы характеров, но при этом изображать их в новых исторических, социально-политических условиях.
- Готовь фичер. Простая публикация, написанная в неформальном, информативном стиле по схеме: “описание - объяснение – оценка” расскажет тебе больше, чем ты успеешь сказать в ней.
- Создавай скрапбук. Вырезай страницы из журналов и лица из фотографических карточек и создавай из них коллажи в своем скрапбуке. Как гениальный Параджанов! Скрапбукинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов, блокнотов, открыток и многих других изделий из бумаги с декоративным оформлением ручной работы.
- Cделай фокус из цифр. Нарушай арифметику жизни: 1+1=3, 1-1=2 … . Пусть два твоих начинания создадут три эффекта. Собрав материал для работы с разными аудиториями - я увидел что передо мной новая будущая книга. Издатель продал ее в печатном виде – затем перевел в цифру и стал продавать в электронном варианте: тогда я из книги сделал 20 статей для журналов, согласившихся их раскупить, создал свой журнал, принес инвестору и стал его выпускать. На сегодняшний весенне-зимний день я сделал из книги 5 мастер-классов и продаю их. Теперь я смотрю на другую книгу и вижу, что из нее получится два новых произведения.
- Купи билет в собственное роуд-муви - (англ. road movie — букв. «дорожное кино»). Тебе предстоит поездка в страну одного героя – тебя самого. Ты начнешь снимать фильм о своем путешествии, где каждый эпизод наполнится соками твоих впечатлений. Это испытание посвящено познанию самого себя через мир за окном поезда, автомобиля. Финал в твоем фильме-путешествии будет открытым – твоя дорога к творчеству бесконечна.
- Назови свое увлечение! Нейминг помогает сфокусироваться. Бегло придумай название своему любимому занятию (хобби) любым словом, которое придет тебе в голову. Например, игра, баловство, шалость, розыгрыш, сумасбродство, хобби, украшение мира, сочинительство, творчество и т.п. Запомни! Фиксация названия - фиксация создания.
- Cмоделируй фрейм — (англ. frame — «каркас» или «рамка»). Эта метафорическая схема отобразит твой взгляд на реальность – ты запеленаешь ее в схему, чтобы сохранить и уложишь как ребенка в коляску. Фрейм — это модель абстрактного образа, минимально возможное описание сущности какого-либо объекта, явления, события, ситуации, процесса.
- Нарисуй Скетч (англ. sketch, буквально — эскиз, набросок, зарисовка) — небольшая пьеса комедийного или острого содержания с двумя-тремя персонажами. Такая художественная форма, ведущая начало от народной интермедии, появилась в XVI веке. Khoi Vinh - Руководитель группы дизайнеров NYTimes.com сказал так: «Рисование - это возможность активировать всю хранившуюся в голове информацию для решения поставленной задачи: процесс рисования, процесс немедленной визуализации различных идей позволяет классифицировать многочисленные разрозненные элементы и устанавливать между ними неожиданные связи. Главное - это рисовать быстро, не отвлекаясь на технику исполнения. Так вы сможете удержаться в рамках контента и не увязнуть в форме.»
- Создай провокацию. Для рекламной кампании фотограф Sisley Тед Ричардсон вносит в изображения провокационные символы. Иногда он, как Брюллов, вставляет в полотна собственное изображение.
- Вырази протест. Жиллетт работал коммивояжёром разных фирм и мечтал о большом изобретении. В возрасте 40 лет во время бритья у него появилась идея, как можно облегчить нудный процесс точения лезвия бритвы. Он придумал бритвенный станок, в который зажимается лезвие, которое можно выбрасывать после того, как оно стало тупым.
- Пиши Саммари — тексты, в которых в сжатой форме рассказывается о ключевых идеях каждой книги. Мы не просто сокращаем текст, а анализируем и собираем всю «соль», которую автор старается донести до читателя.
- Экспериментируй! Никакие обстоятельства не обоснуют сведение искусства к вещи утилитарной. Малевич вместе с учениками экспериментировал над созданием образов и форм в трех плоскостях и даже одно время занимался дизайном бытовых предметов. На претензию директора завода, куда пришли авангардисты, что «из супрематического чайника плохо льется», Малевич ответил: «Товарищ директор, это не чайник, а идея чайника».