16 марта 2006
1407

Как управляем, так и живем

Интервью адмирала Виктора Федорова в рубрике "ВМФ России" N8-2006(1-2007)


Тихоокеанский флот в силу своей отдаленности, масштабов и боевой мощи всегда представлял интерес для наших читателей. Прошедший год (в апреле флот отметил свое 275-летие) не стал исключением. Целый ряд мероприятий, прошедших на флоте, привлек к себе особое внимание. Это и апрельское проведение самых крупных за несколько последних лет учений разнородных сил флота в зоне Южного Приморья, и августовское развертывание северо-восточной группировки сил на Камчатке... Сегодняшний наш собеседник - командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров.

- Виктор Дмитриевич, насколько вы удовлетворены нынешним состоянием дел на флоте? Что вас, как командующего, беспокоит больше всего?
- Абсолютно удовлетворенным может быть только человек не совсем нормальный. Кроме того, я отношусь к поколению людей, которое в этой жизни никогда не будет удовлетворено сполна и которое так и уходит, многого не успев сделать. В отношении общего состояния дел на флоте убежден: оно может быть значительно лучше. Наши моряки, как и весь народ в целом, при наличии Богом данных богатств на 1/7 части суши заслуживает лучшей доли, чем имеет сегодня. Но... Есть замечательная фраза, я не знаю точно - кому принадлежит ее авторство, но применительно к нашей сегодняшней службе, не затрагивая высшие эшелоны по вопросам государственного и военного управления, абсолютно с ней согласен: "Как управляем, так и живем".
Техническая составляющая флота, которая во многом является определяющей, имеет сегодня не более 5-10% от новейших видов вооружений. Нам же, чтобы в полном объеме быть готовыми достойно ответить на современные вызовы и угрозы, нужно минимум 45-50% такой техники. Это касается абсолютно всех флотских структур - корабельного и авиационного составов, системы управления по вопросам освещения обстановки и береговых войск...

- Извините, что перебиваю, но вы назвали цифры, разница между которыми более 30%. Сколько времени нужно, чтобы эту разницу ликвидировать?
- Ответить на этот вопрос без специальных расчетов на уровне Министерства экономического развития и торговли крайне сложно. Именно там должны быть определены цели, задачи, приоритеты, наши ближняя и дальняя перспективы. По моему мнению, раньше чем к 2020 - 2025 гг. мы на эти рубежи не выйдем.

- Чего в ваших словах больше - пессимизма или реализма?
- Я реалист по жизни и имею достаточно полное представление не только о возможностях флота, но и об уровне развития промышленности в регионе. И не только судоремонтной и судостроительной, но и других составляющих, которые призваны поставлять нам новейшую технику.

- А как же поступления из Центра - новые корабли, подводные лодки?
- Прежде чем на флот начнут поступать новые корабли последних поколений, наша сегодняшняя первостепенная задача заключается в удержании "на плаву" того, что имеется. Мы не можем допустить необоснованного списания и преждевременного исключения из боевого состава ни одной единицы техники и вооружения. Что касается поступлений из Центра, то в переводе на денежный эквивалент эти цифры не могут радовать: 30-35% от потребности. А значит - происходит накапливание неисправностей, преждевременных отказов техники и выходов ее из строя. Сегодня у нас понятия "текущий" и "средний ремонт" перестали существовать; по сути, мы занимаемся латанием дыр. И нередко в последнее время в вопросах эксплуатации техники нам все чаще приходится балансировать на грани фола.

- Нет ли у вас ощущения, что КТОФ в силу своей отдаленности обеспечивается по остаточному принципу?
- К сожалению, есть. И это положение существует уже достаточно давно. Но хочу отметить, что тихоокеанцы - народ стойкий и всегда отличались своей ненадоедливостью. Что касается чего-то попросить, мы действуем по старинке: представили обоснования, расчеты и ждем, что рано или поздно нас обязательно обеспечат всем необходимым. Увы... Кому-то, по-видимому приоритет отдается больший, нежели нам. Не может же быть так, чтобы у всех одинаково не хватало.

- Как вы оцениваете военно-стратегическую обстановку в регионе и какова оценка боеспособности флота специалистами зарубежных тихоокеанских государств?
- Хотим мы того или нет, нынешнее столетие будет эпохой азиатско-тихоокеанского региона, который в последнее время развивается очень динамично. Чего стоит только экономика таких стран как Япония, Южная и Северная Кореи (помните, какой недавно шум был по поводу запуска межконтинетальных баллистических ракет?), Китая, где рост ВВП в последние годы составляет 10-12% ежегодно... А раз многие интересы стекаются сюда, то и для нашего азиатско-европейского государства, которым является Россия, этот регион представляет особый интерес. И в первую очередь - с экономической точки зрения и защиты биологических ресурсов океана. У России много точек соприкосновения со странами азиатско-тихоокеанского региона, и что касается военно-морских флотов, мы готовы сотрудничать по всем направлениям.
Как нас оценивают - это, конечно же, лучше узнать у них. Я могу сказать по данному поводу следующее. 10 лет назад была создана организация, которая носит название "Симпозиум главнокомандущих военно-морскими силами в азиатско-тихоокеанском регионе". Каждые два года проводятся сборы руководителей военно-морских сил региона, где в первую очередь рассматриваются вопросы борьбы с пиратством как разновидностью международного терроризма, с наркотрафиком, с незаконным оборотом оружия. Также решаются задачи по совместной защите биологических ресурсов, спасательным операцям, реализации различных гуманитарных акций. Сегодня в состав этой организации входит 23 страны, и по многим позициям на уровне флотов со всеми странами у нас полное взаимопонимание.
И визит в марте-апреле отряда боевых кораблей Тихоокеанского флота на Марианские острова с заходом на американскую военно-морскую базу "Апра-Харбор" это прекрасно подтвердил. Помимо совместных учений по связи и маневрированию, наши моряки приняли участие в церемонии возложения венков к мемориалу, установленному на острове Гуам в честь американских солдат, погибших при освобождении Марианских островов. По завершении визита американский контр-адмирал Чарльз Лэйдинг отметил, что очень важно сохранить взаимопонимание между военно-морскими силами России и США. Если это удастся сделать, отношения между нашими странами в дальнейшем будут только улучшаться. Согласитесь, приятно слышать, а еще приятнее осознавать, что свою определенную толику в дело налаживания взаимоотношений между двумя державами вносит и наш флот.

- У нас сейчас многое происходящее на международной арене кратно восьми. На ваш взгляд, Тихоокеанский флот входит в число восьми сильнейших в регионе?
- С нами практически все флоты азиатско-тихоокеанского региона хотят иметь хорошие отношения. Простой пример. Без дипломатического договора с Японией на уровне военных моряков у нас сложились очень хорошие партнерские отношения. Мы знаем практически каждого японского адмирала, ушедшего в отставку, и с каждым поддерживаем связь. А с нынешним командующим оперативным флотом морских сил самообороны Японии вице-адмиралом Энити Накасимой у нас просто хорошие человеческие отношения. Именно японские моряки первыми откликнулись на беду, случившуюся с нашим спасательным аппаратом АС-28 на Камчатке. Буквально через час после моего телефонного звонка, была дана команда на плавбазу для выхода в район бедствия и оказания всей необходимой помощи. К сожалению, у нас не было в запасе столько времени (переход к берегам Камчатки занял бы около трех суток - авт.), поэтому мы вежливо отказались.
В июле с официальным визитом у нас находился командующий 7-м флотом ВМС США вице-адмирал Джонатан Гринерт. Вне всякого сомнения, он - человек подготовленный в вопросах знания обстановки, но после посещения базы подводных лодок на Камчатке и конкретно - одной из атомных субмарин адмирал откровенно признался, что испытал нечто, похожее на восторг. Дословно он сказал следующее: "Таких лодок у нас пока нет, и я бы очень хотел, чтобы никогда на море нам не довелось встретиться с российскими моряками по разную сторону баррикад". Я думаю, вряд ли командующий кривил душой. А что касается кратности восьми, предлагаю читателям самим разобраться в этой арифметической казуистике.

- Бытует мнение, что сегодняшний уровень подготовленности и преданности делу личного состава Вооруженных сил, включая все категории, оставляет желать лучшего. Каково ваше мнение на этот счет на примере Тихоокеанского флота?

- Сегодня на службу идут дети, период активного воспитания которых проходил в другой стране, не в той, в которой росло мое поколение. То, что в них заложено - неразбериха эпохи перемен, большое количество "мутной воды", отсутствие азов патриотического воспитания - отразилось и на их характерах, и на отношении к делу, и друг к другу. И все всплески неуставных взаимоотношений, корыстных преступлений и имеющегося негатива в воинских коллективах - следствие этого времени. Я понимаю, что эти слова не радуют слух нынешнего поколения, но уверяю вас, они родились не на пустом месте. Все без исключения преподаватели школ Владивостока и других городов, где дислоцируются подразделения флота, в один голос говорят, что нужно возвращать в школы военную подготовку. Без нее из сегодняшних школьников невозможно воспитать достойных мужчин.

