Водный коридор Дунай-Одер-Эльба является недостающим звеном, которое сможет соединить Чехию с остальными европейскими водными путями. Этот многофункциональный водный проект может повысить глобальное значение региона Трех морей в мировой экономике.
Чешская Республика считается сердцем Европы. И это высказывание более абсолютно верно. Это сердце, от которого идут две из трех важнейших артерий Европы. Этими артериями являются Одер и Эльба.
Несколько сотен километров водных каналов могли бы превратить Чехию в государство, через которое могла бы бесперебойно проходить большая часть европейской торговли. Почему бы не воспользоваться этой возможностью, когда сама природа предлагает такую связь? К сожалению, многие люди, а особенно зеленые активисты против этого.
Создание лучшего соединения
Это уникальный проект, целью которого является соединение трех морей: Черного, Балтийского и Северного. Он напрямую соединит Чехию, не имеющую выхода к морю, с тремя крупными европейскими портами. Немецкий Гамбург на Эльбе, польский Щецин на Одере и румынская Браила на Дунае.
Чтобы полностью понять важность этого транснационального европейского проекта, важно помнить, что Чешская Республика является единственной страной среди 27 государств-членов ЕС, которая не связана с морем ни напрямую, ни качественным водным путем. Предположим, мы дополним вышеупомянутое информацией о том, что 40-60% цены каждого товара составляют транспортные расходы. В этом случае мы можем сделать вывод, что Чешская Республика все больше погружается в экономическую изоляцию внутри ЕС.
Проект состоит в общей сложности из трех этапов. Если бы строительство началось сейчас, заключительный этап был бы завершен в 2040 году. Какова могла бы быть сумма инвестиций? До начала нынешнего кризиса общая стоимость строительства оценивалась в 24,4 миллиарда евро.
Первоначальный же проект предполагал дальнейшее объединение европейских рек. Второй этап проекта заключался в соединении рек Одер и Висла на чешско-польской границе. На этом этапе должно было произойти соединение Чешской Республики с польским городом Гданьск. Затем на третьем этапе должно было произойти соединение реки Рейн с Дунаем. Это соединение позволит судам идти из Чешской Республики через Германию в Нидерланды, Бельгию и Францию.
Место для надежды
К сожалению, была выполнена только часть всего проекта водного пути. Но даже сегодня многие призывают к строительству канала Дунай-Одер-Эльба, в том числе президент Чехии Милош Земан, самый ярый сторонник проекта. Против реализации проекта выступает множество сил. От обычных людей, живущих в прилегающих к рекам районах до экономистов, которые утверждают, что канал устарел, а затраты перевешивают выгоды.
Хотя о создании канала пока ничего не известно, многие чехи надеются, что этот проект позволит добиться европейской экономической известности. И кто знает, может быть, давно забытая мечта осуществится в сегодняшние сложные экономические и политические времена. Проект канала Дунай-Одер-Эльба сделает страны Инициативы трех морей стратегическим партнером для экономически более мощных государств Западной Европы. Но сначала ему придется преодолеть сильное внутреннее сопротивление.