Когда говорят о науке, имеют в виду уровень общественного сознания в марксистском смысле, как достижения человеческого разума в конкретный период времени. Это уровень развития материалистической науки, включающей теоретические исследования и различные инженерные решения, что мы называем практикой. Это настолько сложная познавательная система, что даже простое перечисление учреждений фундаментальных исследований, академий, научно-исследовательских институтов, лабораторий, различных вузовских и отраслевых научно-исследовательских структур и т.д., и т.п., займёт не один том. А если углубиться ещё и в междисциплинарные связи по границам современных научных дисциплин и в конкретные проблемы и задачи, мы предстанем перед таким вселенским разнообразием, которое не под силу охватить разумом конкретного отдельного человека, будь он хоть трижды гением. Общественное сознание – это отражение многообразия, совокупности знаний, накопленных человечеством в процессе исторического развития. Общественное сознание неразрывно связано не только с уровнем достижений в науке, проявляющихся в производстве и экономике, но и с уровнем культуры, выражающимся в общественном взаимодействии, художественном творчестве и политике.
Но если термин «общественное сознание» отражает общий уровень цивилизации, то массовое сознание определяется частным, конкретным состоянием мировоззрения конкретной социальной группы, религиозного сообщества, класса в конкретной исторической обстановке конкретной социально-экономической формации. Примитивный уровень сознания в первобытных сообществах определялся предметным мышлением, и только с развитием речи, с усложнением родовых и племенных связей выработалось целенаправленное, сознательное обобщение на основе предметности языка в связную образность – в мировоззренческую систему. Именно в эти эпохи зарождается политическое сознание; материальная первобытная мировоззренческая система освобождается от своего предметного основания и развивается в систему мифов, отражающих в сознании первобытных людей внешние явления природы, напрямую связанные с жизнеобеспечением. Политическое сознание возникает не ранее периода социального расслоения, поскольку выполняет или решает задачу удержания власти, но основу этого закономерного явления составляло первобытное очеловечивание природы, обоснование чувства единства с окружающей природой. В дальнейшем, в связи с социальным расслоением и формированием института жречества, история развивается по пути превращения мифов в религиозные учения, доступные пониманию эксплуатируемых классов. Это изобретение господствующих классов становится настолько востребованным, что пронизывает все последующие эпохи, приспосабливаясь к текущему уровню достижений материалистического знания.
Логика псевдонауки проста: мы пока не можем доказать, но чувства подсказывают… Процесс научного поиска в определённой степени творческий процесс, основанный на глубоком и всестороннем знании, включающий и сомнительные догадки, на которых строятся научные гипотезы. Научная фантастика тоже в определённой мере открывает науке горизонт исследований. Поэтому, случается, даже специалисту трудно что-либо возразить на предположения несведущих людей с богатой фантазией. Вместе с тем научные гипотезы формируются на базисных знаниях, не противоречат известным законам природы. Подлинная наука развивается в материалистическом русле, поскольку в итоге критерием истинности, подлинности является практика (эксперимент, а не субъективные рассуждения).
Разум – способность человека, свойство сознания адекватно отражать окружающую реальность и ориентироваться в ней. Разумный человек обладает рассудком с помощью которого им вырабатывается определённый сознательный способ жизнедеятельности. С помощью разума осуществляется познавательная деятельность людей. Познавательная способность разума может входить в противоречие с рассудком, затуманенным сложившейся системой религиозных традиций. Консервативная политическая система затрудняет развитие прогрессивных ценностей и способствует омертвлению, окостенелости социума. Несмотря на это разум (да и в целом жизнь) стремится выйти за рамки субъективных схем или теорий, ограниченных знаниями соответствующих исторических периодов, с чем неоднократно сталкивалась наука. Производственная и познавательная деятельность людей стремится к адекватному отражению окружающего мира. Углубляется противоречие между слепой верой и знанием. Религиозная убеждённость теперь воспринимается как невежество вследствие преднамеренного искажения научных знаний в обучении и воспитании.
Таким образом, мифы, как отображение мировоззренческих и политических решений определённых исторических эпох на пути социального развития, в итоге становятся предметом фольклора.
Вместе с тем в русле исторического социально-культурного наследия неизбежно возникают разнообразные маргинальные общественные структуры, преследующие и политические цели. Свои вульгарные представления о традиции воинствующие маргиналы стремятся навязать существующей государственной системе в виде обрядов и обычаев. При определённом стечении обстоятельств все граждане становятся заложниками консервативной идеологии, навязанной маргинальной ортодоксией, сросшейся с коммерческой.
Александр Мурашев.
21.09.17. для Виперсон