А мы с таким контингентом работаем. Зачастую нам приходится удваивать усилия в воспитательной работе с личным составом. И несмотря на то, что тенденция с призывниками имеет отрицательную динамику (по общему уровню образования и количеству ни к чему не приспособленных людей), это направление, равно как и морально-психологическое состояние на флоте, находится под нашим контролем.
Хуже обстоит дело с состоянием здоровья будущих защитников Родины. По весеннему плану в этом году мы приняли на призывной флотский пункт 2400 человек, из них 1670 прошли через госпиталь с диагнозом ОРЗ и пневмония. Прекрасно понимаю, что это явилось следствием дальнего переезда и пересечения большого количества часовых поясов, но настолько ослабленная иммунная система молодых людей не может не вызывать опасений. Многих приходится ставить на "откорм", поскольку весовые характеристики будущих защитников не отвечают никаким требованиям. Повышается процент зависящих от наркотиков и алкоголя, мы пытаемся выявлять таких людей на ранней стадии, и в связи с этим хочется предъявить претензии к работникам военкоматов. Я понимаю, что план по призыву - святое дело, но людей, находящихся в явной зависимости, нужно вычленять и ни в коем случае не направлять на военную службу. Мало того, что это чревато очень нехорошими последствиями, но еще и затратно с финансовой стороны. Сначала за счет средств налогоплательщиков их везут через всю страну к месту службы, потом через два-три месяца - обратно. Из тех же самых "весенников" мы были вынуждены выбраковать и отправить по месту призыва порядка 60 человек.

Я пока не очень хорошо представляю, как мы будем комплектоваться, когда срок службы по призыву сократится до одного года, поэтому задачу своим подчиненным ставлю одну: на основные должности, определяющие боеспособность кораблей и частей, набрать до 40-50% личного состава по контракту. Следует, правда, признать, что большинство из тех, кто сегодня идет служить по контракту, это - либо люди с низким социальным статусом, либо без базового образования и специальности, либо те, кто просто не нашел себе места на гражданке. Поэтому сначала их нужно научить, откормить, подготовить физически и умственно, а затем, уже громко именовать военными профессионалами и допускать к эксплуатации сложных видов техники и вооружения. Понимаю, что это неправильно, но, по-видимому, ситуация здесь не изменится до тех пор, пока зарплаты в Вооруженных силах не будут конкурентноспособны с теми, которые платят на гражданке. Тогда и очередь из желающих служить будет выстраиваться, и отношение к службе будет совершенно иное.
Что касается офицерского состава, то примерно с 2000 г. наметилась положительная тенденция в плане подготовки на базе нашего Тихоокеанского военно-морского института. И, что приятно отметить, в институт приезжают учиться ребята не только из близлежащих регионов, но и из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, с Кубани... Отток лейтенантов, не желающих служить, сегодня намного сократился. Если в период с 1995 до 2000 г. таковых было до 30%, сейчас - практически единицы. И перспектива в службе целиком зависит от целеустремленности каждого офицера. У нас сегодня много таких ребят, которые всего через 12-15 лет службы и окончания академии уже доросли до должностей начальников штабов дивизий, командиров атомных подводных лодок, больших противолодочных кораблей.

- Скажите, насколько сложнее сегодня решать социальные проблемы военнослужащих по сравнению с прошлыми годами?

- Если говорить об обеспеченности жильем, это - один из самых болезненных вопросов. Мы просчитали, если бы нам давали ежегодно 1 миллиард 200 миллионов рублей, а не как сегодня (в 2,5 раза меньше), нам бы хватило пяти лет, чтобы закрыть жилищный вопрос на Тихоокеанском флоте полностью. Кроме того, отчасти была бы решена демографическая проблема в Приморье. У нас очень много офицеров, служащих на Камчатке и Сахалине, которые после увольнения в запас со своими семьями и детьми (согласитесь, это - не самая худшая категория людей) хотят переехать на постоянное место жительство во Владивосток. Но мы не можем их обеспечить квартирами.

И, казалось бы, проблема эта давно перешагнула за рамки лишь одного флота, решать же ее приходится нам. Вместо того, чтобы строить в год по 800-900 квартир, мы строим 300-400, а ежегодно увольняем более тысячи человек. Проблемы с жильем накапливаются, растущая социальная напряженность, увы, на пользу делу не идет. Есть проблемы и другого характера, но по сравнению с жилищной они значительно слабее и не таких масштабов. Мы в курсе всех, и достойное их решение - в нашей компетенции.

Беседовал Виктор СИРЫК
Москва - Владивосток - Москва

http://voin-brat.ru/content/view/68/20/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован