Эксклюзив
Мурашев Александр Михайлович
11 сентября 2015
6093

Кит в бухте Аукан

Кит в бухте Аукан? Старожилы не помнят, чтобы кита выбрасывало на прибрежную отмель в Татарском проливе. В природе известно такое явление, когда по неустановленной наукой причине киты выбрасываются на берег сами, но этот кит попал во льды и погиб.

Известие о ките застало меня в момент сборов на Тумнин. Зимой на снегоходе можно за пару часов добраться от железнодорожной станции Тумнин до бухты Аукан. Почти километровая перейма или томболо отделяет эстуарий реки Аукан от бухты. Какую только рыбу здесь не ловят! Железнодорожная станция Акур находится километрах в двадцати от побережья, однако рыбаки и туристы приезжают на джипах даже от самого посёлка Ванино.

Для путешествующих по этому маршруту следовало бы добавить, что зимник проложен в бухту по живописной местности в Тумнинском заказнике. По восточным отрогам невысокого Заречного хребта дорога огибает истоки речки Аукамхи (в народе её называют на русский манер «Ауканка») и по марям вдоль ручья Могучий выходит к заболоченному эстуарию Аукана.

Зима на побережье в этом году выдалась тёплая. Только начнёт примораживать ледяное поле к берегам, вдруг шторм, прилив, и вновь качаются на волнах отдельные льдины. В Аукане обосновалась артель национального коллективного хозяйства орочей. Корюшки рыбакам удалось заготовить, но о лове наваги нечего было и мечтать. То здесь, то там лёд трескался и расходился, угрожая перекрыть смельчакам  доступ к берегу. Подвижка льда продолжалась весь январь и начало февраля, поэтому надёжный припай так и не образовался.

Выйдя как-то утром на берег, рыбаки увидели колышущуюся на отмели тушу кита. Начался отлив, и волны лениво перекатывались по обледенелой туше животного. Рыбаки быстро снарядили резиновую лодку и, рискуя жизнью, пробрались к киту. Оказалось, это горбач – так называемый горбатый кит около пятнадцати метров в длину и весом не менее двенадцати тонн. Из посёлка Ванино прибыло несколько человек порыбачить, отдохнуть и повеселиться. Все вместе и поодиночке сфотографировались у туши кита, затем рыбаки вырубили кусок мяса  с жиром и отправились пробовать. В последующие дни туша лежала на том же самом месте, а образовавшийся припай позволял подходить к киту по льду.

Кроме приезжих, в балагане оставалось три рыбака. Рыбацкий балаган – сбитый из досок каркас, обшитый снаружи рубероидом. В железной печке постоянно горят дрова, поэтому не холодно. Особенно, когда разгорячённые мужики возвращаются с рыбалки и, рассевшись вокруг длинного стола, закусывают. О чём только не говорят рыбаки, когда соберутся компанией! Первый тост, как водится, за встречу. А после…

- Мужики, а вы знаете, какой детородный орган у кита? - спросил кто-то из них.

-Метра три в длину будет! Точно, не вру. Видел, по телевизору показывали, - сказал кто-то.

Мужики развеселились:

- По телевизору нечего больше показывать?! То Думу покажут народу, то член кита!

- Да-да, показывали совокупление китов, сами видели, - подтвердили приезжие. – Теперь это элемент экологического воспитания школьников.

- Что, обязательно китов надо показывать?

-При чём здесь киты? Ты видел, слон плывёт по Амазонке, какой у него болтается, этот…?! Тоже по телевизору показывали.

-Слушай, мужики! Пойдём, посмотрим, пока кита назад в море не унесло.

По такому случаю выпили ещё по одной – за мужскую крепость «как у кита», и, вооружившись топорами, скользя по льду и ёрничая, гуськом направились к киту.

Кит лежал полубоком. За ночь он ещё больше обледенел. Изо льда торчал хвостовой плавник, и возвышалась передняя часть туши. Сквозь лёд, рядом с тушей, виднелось ещё что-то, колышущееся у самого дна.

-Вот так номер! Вырубаем здесь.

Риск был большой, но любопытство, по-видимому, ещё сильнее. Позабыв об опасности, мужики трудились в поте лица.

-Не доберёмся… Слишком низко вмёрз, - засомневался один из рубщиков.

В это время лёд затрещал и разошёлся. Побросав топоры, рыбаки перепрыгнули на край берегового припая:

-Ну его к бесам! За ночь подмёрзнет, дорубим.

Ночью лёд взломало. Прибой соорудил на берегу бастион из колотого льда. Унесло и вмёрзшего в лёд кита. Утром море волновалось до самого горизонта.

Когда знакомый лесник привёз меня на снегоходе в Аукан, у берега вновь образовалось ледяное поле.

-Где же кит? – спросил я разочарованно.

-Намеревались зацепить его за хвост и вытащить на берег, но бульдозерист опоздал, - сообщил рыбак, оставленный сторожить имущество артели.

- Лёд тонкий. Неделю ждали, когда припай окрепнет, не знали уж, чем заняться, - пояснил он, - рыба к берегу не подходит. Все рыбаки ночью выехали в Ванино до конца февраля. Когда ожидается ход зубатки. Надеются, что к тому времени припай окрепнет.

- А моржи сюда не заплывают? – поинтересовался я.

- Моржей не видели, а вот нерпы много. Любопытное животное, совсем как человек!

-Рассказывают, профессор в Хабаровске работал. Любимой шуткой у него была такая. Заходит, например, в кабинет дама. Вся из себя, жеманится… Профессор предлагает ей сесть.

-Что вы, что вы, я постою!

-Да нет, садитесь.

Стульчик у него был небольшой. Стоило барышне сесть, как он ей и говорит: Вы знаете, на чём сидите?

-Как на чём?

-На члене моржа!

-Ничего человеческое не чуждо даже профессорам, - улыбается рыбак. – Тоже ведь мужики! Интересно, о чём они говорят, когда соберутся компанией?

-О женщинах, о чём же ещё им говорить в городе! Это вам из моря китов приносит.

Александр Мурашев.

Бухта Аукан – Хабаровск.

Бухта Аукан в феврале.

В таёжном зимовье.

  

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован